Предисловие
Человек, не занимающийся научной деятельностью, видит
науку с одной стороны – со стороны результатов научного
поиска, уже апробированных, одобренных и признанных
научной общественностью в качестве найденных истин.
Однако существует и другая, куда менее заметная (и
знакомая только исследователю) сторона науки – извилистые
пути-дороги, на которых обретаются истины. На путях
этих чаще слышно однотонное: «исследуем», «ищем», «допустили
ошибку», «заблуждаемся», чем восторженное – «открыта
еще одна истина!».
Каждый ученый хорошо знает, что поиск истины – это
и ночи без сна с мучительными размышлениями о сущности
исследуемого явления, и десятки отброшенных в ходе
эксперимента гипотез и догадок, это порой вереница
дней, а иногда и суток, проведенных в лаборатории за
приборами. Научная деятельность – это поиск, поиск
напряженный, целеустремленный, но... далеко не всегда
результативный. Вот почему с такой ни с чем не сравнимой
радостью исследователь воспринимает успех, даже самый
незначительный, но ведущий его по пути к истине. Обретение
истины в серьезной поисковой работе– явление не частое.
Проблеме истины посвящено немало интересных, глубоких
и содержательных книг и статей; нет сомнения, что труды
эти безусловно полезны и поучительны, поскольку в них
показан процесс развертывания истины, и мы не собираемся
оспаривать их достоинства и подвергать сомнению необходимость
дальнейшего и более глубокого исследования истины.
Но представляется не лишенным основания утверждение,
что, поскольку процесс познания связан с возможностью
возникновения заблуждений, научная разработка теории
познания должна включать в себя их анализ и что без
исследования связи познания с заблуждением не является
достаточно полным и само понимание истины.
Исследование проблемы ошибок и заблуждений в научном
познании и дает возможность осветить вторую, так сказать
«теневую», сторону науки.
Читатель не найдет в книге готовых «рецептов-рекомендаций»
по преодолению ошибок и заблуждений, скажем, в биологии,
физике, химии и других науках, да эти рецепты едва
ли могут быть составлены априори. Это обусловлено тем,
что каждая конкретная поисковая ситуация определяется
особенностями исследуемого объекта, экспериментальными
возможностями и многими другими факторами, достаточно
индивидуализирующими протекание познавательного процесса.
К тому же автор и не преследовал такой цели. Он попытался
разрешить иную, более важную задачу: выявить теоретический
смысл заблуждений, возникающих в научном познаний,
что может оказать методологическую помощь при анализе
заблуждений в конкретном научном поиске. И в этом,
теоретическом отношении книга может быть в определенной
мере полезной.
Руководствуясь положением марксистской теории познания
об относительном, приблизительном характере отражения
человеком действительности, о движении познания через
относительные истины к истине абсолютной, автор сосредоточивает
внимание на исследовании противоречий этого процесса,
одним из выражений которого и является наличие заблуждений
в знании. Анализ проблемы заблуждений даёт возможность
полнее и глубже представить истину как процесс.
Читатель найдет в книге характеристику природы заблуждений,
анализ их объективных и субъективных источников, путей
преодоления. В книге дается оценка заблуждений в истории
познания как моментов развертывания знания на пути
к истине в общественно-историческом познавательном
процессе. По нашему мнению, интересна и характеристика
специфики заблуждений в истории науки, критика догматизма,
релятивизма и эклектизма как источников заблуждений.
Проанализированы также отрицательные последствия нарушений
диалектики взаимоотношения теории и практики, ведущие
к «практицизму», а через него – к заблуждениям.
В книге содержится значительный материал из истории
науки и философии, анализ которого позволяет сделать
довольно актуальные выводы. Позитивное решение вопросов
сопровождается критикой идеалистической гносеологии
по проблеме заблуждения.
Резюмируя впечатления о предлагаемой читателю книге
«Преодоление заблуждения в научном познании», хочется
отметить, что это не популярный труд, а серьезное исследование,
посвященное сложнейшей специальной проблеме теории
познания. Автору тем не менее удалось изложить ее доступным
языком, что делает работу понятной не только специалисту-философу,
но и исследователю в любой иной отрасли знания. Читатель,
несомненно, найдет в книге интересные размышления об
актуальных вопросах теории познания и поисковой деятельности.
Лауреат Ленинской премии академик
Н.П. Дубинин
Доктор философских наук
Э.В. Ильенков
9 марта 1978 года
Предисловие к книге:
Заботин П.С.
Преодоление заблуждения в научном познании
Москва, 1979