Идеал
(от греч. ίδέα) – образец, норма,
идеальный образ, определяющий способ и характер поведения
человека или общественного класса. Творчество по идеалу,
формирование вещества природы на основе идеала представляют
собой специфически человеческую форму жизнедеятельности,
отличающую ее от деятельности животных. В качестве
всеобщей формы целеполагающей деятельности идеал выступает
во всех областях общественной жизни – социальной, политической,
нравственной, эстетической и т.д. Категория идеала
обладает глубоким социальным значением. На протяжении
веков прогрессивные классы в борьбе против отживших
форм общественных отношений черпали свой энтузиазм
в высоких идеалах свободы, равенства, братства. В наше
время идеалом трудящихся всего мира является коммунизм,
построение коммунистического общества, осуществляемое
в СССР. «Каждый новый шаг к сияющим вершинам коммунизма,
– говорится в Программе КПСС, – воодушевляет трудящиеся
массы всех стран, служит огромной моральной поддержкой
в борьбе за освобождение всех народов от социального
и национального гнета, ускоряет торжество идей марксизма-ленинизма
во всемирном масштабе» 1.
Наиболее остро проблема идеала была поставлена в немецкой
классической философии. Кант, связав проблему идеала
с проблемой внутренней цели, рассмотрел ее в анализе
эстетической способности суждения. Согласно Канту,
явления, не имеющие цели, которая могла бы быть представлена
образно, не имеют и идеала, например естественно-природные
ландшафты. Также не могут иметь идеала и предметы,
имеющие свою цель «вне себя», как, например, орудия
труда, инструменты и пр. Единственным из известных
нам явлений, – говорил Кант, – действующих по внутренней
целесообразности, является человек как представитель
рода, составляющего его цель. В животном внутренняя
целесообразность осуществляется, как и в растении,
без сознания и воли, лишь инстинктивно.
Для человека характерно свободное, т.е. сознательно
совершаемое действие в согласии с универсальной, всеобщей
целью рода человеческого. Идеал и ость это представление
об итоговом совершенстве человеческого рода. Он включает
в себя, таким образом, осознание того, что человек
есть самоцель собственной деятельности, и ни в коем
случае не средство для кого-то или для чего-то, будь
то бог или вещь в себе.
Согласно Канту, идеал как состояние достигнутого совершенства
человеческого рода, представляемое нами уже сегодня,
характеризуется полным преодолением всех противоречий
между индивидом и обществом, т.е. между индивидами,
составляющими общество (род). Внутри индивида, внутри
его сознания, это состояние выразилось бы как полное
преодоление противоречий между всеобщим и единичным,
между целым и частью, между умопостигаемым и чувственно-эмпирическим
миром, между долгом и влечением и т.д. Каждый шаг по
пути прогресса есть поэтому шаг на пути реализации
этого идеала, который люди всегда смутно чувствовали,
но не умели теоретически сформулировать его состав.
Кант считал свою миссию в истории состоящей в том,
что он в своих сочинениях впервые осознал этот идеал
и теоретически.
Однако при таком толковании этот идеал оказывается
как раз чем-то абсолютно недостижимым или достижимым
лишь в бесконечности. Идеал, как горизонт, все время
отодвигается в будущее по мере приближения к нему.
Между каждой наличной, данной ступенью «совершенствования»
человеческого рода и идеалом всегда лежит бесконечность
– бесконечность эмпирического многообразия явлений
в пространстве и времени. Как только человек начинает
мнить, что он достиг конца пути (в науке, в политическом
строе, в морали и т.д.), так мнимость эта сейчас же
обнаруживается для него в виде антиномий, в виде противоречий,
раздирающих его сознание. В науке это положение выражается
в том, что по поводу каждого предмета всегда возможны
по крайней мере две взаимоисключающие теории, равно
оправданные и с точки зрения «чистой логики», и с точки
зрения опыта. Эти антиномии – индикаторы вечной незавершенности
познания и нравственной сферы («практики») – Кант анализирует
в «Критике чистого разума» и в «Критике практического
разума».
