НИЦШЕ В
РОССИИ. — Влияние Н. на русскую лит-ру начинается с 90-х гг. XIX
в. Когда мелкобуржуазная интеллигенция отходит от революционного движения, она
меняет свои вехи под знаком Н. Характерны в этом отношении Минский («При свете
совести», а также стихи) и Шестов («Добро в учении Толстого и Ницше»,
«Достоевский и Ницше»). Оба ставят своей целью апологию аполитизма и
ренегатства. Основное, что берется ими из Н., это имморализм, обесценивание
самопожертвования, агностицизм, скептицизм.
В подобном же аспекте — как проповедник
антисоциального индивидуализма, протестант против нивелирующей механизации
современной жизни — осваивается Н. в ограниченном рамками буржуазного мышления
мелкобуржуазном бунте Л. Андреева. Осмыслению Н. в теоретизированиях Шестова
отвечает художественная практика вульгарного ницшеанства, докатывающегося
вплоть до бульварной лит-ры и сводящегося к декларации прав безумно
наслаждающейся личности, к критике устаревших стеснительных предрассудков
буржуазной морали и быта (герои Арцыбашева, А. Каменского и др., нигилист эпохи
реакции).
Наиболее значительным было влияние Н.
на лит-ру дворянской интеллигенции, переживавшей в 90-х гг. фазу наибольшей
депрессии и идеологического разложения. Ницшеанская струя в этой декадентской
лит-ре знаменовала известный подъем активности: пессимизм, мотивы отчаяния,
гибели, «лунная» лирика и т. п. вытесняются «трагическим утверждением» жизни,
асоциальным самоутверждением личности, «солнечной» лирикой. Аморализм Н.,
сочетаясь с влияниями Бодлера и Уайльда и др., принимает черты любования
«цветами зла», «дионисийство» Н. воспринимается
106
как
эмансипация страстей и темных инстинктов, как освобождение плоти, культ радости
(Бальмонт, лирика Мережковского и др.).
В 900-х гг., в период резкой
активизации всех классов, ответом на запросы, поставленные надвигающейся
революцией, для кругов дворянской интеллигенции, к которой примыкала группа
символистов (Мережковский, Вяч. Иванов, А. Белый, Эллис, З. Гиппиус, С.
Соловьев и др.), служила идеология «религиозной общественности», «соборности»,
теократии и пр.; чаяниям этого «третьего царства» придавалась
«революционно-апокалиптическая» окраска. Эта идеология, выражавшая претензии
дворянской интеллигенции на руководящую роль в общественном движении и
стремление к расширению своей социальной базы, впитавшая в себя элементы
реакционной дворянской фронды против бюрократии и отражавшая фракционную борьбу
поместного дворянства с промышленным капиталом внутри буржуазно-дворянского
блока, по существу являлась «юнкерским» вариантом в процессе становления
идеологии монополистического капитализма. В этот период для дворянской
группировки символистов становится злободневным лозунг преодоления Н. — выхода
из замкнутого круга индивидуализма на арену общественности. С другой стороны,
Н. переосмысляется: он воспринимается уже не как психолог и моралист, а как
философ и религиозный проповедник. Осваивается первый («Рождение трагедии») и
последний («Заратустра») периоды творчества Н. В явном отступнике христианства
разоблачается тайный ученик Христа, в сверхчеловеке — богочеловек. Аморализм и
агностицизм Н. истолковываются как принципы мистической свободы и религиозной
веры, ницшеанский девиз «amor fati» — как христианская покорность богу, идея
«вечного возвращения» — как оболочка мессианистического учения о «втором
пришествии» и т. п. Мережковский, пересматривая догматы «исторического
христианства» в смысле примирения их с светской цивилизацией, центр тяжести у
Н. видит именно в религиозном пафосе «святой плоти» («Толстой и Достоевский»,
«Религия и революция»). Образ ницшеанского человека Мережковский воплощает в
Юлиане, в Л. да Винчи («Смерть богов», «Воскресшие боги»). Метод мышления
полярностями и их заданными совпадениями у Мережковского аналогичен приемам
квазидиалектики Н. В «Золоте в лазури» А. Белого в изобилии встречаются мотивы
и образы «Заратустры» и лирики Н.; симфония «Возврат» посвящена переосмыслению
тем Н. (вечное возвращение). Белый особенно ценил афористическую форму мышления
Н., которая рождается «из музыкального пафоса души», «вовсе минуя теорию
знания». Форма литературно-критических и философских статей Белого, с ее
насыщенностью образами, заменяющими термины символами, с ее развертыванием
мифологии, сочетанием элементов философского рассуждения, лирики,
публицистической и религиозной проповеди, обнаруживает сходство с формой Н.
