760
ПРИМЕЧАНИЯ
О МНИМОМ
КРИЗИСЕ МАРКСИЗМА
Настоящая публикация представляет собой
написанный Плехановым конспект его лекции, направленной против
«критиков» Маркса, главным образом Э. Бернштейна и К.
Шмидта. Время прочтения лекции устанавливается имеющимися в конспекте
датами публикации упоминающихся в нем статей. Это конец весны
— начало лета 1898 г. Как раз к этому моменту относятся письма
Плеханова к К. Каутскому и Л. И. Аксельрод, в которых он
сообщает о своем твердом решении начать кампанию против Бернштейна
и Шмидта (см. Настоящее издание, общее примечание к статье «Бернштейн и
материализм").
Лекция была, очевидно, прочитана в Женеве. За
это говорит одна фраза реферата: «Пойдите в женевскую публичную библиотеку,
возьмите 28-й том... » и т. д. Однако Плеханов выступал с той
же лекцией и в других городах. Из сохранившегося в
Плехановском архиве неопубликованного письма итальянского
социалиста Скиави из Рима от 19 июня 1898 г. ясно, что Плеханов читал лекцию
«О мнимом кризисе марксизма» и в Италии.
Лекция «О мнимом кризисе марксизма» позднее
была разбита на несколько статей. Первая часть лекции ближе всего подходит к
статье «Бернштейн и материализм», вторая — к статье «Конрад Шмидт против Карла Маркса и Фридриха Энгельса», наконец, последняя — о материалистическом понимании истории — не нашла прямого отражения в какой-либо специальной статье, хотя мысли, в ней развитые, разбросаны в целом ряде плехановских работ.
Выступления Плеханова на тему о «кризисе»
марксизма пользовались, по-видимому, широкой известностью. И именно этим надо
объяснить просьбу редактора журнала «Mouvement Socialiste» Лагарделя дать для этого журнала статью «Существует ли
кризис в марксизме» (неопубликованное письмо от 19 октября 1901 г.
).
761
В архиве сохранился автограф конспекта лекции,
написанный по-французски. По-русски он был опубликован
впервые, посмертно в журнале «Летописи марксизма», 1927 г., IV, стр. 21—29.
Вторая публикация в «Литературном наследии Г. В. Плеханова», сб. V, стр. 19—29,
была сделана с перевода, сохранившегося в архиве и заново отредактированного. В настоящем издании печатание производится по тексту
«Литературного наследия», заново сверенному с французской
рукописью.
К стр. 335
1 «Молодые» —
мелкобуржуазная, полуанархическая
оппозиция в германской социал-демократической партии, возникшая в 1890 г. Отрицая
всякое участие в парламентской
деятельности, «молодые» прикрывали левой квазиреволюционной
фразеологией свою оппортунистическую сущность.
Это подтвердилось дальнейшей эволюцией членов группы, примкнувших позднее частью к анархистам, частью к крайним оппортунистам.
По социальному составу группа состояла в основном из интеллигентов. В октябре 1891 г. на Эрфуртском съезде «молодые» были исключены из
партии.
2
Бернштейн открыл
поход против революционного марксизма летом 1898 г.
серией статей «Probleme des Sozialismus» («Проблемы социализма»),
печатавшихся в теоретическом органе германской социал-демократической
партии «Die Neue Zeit» («Новое время»).
3 В третьем
приложении к «Vorwärts!» («Вперед!») от 17
октября 1897 г.
была напечатана статья Конрада Шмидта «Kant, sein Leben und seine Lehre» («Кант, его жизнь и его учение»), о которой в дальнейшем идет речь.
4 Статьи немецкого
буржуазного экономиста Юлиуса Вольфа, широко использовавшиеся
ревизионистами, печатались в 1898 г. В одной из них Вольф
писал о Бернштейне: «Важность его суждений не может быть переоценена. Это удар кулаком в лицо современной социалистической теории, открытое объявление ей войны» (см. Плеханов, Соч.,
т. XI, стр. 30).
5 См. статью Плеханова «О книге Масарика» (Настоящее издание, т. II).
К стр. 336
1 Приведенные в тексте
слова заимствованы Плехановым из предисловия В. Адлера к итальянскому переводу
книги Энгельса «L'economia politica». Con prefazioni di Filippo Turati, Victor Adler e Karl Kautsky. Milano 1895, p. 13 («Политическая экономия». С предисловием Филиппо Турати, Виктора Адлера и Карла Каутского. Милан 1895, стр. 13). Против приведенной
цитаты на экземпляре из библиотеки Плеханова имеется его заметка: «Адлер забыл это теперь».