Согласно Канту, ни теоретический, ни практический идеал
невозможно задать в виде образа – в виде чувственно
созерцаемой картины «совершенного» и «завершенного»
состояния, ибо в науке это было бы претензией на изображение
«вещи в себе», а в «практическом разуме» – на изображение
бога. Но ни «вещь в себе», ни бога чувственно представить
себе нельзя. Их можно только мыслить как условия возможности
и науки, и нравственности, как гарантии «теоретического»
и «практического» разума, всегда остающиеся «по ту
сторону» рассудка и опыта, как необходимые априорные
допущения, делающие возможными и опыт, и рассудок.
Иными словами, в теоретическом разуме (в науке) идеал
может выступать только в виде постулата «запрета противоречия»,
а в «практическом разуме» – в виде категорического
императива. Эти постулаты никогда не могут быть реализованы
в реальной деятельности человека (в науке и практике).
Они действуют здесь лишь как априорно принимаемые «регулятивные
принципы» деятельности. Единственно, где идеал как
непосредственно созерцаемый образ «совершенства» и
«завершенности» может быть дан, это – в искусстве,
в художественном творении гения. Здесь достигается
«примирение» всеобщего (нормативного) и индивидуального
(характеристичного), целого и частей, морального и
легального, должного и сущего и пр. Поэтому идеал выступает
как прекрасное. Если «характеристичное» (индивидуальное)
преувеличено за счет «нормального» (абстрактно-всеобщей
нормы), то красота исчезает и возникает карикатура.
Если же, наоборот, на первый план выпячивается «нормальное»
(средне-общее), то возникает безжизненная абстрактная
фигура, чертеж, не прекрасный, а лишь правильный, не
художественно-эстетический, а лишь школьно-академический
образ. Из этого понимания идеала развились эстетические
и философско-теоретические концепции Фихте, Шеллинга
и Шиллера. Фихте, расшифровывая учение Канта об идеале
на непосредственно-политической проблематике, ясно
показал, что под категорическим императивом на самом
деле скрывалось требование абсолютного равенства всех
индивидов перед лицом закона, а под «эмпирическими»
условиями его осуществления – реальное сословное неравенство,
расцененное как «безнравственное» состояние общества
и индивида.
И Кант, и Фихте полагали, что идеал этот есть высшая,
конечная цель на пути постепенного «нравственного самоусовершенствования»,
на пути постепенного осознания «достоинства человека»
(индивида) как высшего и единственного принципа «идеального»
законодательства. Они исходили из того, что абсолютное
формально-правовое равенство любого индивида любому
другому индивиду само по себе обеспечит полное раскрытие
всех «естественных» задатков и способностей каждого
индивида. Таким образом, в виде идеала, в виде постулата
и императива ими был сформулирован принцип буржуазного
права, идеального буржуазного общества. Фихте изобразил
этот идеал в виде всемирного содружества абсолютно
равноправных «Я», добровольно установленного ими самими.
Но при таком толковании идеал кантовско-фихтевской
философии начинал казаться чем-то очень трудно достижимым,
чем-то очень далеким. Обращаясь к «притеснителям» нравственного
человека (т.е. к сторонникам сословного неравенства
и феодальной раздробленности страны), Фихте восклицал:
«Стесняйте, расстраивайте его планы! Вы можете задержать
их, но что значит тысяча и паки тысяча лет в летописи
человечества?» 2 Толкуя этот идеал как абсолютное равенство всех индивидов
«...во Едином великом Единстве чистого духа...» 3, он констатировал: «Единство чистого духа есть для
меня недосягаемый идеал, последняя цель, которая никогда не будет осуществлена
в действительности» 4. Это – неизбежный вывод из представления, согласно
которому полное раскрытие личности, гармония, развитие
индивида, может быть лишь результатом постепенного
нравственного самоусовершенствования всех людей, всех
«эмпирических» (т.е. нравственно-испорченных сословным
строем) индивидов, в том числе князей, попов, чиновников
всей Земли.
Впоследствии эта идея «нравственного самоусовершенствования»
как единственного пути человечества к идеальному состоянию
вошла в арсенал всех антиреволюционных концепций (например,
религиозно-этического учения Л. Толстого, Ф. Достоевского,
Ганди и далее – вплоть до учений современных правых
социалистов). Этот идеал направлен одним острием против
всякой формы «неравенства» человека человеку, другим
– против революционного пути упразднения этого неравенства.
Революция, как акт насилия, с точки зрения этого идеала
выглядит так же, как «безнравственно-кровавый» акт;
с точки зрения нравственного императива он ничуть не
лучше того состояния, против которого он направлен.
Гегель, глубоко понявший бессилие этого «прекраснодушного»
идеала, сравнил последователей идеи нравственного самоусовершенствования
с благороднейшим человеком, который боится обнажить
меч в борьбе против порока, опасаясь, что он может
быть «испачкан» кровью врага. В итоге меч остается,
правда, чистым, но только потому, что он никому не
грозит.... Абсолютное бессилие абстрактного нравственного
императива перед лицом эмпирических условий его осуществления
(непосредственно перед лицом сословно-феодального неравенства
и всей его культуры – теоретической, эстетической,
моральной, бытовой и т.д.) заставило Гегеля искать
другой путь решения проблемы идеала. Прежде всего Гегель
позаботился о том, чтобы разрушить логический фундамент
этой концепции – теорию «чистого разума».
Для Канта идеал теоретического разума, т.е. всеобщая
форма и условие истины, состоит в полной и абсолютной
непротиворечивости знания, таким образом в полном тождестве
научных представлений всех людей об одной и той же
вещи «в одно и то же время и в одном и том же отношении».
Этот идеал науки и выступает у Канта в виде категорического
императива рассудка, т.е. в виде запрета логического
противоречия. Неосуществимость этого постулата в науке,
развивающейся именно через выявление и разрешение противоречий,
является, согласно Канту, показателем того, что истина
не достигнута и никогда в течение «конечного времени»
достигнута не будет. Поэтому появление противоречия
в науке Кант расценивает как индикатор незавершенности
знания, указывающий теоретическому разуму, что его
претензия «объять необъятное» (т.е. вещь в себе) обречена
на вечную неудачу.
Идеал, однако (как и в нравственной сфере), – полный
теоретический синтез всех эмпирических сведений, их
«единство в духе» (т.е. в мышлении) – составляет неустранимую
потребность этого разума, его «регулятивный принцип»
и идеал, к которому он стремится и никогда не достигает.
Тем самым непротиворечивое единство знания выступает
у Канта как «необходимая иллюзия разума». Таким образом,
запрет противоречия выступает как высший априорный
закон рассудка, а наличие противоречия – как вечное
«эмпирическое» состояние разума, гоняющегося за полным
синтезом, за своим идеалом. Запрет противоречия – должное,
а наличие необходимо возникающего противоречия – сущее,
действительное и необходимое состояние разума, его
форма и закон. Так почему же, – спрашивает Гегель,
– неосуществимое должное мы обязаны считать и почитать
за высший и непререкаемый закон мышления, а реальную
форму и закон развития человеческой научной культуры
– за «иллюзию», хотя бы и необходимую, за «фикцию»
разума, гоняющегося за синей птицей «полного синтеза
знания», за познанием «вещи в себе?».
Не разумнее ли рассудить как раз наоборот?
Гегель разрушает оба постулата кантовской философии
(запрет противоречия и категорический императив) с
позиции историзма. Против них он заставляет свидетельствовать
историю науки и нравственности. При этом нравственность
понимается Гегелем широко, включая, по словам Энгельса,
«...1) абстрактное право, 2) мораль, 3) нравственность,
к которой, в свою очередь, относятся: семья, гражданское
общество, государство» 5.