(«Арабески»). В лирике Вяч. Иванова
107
постоянно
возникают трансформированные темы Н., главным образом тема Диониса (ср. также
его критические статьи и исследования по истории религии). Если для Н. основное
в Дионисе — голос воли, то для Иванова — смерть и возрождение, концепция, в
мифологической форме воспроизводящая мечты о возрождении культуры его класса на
новой основе. Идеи «соборности», преодоления индивидуализма отлагаются как миф
о дионисийском растворении индивидуального во всеобщем.
В освоении Н. русской
буржуазно-дворянской интеллигенцией начала XX в. существовало тоже
противоречие, которое возникло позднее в лагере германского фашизма. С одной
стороны, философия Н. является тонизирующим средством для поднятия активности
упадочных классов, является выражением империалистических стремлений, служит
для борьбы с материализмом, с либерально-демократическими пережитками, с другой
стороны, она не пригодна как идеологическая платформа для расширения социальной
базы диктатуры господствующих классов. Отсюда «преодоление» Ницше в концепциях
«третьего царства», «соборности» и пр., являющихся прототипом фашистского
лозунга «третьей империи».
Значительным было влияние Н. на
развитие империалистических мотивов в творчестве Брюсова, Гумилева. Мотивы
крайнего индивидуализма разрешаются у Брюсова не только в аморальный эстетизм,
как у Бальмонта, но и в пафос «воли к власти», в упоение мощью, в культ
грандиозного. Пафос овладения миром закрепляется в образах героев всемирной
истории, вождей, завоевателей, стоящих «по ту сторону добра и зла». «Amor fati»
дается не как христианская покорность богу, а как приятие сильным человеком
своей трагической судьбы. Этим темам поэзии Брюсова отвечает его проповедь
империализма в политических статьях (журн. «Новый путь»). Брюсову ближе не
дионисийство, не мифотворчество Н., а Н. как апологет Ренессанса, античного и
французского классицизма, ницшеанский «Аполлон». Эта линия освоения Н.
продолжается в лирике Гумилева, в к-рой военно-феодальная героика сливается с
идеологией империалистического капитализма. У Гумилева развиваются ницшеанские
мотивы презрения к либерализму и демократии, противопоставления низших и высших
рас, аристократии — черни, прославления сильных личностей. В лице Гумилева ницшеанская
волна русской лит-ры доплескивается до фашизма, являясь показателем активизации
контрреволюционных общественных групп.
Буржуазная лит-ая критика в
стремлении нейтрализовать творчество М. Горького создала легенду о ницшеанстве
молодого Горького, поддерживавшуюся меньшевиками и опровергавшуюся еще
Воровским, как и самим Горьким. Романтическая окраска революционности раннего
Горького, отвлеченность и фантастичность его образов, имевшие источником
незрелость пролетарской массы, неясность ее представлений о своем
108
положении,
о будущем обществе, брались за одни скобки с реакционным неоромантизмом
декадентов. Борьба Горького за права человеческой личности, попираемые
капитализмом, борьба с мещанством выдавалась за ницшеанский индивидуализм,
эстетический аморализм, смешивалась с ницшеанской критикой буржуазной
действительности. Фактически ницшеанство всегда оставалось лишь формой
«самокритики» господствующих и падающих классов или критикой капиталистического
общества с позиций наиболее реакционных его групп.
Б.
Михайловский