2
Речь идет о статье Бернштейна «Das realistische und das ideologische Moment des Sozialismus» («Реалистический и идеологический моменты социализма»), напечатанной в «Die Neue Zeit» № 34 от 27 мая 1898 г.
К стр. 337
1 В неопубликованном варианте статьи «Бернштейн и материализм» Плеханов указывает источник, откуда им взята фраза Штреккера. Это — книга последнего «Welt und Menschheit» («Мир и человечество»). По поводу слов
Бернштейна «вполне в духе Канта» Плеханов писал Л. И. Аксельрод 14 апреля 1899 г.:
«Если я говорил
Бернштейну, что материалисты высказывались иногда «völlig im Sinne Kants», то это было иронически;
материалисты не отрицали возможности познания внешнего
мира, а кантианец должен
762
отрицать ее. Материалисты говорили: мы знаем
вещи в себе поскольку они на нас действуют, а как они
выглядят независимо от нас, нам неизвестно»
(«Литературное наследие Г. В. Плеханова», сб. I, стр. 314).
2 См. Ламеттри, Трактат о душе (Избранные сочинения, Гиз, 1925, стр. 45 и 47).
3 См. Гольбах,
Система природы, Соцэкгиз, 1940, стр. 273 и 289.
К стр. 339
1 Цитата из книги
Гексли о Юме, неоднократно использовавшаяся Плехановым.
Плеханов цитирует по
французскому переводу книги: Т. Huxley, Hume, sa vie et sa philosophie, Paris 1880, p. 108 (T. Гексли, Юм, его жизнь
и его философия, Париж 1880, стр. 108).
2 Цитата, которую
хотел привести Плеханов из статьи «Spinosiste» (а не «Spinosisme»), вероятно, та же,
что приведена в его статье «Бернштейн и материализм»
(см. Настоящее издание, т. II, стр. 356).
К стр. 340
1 Плеханов имеет здесь в виду следующее
известное место из книги Энгельса «Людвиг Фейербах и конец
классической немецкой философии»: «...существует
ряд... философов, которые оспаривают возможность познания мира... Самое же решительное опровержение этих, как и всех прочих, философских вывертов заключается в практике, именно в
эксперименте и в промышленности. Если мы можем доказать правильность нашего
понимания данного явления природы тем, что мы сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные
произведения, т. II, Госполитиздат, 1955, стр. 351).
К стр. 341
1 Плеханов, вероятно, имеет в виду следующее место своих «Очерков по истории материализма»:
«Что касается превращения «вещи в себе» в
бога, то не лишне отметить, что отцы церкви определяли своего
бога точь-в-точь так, как кантианцы определяют свою «вещь в себе». Так, по
Августину, бог не подходит ни под одну из категорий: «чтобы
мы так понимали бога, если и поскольку мы «это можем, благим и все
же не обладающим никаким качеством, великим и все же
бесколичественным творцом и все же не испытывающим никакой
нужды, присутствующим и все же не занимающим никакого
положения, вездесущим всем своим существом и все же не занимающим места, вечным и все же находящимся вне времени»» (см. Настоящее издание, т. II, стр. 42).
К стр. 343
1 См. К. Маркс, Из послесловия ко второму немецкому изданию первого тома «Капитала» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные
произведения, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 416).
К стр. 344
1 Плеханов противопоставляет здесь две школы
французской живописи XVIII в. — школу упадочной
живописи, гармонировавшую со вкусами и нравами вырождающейся аристократии
предреволюционной эпохи, и школу классической живописи эпохи
революции, обратившуюся к изучению античных образцов, откуда она
могла почерпнуть революционные и героические темы. Картины Давида, которые
имеет здесь в виду Плеханов и которые неоднократно
упоминаются им в других работах: «Клятва Горациев» и
«Ликторы приносят к Бруту тела его сыновей».
763
2 Статьи Бернштейна в «Die Neue Zeit» — «Der Kampf der Sozialdemokratie und die Revolution der Gesellschaft» («Борьба социал-демократии и революция общества») и др.
К стр. 345
1 Истина Ла-Полиса — истина, очевидная сама по себе, которую нет надобности доказывать.