История показывает, что вовсе не запрет противоречия
и не категорический императив были тем идеалом, к которому
изначально стремилась история человечества. Напротив,
движущей силой развития духа в теории всегда было противоречие.
Стало быть, не запрет, а наличие противоречия является
формой и законом реального развивающегося духа (мышления).
Диалектическое противоречие, т.е. столкновение двух
взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих
тезисов есть поэтому не «фикция», не «иллюзия», не
показатель заблуждения разума, не индикатор тщетности
его попыток понять «вещь в себе», а его «естественная»,
имманентная ему форма и закономерность развития, а
потому и форма постижения «вещи в себе».
Действительный идеал науки – это понимание вещи в себе
как единства противоположностей, как живого развивающегося
процесса, снимающего силой противоречия все «конечные»,
зафиксированные свои состояния.
Идеал знания и нравственности, который выдвигает Гегель
против Канта, – это не застывшая мертвая «вещь», а
«суть дела» – категория, диалектически противоречивая
природа духа.
Вечное, никогда не завершаемое обновление духовной
культуры человечества, происходящее через выявление
противоречия в составе наличной стадии знания и нравственности
и через разрешение этого противоречия – в рождении
новой стадии, в свою очередь чреватой противоречием
и потому также подлежащей «снятию», – таков идеал Гегеля.
Это и было главной заслугой Гегеля в истории мысли.
Однако это огромное завоевание было нейтрализовано
идеализмом гегелевской философии. Гегель исходил из
того, что именно мышление, саморазвивающееся через
противоречие тезиса и антитезиса, есть причина развития
и науки, и нравственности (таким образом истории).
Поэтому идеал в его чистом виде вырисовывается перед
человеком не в образах искусства и не в образе «идеального
строя» жизни и нравственности, а только в «Науке логики»,
в виде системы диалектически развивающихся категорий.
Всё же остальное – и искусство, и политическая история
человечества, и промышленность, – короче говоря, все
предметное тело цивилизации, – есть только «побочный
продукт», издержки производства «чистой логики», сами
по себе не имеющие значения. Таким образом, все другие
(кроме логики) формы сознания и самосознания человечества
– конкретные науки, право, искусство и т.д. – суть
только «несовершенные воплощения» творческой силы диалектического
мышления, земные воплощения идеала, представленного
в «Науке логики».
В результате гегелевское учение об идеале оказалось
в общем и целом крайне консервативным. Мышление, идеальный
образ которого задан в «Науке логики», диалектично.
Но когда это идеальное мышление обрабатывает естественно-природный
материал, оно вынуждено с ним считаться. В итоге продукт
всегда выглядит как идеал, преломленный через упрямую
антидиалектичность земного, вещественно-человеческого
материала.
Поэтому Гегель под видом единственно-возможного в земных
условиях «воплощения» идеала и увековечивает (обожествляет)
всю ту наличную эмпирию, которая ему исторически была
дана. В том числе экономическую (хозяйственную) структуру
«гражданского» – буржуазного общества, а далее, ее
надстройку – конституционную монархию по образцу Англии
или империи Наполеона. Прусская же монархия была им
истолкована как весьма близкая к этому идеалу форма
государства или как система, воплощающая этот идеал
единственно-возможным в национально-немецких условиях
способом.
Этот образ мысли вовсе не был личной изменой Гегеля
принципам диалектики. Это было абсолютно-необходимым
последствием и выводом из идеалистической диалектики.
Соответственно идеал человека для Гегеля – это уже
не всесторонне и гармонически развитая личность, а
только личность, умеющая мыслить диалектически. При
этом совершенно безразлично, кем эта личность является
во всем остальном – чиновником или монархом, предпринимателем
или даже лакеем. Таким образом, в качестве эмпирической
предпосылки идеального (т.е. диалектически-мыслящего)
человека эта теория идеала увековечивает наличную форму
разделения труда в обществе, в частности товарно-капиталистическую.
Разумеется, что ближе всего к идеалу, с этой точки
зрения, стоит представитель диалектической логики.
Таким образом, эта точка зрения идеализирует профессиональный
кретинизм, возводит уродство в добродетель.
Условия же, обеспечивающие всесторонне-гармоническое
развитие личности в современном (а тем более в грядущем)
мире, согласно этому пониманию, абсолютно невозможны.
Они были возможны лишь в младенческом состоянии мира,
в рамках маленького античного полиса с его демократией.
Большие размеры «современных» государств и сложность
системы разделения труда делают невозможной и демократическую
организацию общества, и всестороннее развитие способностей
личности. Здесь, по Гегелю, естественной, т.е. соответствующей
идеалу формой, является только иерархически-бюрократическая
система управления общественными делами. Против этой
стороны гегелевской философии государственного права
прежде всего и была направлена критика Гегеля «слева»,
левогегельянская версия диалектики и учения об идеале.
С этого же начал и Маркс. Именно в силу идеализма гегелевского
учения об идеале гегелевский идеал органически враждебен
коммунистическому идеалу, принципиально несовместим
с ним. В силу этого выход из тупика, в который неумолимо
попадала идеалистическая концепция идеала, был найден
только тогда, когда диалектика связала свою судьбу
с революционной борьбой пролетариата и порвала с формально-юридическим
представлением о «равенстве» и об условиях развития
личности.
Рассмотрев буржуазную ограниченность как кантовско-фихтеанского,
так и гегелевского понимания идеала и подвергнув их
критике с позиций пролетариата, Маркс и Энгельс материалистически
переработали и использовали классические идеалистические
учения об идеале. Человек отличается от животного не
«мышлением» и не «моральностью», а трудом. Он деятельно
преобразует природу и самого себя. В этом и заключается
его «подлинная природа». Этим исторически определяется
и высшая цель, т.е. идеал человеческой деятельности.
Человек является самоцелью только как субъект предметно-практического
преобразования природы и общественных отношений, а
не как мыслящая или моральная личность. В понимании
этого факта и был найден ключ к проблеме идеала.
Формально-правовое равенство человека человеку есть
классовый идеал буржуазии. Его реальным субстратом
оказывается конкретно-историческая форма экономического
неравенства – капиталиста и наемного рабочего. Свобода
в сфере мысли и морали здесь рассматривается в отчуждении
от экономических отношений и предполагает абсолютное
рабство человека в сфере реальной жизни, и прежде всего
в экономике, и ведет к превращению человека в частичную
деталь частичной машины, в раба вещей. Для пролетариата
и вообще для большинства рода человеческого этот идеал
вовсе не так заманчив, как для философа – идеолога
буржуазии.
Первой формой преодоления буржуазного идеала в истории
оказались учения социалистов-утопистов – Фурье, Сен-Симона,
Оуэна. В противоположность реальному положению человека
внутри буржуазного общества утописты провозгласили
социалистический идеал общественного устройства, основанного
на принципах общественной собственности на средства
производства и обеспечивающего всесторонне-гармоническое
развитие каждого человека. Однако, будучи оторванными
от реальной борьбы пролетариата, они апеллировали при
обосновании своего идеала к абстрактным принципам разума
и справедливости, хотя по существу их идеал был отражением
интересов пролетариата в буржуазном обществе.
Пролетариат силой реально-бесчеловечных условий своего
существования внутри буржуазного мира оказывается естественным
врагом этого общества и его идеала. Но только теоретики
пролетариата приходят к выводу, что подлинная свобода
человека может быть достигнута лишь на основе коммунистического
обобществления материальных средств и условий жизни
и прежде всего – средств производства. Иными словами,
социалистический идеал может быть осуществлен только
через коммунистическую революцию. Этот акт в силах
совершить только класс, и никогда – не индивидуум,
каким бы он ни был нравственно или интеллектуально
совершенным. А класс поднимается на борьбу не силой
идеала, как бы заманчив тот ни был, а только силой
реальной жизни, т.е. когда идеал совпадает с назревшей
в общественном организме массовой потребностью, с массовым
материальным интересом класса. Только при условии такого
совпадения идеал и вызывает в массах отклик и вдохновляет
их на действие. В этом смысле Маркс и Энгельс категорически
возражали против толкования коммунизма как идеала:
«Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность.
Мы называем коммунизмом
действительное
движение, которое уничтожает теперешнее состояние» 6.
В этой форме выражения мысли отчетливо видна полемическая
направленность против кантовско-фихтеанского и левогегельянского
понимания идеала и его отношения к «теперешнему состоянию»,
к совокупности налично-эмпирических условий борьбы.
Реальное движение вызывается давлением реальных же,
и прежде всего экономических противоречий, и направляется
на их разрешение путем действия, путем установления
нового состояния, в котором прежние противоречия «снимаются».
Это новое состояние, единственно способное разрешить
существующие противоречия, и есть тот образ, который
называется идеалом. В мышлении он рождается раньше,
чем противоречия будут разрешены реально, т.е. раньше
его собственного предметного осуществления. Это оригинальное
положение, когда образ предмета рождается раньше того
предмета, который он отражает, и создает всю трудность
проблемы идеала, неразрешимую для метафизического материализма
с его вариантом теории отражения. Предмета как непосредственно-созерцаемой
вещи еще нет, а его образ уже есть. Этот образ – коммунизм
как единственно-возможная форма разрешения противоречий
буржуазной, капиталистической системы производства.
Именно поэтому контуры идеала как образа необходимо
наступающего будущего есть не что иное, как вывод из
анализа существующих противоречий, разрушающих наличное
состояние. В этом – вся суть диалектико-материалистического
понимания идеала.
Это ни в коем случае не нравственный или интеллектуальный
образ желаемого, но не реального состояния, – не императив,
который противостоит эмпирической действительности
и условиям места и времени, как что-то вне их и против
них стоящее. Это – сама действительность в полном теоретическом
синтезе ее имманентных противоречий, т.е. с точки зрения
тех перспектив, которые ей же самой имманентны. Из
этого ясно видно, как глубоко было усвоено Марксом
и Энгельсом рациональное зерно гегелевской критики
кантовско-фихтеанского понимания идеала как должного,
как априорного императива и постулата. Вместе с тем
ясно видно и принципиальное отличие материалистического
толкования диалектики идеала и действительности – от
идеалистически-гегелевского толкования этой диалектики.
Отличие подлинной революционности от консерватизма
под маской ультрареволюционности левой гегелевской
школы.
Конкретный состав идеала дается, таким образом, только
научным анализом действительности, эмпирически данной
картины развития, с точки зрения тех противоречий,
которые нагнетаются и властно требуют своего разрешения.
В чем и как может быть найдено это разрешение? Ответ
на этот вопрос и совпадает с выработкой правильного,
жизненного, конкретного идеала.
Идеал, который был выведен Марксом и Энгельсом из анализа
противоречий буржуазного общества и хода классовой
борьбы, был четко обрисован в ряде произведений и,
в частности, в «Критике Готской программы» в виде контурного
изображения (образа) коммунистического строя. Этот
теоретически выверенный идеал совпадает с художественно-эстетическим
идеалом, вызревшим внутри искусства. И в данном случае
выступает как теоретическое и художественно-эстетическое
выражение реального, происходящего у нас на глазах
движения, с необходимостью ведущего к установлению
строя, обеспечивающего всесторонне-гармоническое развитие
каждого человека. Такой идеал не имеет ровно ничего
общего с априорно постулированным императивом, нравственным
постулатом, как это пытаются изобразить правые социалисты,
базирующие свою социологию и политику на неокантианских
схемах, идеалах. Теоретики и лидеры правого социализма
(например, К. Реннер, Б. Каутский, А. Стрейчи и др.),
прикладывая к реальным событиям свой абстрактный масштаб
императива, с необходимостью приходят к выводу, что
революция и революционная борьба противоречат высшим
идеалам человечности, поскольку связаны с насилием
и т.д. Но тот же самый императив приводит их к лакейской
позиции по отношению к империалистическому, так называем
«свободному миру». Этот мир под их идеал подходит.
