Диалектика и коммунизм
[А. Будило]
…коммунизм имеет и может предложить людям реальный, земной идеал и цель их коллективной самодеятельности, а мир частной собственности вынужден апеллировать в этом пункте к той или иной форме “иллюзорной всеобщности” – трансцендентно-религиозной или трансцендентально-моральной. Мир частной собственности вынужден искать противовес дегуманизирующим тенденциям объективно вынужденного развития – вне этого развития – в религии и морали. Мир общественной собственности этого делать не вынужден, ибо антиномию между “личным” и “всеобщим” он разрешает на пути развития самой формы собственности, а не вне ее, не в небесах религии и морали. Где она, кстати, и неразрешима...
Поэтому-то и получается, что марксистский коммунизм в XX веке оказывается единственной рационально обоснованной доктриной, могущей предложить людям земной идеал их коллективно осуществляемой самодеятельности. Поэтому марксизму ныне противостоит не “другая” теоретическая доктрина, а отсутствие доктрины.
Этим вполне и объясняется то обстоятельство, что рационалистически ориентированные на реальность люди в конце концов, после более или менее продолжительных колебаний, либо принимают принципы коммунизма, либо впадают в социальный пессимизм, выраженный не только в теоретической литературе, но и в таких шедеврах искусства, как “1984” Джорджа Оруэлла или как “Молчание” Ингмара Бергмана.
Я лично предпочитаю коммунизм, открывающий человечеству реальную, хотя и трудную, перспективу.
Э.В. Ильенков. Из работы «Маркс и западный мир»
18 февраля этого года исполнилось 80 лет со дня рождения, а 21 марта - 25 лет со дня смерти выдающегося советского философа-марксиста ЭВАЛЬДА ВАСИЛЬЕВИЧА ИЛЬЕНКОВА. Этим двум знаменательным датам была посвящена 6-я Международная научная конференция “Ильенковские чтения – 2004”, которая проходила в Москве в Российском государственном гуманитарном университете 25-27 марта 2004 года. Ильенковские чтения проводятся по инициативе философского общества “Диалектика и культура”, президентом которого является доктор философских наук, профессор Г.В.Лобастов.
В работе конференции приняли участие ученые, философы, обществоведы, преподаватели из России, Украины, Финляндии, Германии, США, Белоруссии, Казахстана. В числе участников были и представители Всеукраинского Союза рабочих.
Несмотря на то, что имя Э.В.Ильенкова, без сомнения, является самым известным среди имен советских философов, его популярность до сих пор так и не вышла за пределы относительно узкого круга мыслителей по профессии, энтузиастов-преподавателей, пытающихся реализовать его отдельные диалектические идеи в своей педагогической практике. Невероятно, но факт: современное коммунистическое и рабочее движение, прежде всего политические партии, называющие себя коммунистическими, которые по идее должны стремиться овладеть всем богатством передовой марксистской мысли, еще по большому счету, даже не приступали к освоению научно-теоретического наследия Э.В.Ильенкова.
В свое время Ленин отметил, что «нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать – именно изучать – все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма». Без преувеличения можно сказать, что творчество Э.В.Ильенкова имеет такое же значение, если не большее, для современного коммунистического движения, как философское наследие Плеханова для коммунистического движения начала XX века.
С чем это связано? В работе «Еще раз о профсоюзах…» Ленин высказал на первый взгляд парадоксальную в устах марксиста и материалиста мысль: «Политика не может не иметь первенства над экономикой. Рассуждать иначе, значит забывать азбуку марксизма».
Почему?
Потому, отвечает Ленин, что «политика есть концентрированное выражение экономики».
Процесс строительства социализма есть сознательный процесс. Ошибочное политическое решение в отношении того, в каком направлении, какими темпами и в какой последовательности нужно осуществлять экономические и социальные преобразования, может привести к непоправимым, катастрофическим для социализма последствиям. Об этом свидетельствует, кстати, наш собственный трагический исторический опыт.
Из констатации этого факта закономерно возникает следующий вопрос: если «политика не может не иметь первенства над экономикой», то чем в свою очередь для марксистов определяется их политика? Ответ однозначен – теорией научного коммунизма. А теория научного коммунизма, в свою очередь, резюмируется в методе – материалистической диалектике - теории развития, теории познания и логике марксизма.
Без материалистической диалектики не было бы «Капитала», без «Капитала» не было бы научно обоснованной теории классовой борьбы, без теории классовой борьбы невозможно выработать правильную тактику борьбы рабочего класса, постичь неповторимое своеобразие, конкретную истину данного текущего момента и действовать в соответствии с ней.
Не случайно Ленин называл материалистическую диалектику живой душой марксизма. Этим методом сам Ленин владел в совершенстве, чего уже нельзя сказать ни о таком выдающемся марксисте как Плеханов, ни о других соратниках Ленина, не говоря уже о Хрущеве, Брежневе, а тем более о Горбачеве и его команде.
Владеть методом материалистической диалектики в теории - означает быть революционным марксистом на деле. И наоборот. Оппортунизм, ревизионизм в решении практических задач говорит о том, что люди, называющие себя коммунистами, марксистами так и не смогли овладеть диалектическим методом, оставаясь догматиками, эклектиками или скептиками и софистами в самом способе своего мышления.
После того краха социализма, который все мы пережили, вступать в борьбу с таким могущественным противником, как буржуазия, на стороне которой вся мощь капитала, государства, традиций, привычек, невежества масс и т. д. и т. п., без овладения диалектическим методом, без основательной теоретической подготовки, значит потерпеть поражение еще до того, как состоялось решающее сражение.
Когда-то, Ленин сказал, что «Анти-Дюринг» Ф.Энгельса наряду с «Манифестом коммунистической партии» должны стать настольными книгами каждого сознательного рабочего. Сегодня мы с полным правом можем сказать, что кроме этих последних настольными книгами каждого марксиста, каждого коммуниста должны стать книги и работы Э.В.Ильенкова: «Философия и культура», «Диалектика абстрактного и конкретного в научном познании», «Об идолах и идеалах», «Диалектическая логика», «Искусство и коммунистический идеал», «Ленинская диалектика и метафизика позитивизма». Нельзя быть коммунистом не будучи сознательным материалистом-диалектиком. И наоборот: нельзя быть диалектиком-материалистом не будучи сознательным коммунистом.
Без основательного изучения работ Э.В.Ильенкова, а через них работ Маркса, Энгельса, Ленина, изучения опыта побед и поражений в строительстве социализма, нам не преодолеть идейный разброд и шатания в наших рядах, не вывести коммунистическое и рабочее движение на тот уровень, которого требует от нас время.
Статьи по теме: