355
О СМЕШЕНИИ ПОЛИТИКИ С
ПЕДАГОГИКОЙ[1]
У нас есть не мало социал-демократов, которые под влиянием каждого поражения рабочих в отдельных схватках их с капиталистами или с правительством впадают в пессимизм и пренебрежительно отстраняют все разговоры о высших и великих целях рабочего движения ссылкой на недостаточную степень влияния нашего на массу. Куда уж нам! Где уж нам! говорят такие люди. Нечего и толковать о роли социал-демократии, как авангарда в революции, когда мы даже не знаем толком настроения масс, не умеем слиться с массой, поднять рабочую массу! Неудачи социал-демократов 1-го мая текущего года значительно усилили такое настроение. Меньшевики или новоискровцы, разумеется, поспешили подхватить его, чтобы еще раз в качестве особого лозунга выдвинуть лозунг: к массам! точно в пику кому-то, точно в ответ на мысли и разговоры о временном революционном правительстве, о революционно-демократической диктатуре и т. п.
Нельзя не сознаться, что в
этом пессимизме и в выводах из него, делаемых торопливыми новоискровскими
публицистами, есть одна очень опасная черта, способная принести серьезный вред
социал-демократическому движению. Слов нет, самокритика безусловно необходима
для всякой живой и жизненной партии. Нет ничего пошлее самодовольного оптимизма.
Нет ничего законнее указаний на постоянную, безусловную необходимость
углубления и расширения, расширения и
356
углубления нашего влияния на
массы, нашей строго марксистской пропаганды и агитации, нашего сближения с
экономической борьбой рабочего класса и т. д. Но именно потому, что такие
указания законны всегда и постоянно, при любых условиях и положениях, они не
должны быть превращаемы в особые лозунги, они не могут оправдывать попыток
построить на них какое-то особое направление в социал-демократии. Тут есть
граница, перейдя которую вы превращаете эти бесспорные указания в сужение задач
и размаха движения, в доктринерское забвение насущных передовых политических
задач момента.
Углублять и расширять работу
и влияние на массы надо всегда. Без этого социал-демократ не есть
социал-демократ. Ни единая организация, группа, кружок не может считаться
социал-демократической организацией, если они постоянно и регулярно не ведут
этой работы. В значительной степени весь смысл нашего строгого обособления в отдельную
самостоятельную партию пролетариата состоит в том, чтобы мы всегда и неуклонно
вели эту марксистскую работу, поднимая до уровня сознательной
социал-демократичности по возможности весь рабочий класс, не позволяя никаким,
решительно никаким политическим бурям — тем более политическим переменам
декорации — отвлечь нас от этой насущной работы. Без этой работы политическая
деятельность неизбежно выродилась бы в игрушку, ибо серьезное значение для
пролетариата эта деятельность приобретает лишь тогда и лишь в той мере, в какой
она поднимает массу определенного класса, заинтересовывает его, двигает его на
активное, передовое участие в событиях. Эта работа нужна, мы уже сказали,
всегда: после каждого поражения об ней можно и должно напоминать, ее следует
подчеркивать, ибо слабость ее есть всегда одна из причин поражения пролетариата.
После каждой победы об ней тоже всегда следует напоминать и значение ее
подчеркивать, ибо иначе победа будет кажущаяся, плоды ее будут не обеспечены,
реальное значение ее с точки зрения всей нашей великой борьбы за нашу конечную
цель будет
357
ничтожно и может даже
оказаться отрицательным (именно в том случае, если частичная победа усыпит нашу
бдительность, ослабит недоверие к ненадежным союзникам, позволит пропустить
момент для дальнейшего и более серьезного натиска на врага).
Но именно потому, что эта
работа углубления и расширения влияния на массы нужна одинаково всегда, и после
каждой победы и после каждого поражения, и в эпоху политического застоя и в
самое бурное революционное время, именно поэтому из указания на нее и нельзя
делать какого-то особого лозунга, на нем нельзя строить особого направления, не
рискуя впасть в демагогию и в принижение задач передового и единственного
действительно революционного класса. В политической деятельности
социал-демократической партии всегда есть и будет известный элемент педагогики:
надо воспитывать весь класс наемных рабочих к роли борцов за освобождение всего
человечества от всякого угнетения, надо постоянно обучать новые и новые слои
этого класса, надо уметь подойти к самым серым, неразвитым, наименее затронутым
и нашей наукой и наукой жизни представителям этого класса, чтобы суметь
заговорить с ними, суметь сблизиться с ними, суметь выдержанно, терпеливо
поднять их до социал-демократического сознания, не превращая наше учение в
сухую догму, уча ему не одной книжкой, а и участием в повседневной жизненной
борьбе этих самых серых и самых неразвитых слоев пролетариата. В этой
повседневной деятельности есть, повторяем, известный элемент педагогики.
Социал-демократ, который забыл бы об этой деятельности, перестал бы быть
социал-демократом. Это верно. Но у нас часто забывают теперь, что
социал-демократ, который задачи политики стал бы сводить к педагогике, тоже —
хотя по другой причине — перестал бы быть социал-демократом. Кто вздумал бы из
этой «педагогики» сделать особый лозунг, противопоставлять ее
«политике», строить на этом противопоставлении особое направление,
апеллировать к массе во имя этого лозунга против «политиков» социал-демократии,
тот сразу и неизбежно опустился бы до демагогии.
358
Всякое сравнение хромает,
это давно известно. Всякое сравнение уподобляет лишь одну сторону или лишь
некоторые стороны сравниваемых предметов или понятий, абстрагируя временно и
условно другие стороны. Напомним читателю эту общеизвестную, но часто забываемую,
истину и сравним социал-демократическую партию с большой школой, низшей,
средней и высшей в одно и то же время. Никогда и ни при каких условиях эта
большая школа не сможет забыть о деле преподавания азбуки, обучения начаткам
знания и начаткам самостоятельной мысли. Но если бы кто-нибудь вздумал
отделываться от вопросов высшего знания ссылками на азбуку, если бы кто-нибудь
стал противополагать непрочные, сомнительные, «узкие» результаты этого высшего
знания (доступного во много раз меньшему кругу лиц сравнительно с кругом,
проходящим азбуку) — прочным, глубоким, широким и солидным результатам
начальной школы, тот обнаружил бы близорукость невероятную. Тот мог бы даже
посодействовать полному извращению всего смысла большой школы, ибо
игнорирование вопросов высшего знания лишь облегчило бы шарлатанам, демагогам и
реакционерам сбить с толку прошедших одну только азбуку людей. Или еще,
сравним партию с армией. Ни в мирное ни в военное время нельзя забыть об
обучении рекрутов, о науке стрельбы, о распространении вширь и вглубь в массах
азбуки военного дела. Но если бы руководители маневров или действительных сражений...[a]
Написано в июне
1905 г.
Впервые
напечатано в 1926 г.
в Ленинском
сборнике V
Печатается по рукописи
[1] Поводом для статьи Ленина послужила статья «Первомайские успехи и неудачи», опубликованная в газете «Искра» № 100, 15 мая 1905 года. В ней пессимистически оценивались первомайские демонстрации 1905 года в России. — 355.