И не случайно, ибо сам императив уже у Канта был скроен
по мерке «совершенного» буржуазного строя с его иллюзиями
«свободы личности», «свободы мысли» и т.д. и т.п.
В противоположность кантовско-фихтеанскому представлению
об идеале, марксистско-ленинское понимание идеала и
его отношения к действительному развитию общества предполагает
осуществимость идеала – при условии, разумеется, его
адекватности действительному развитию. В противоположность
Гегелю, марксистско-ленинское учение об идеале отнюдь
не связывается с фетишизацией одной, и именно наличной,
ступени общественно-человеческого развития. По мере
приближения к этапу развития, обрисованному в идеале,
этот идеал вовсе не отодвигается, подобно горизонту,
снова и снова вдаль, в грядущее. Напротив, сам состав
идеала вырабатывается по ходу развития общественной
деятельности, т.е. является исторически творимым, т.е.
творимым историей.
Этот процесс конкретизации идеала (коммунистического
строя) очень ясно прослеживается на эволюции теоретических
и практических представлений об образе коммунистического
строя – от Готской программы до Программы КПСС, принятой
на XXII съезде. Чем ближе к коммунизму, тем более рельефными
и зримыми, более конкретными, становятся черты его
образа, складывающегося уже сегодня в труде миллионов.
Идеал коммунизма, сформулированный в Программе, включает
в себя представление не только о конечной цели, но
и о средствах, о путях ее достижения. Именно в этом
– конкретность и жизненная сила этого идеала.
Идеал теоретического познания (науки) излагается в
диалектико-материалистической теории познания, в диалектике,
как логике и теории познания марксизма-ленинизма. Эстетически-художественный
идеал разрабатывается мировым искусством и задается
индивиду через его эстетическое развитие, через потребление
сокровищ мирового искусства. Можно говорить о политическом
идеале, о нравственном идеале и т.д. Деятельность индивида,
а потому и форма его продукта, всегда «отклоняется»
от абстрактно-всеобщего теоретического норматива. Но
это отклонение и есть единственно возможная форма и
способ реализации всеобщего идеала, это и есть сам
идеал, скорректированный условиями места и времени,
характером материала, в котором он осуществляется,
особенностями личности индивидуума и т.д. То же самое
относится и к реализации идеала в специфически-национальных
условиях развития целых стран, народов и т.д. В этом
в полной мере сказывается диалектика всеобщего, особенного
и индивидуального.
Такое отклонение ни в коем случае нельзя толковать
как отказ от идеала, как признание его неосуществимости.
Наоборот, только полный учет конкретных условий места
и времени и позволяет осуществить через деятельность
теоретически или эстетически выверенный идеал. Иначе
этот идеал так и остается неосуществимым «благим намерением»,
разбивающимся о неодолимое упрямство «грубой» реальности.
В марксистско-ленинском понимании идеал выступает как
активная форма общественного сознания, организующая
массу индивидуальных сознаний и воли вокруг решения
одной, исторически назревшей задачи, проблемы. Таков
в наши дни идеал коммунизма.
Философская энциклопедия, т. 2, с. 195‑199.
1 Программа КПСС. Москва, 1961, с. 141.
2
Фихте И.Г. Избранные сочинения, т. 1. [М.], 1916,
с. 403.
3 Там же, с. 405.
4 Там же, прим.
5
Энгельс Ф. Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 295.
6
Маркс К., Энгельс К. Сочинения, 2 изд., т. 3,
с. 34.