3. Логическая структура понятия «религия»
«Сознание есть
прежде всего непосредственное сознание, его отношение к предмету есть поэтому
простая, непосредственная достоверность его»43
именно с этого «чувственного сознания»44
сознание начинает свой путь развития.
Сознание есть
также «духовное различение» (здесь и далее указаны страницы по
работе Гегеля "Лекции по философии религии"45
– с. 281). С возникновением же его начинается, утверждает Гегель, «религия как
таковая» (Там же). По мере того как сознание человека переходит к суждению «бог
становится предметом сознания» (Там же). Таким образом, «различенное мышление
вступает в отношение к богу» (Там же).
Предположим
теперь, что Пилат знает, что такое истина – что это бог. Но, что тогда значит
знать истину, т.е. знать бога? Ответ Гегеля: «...знание бога должно означать
только одно – я мыслю бога» (с. 298). Вот почему мои глаза, воскликнул бы
Пилат, «бесцельно» глядели:
«Бог есть, он в
себе и для себя самостоятелен, свободен, и этой самостоятельности... мы не находим
в чувстве... . Для того, чтобы чувство было по своей природе... истинным, оно
должно быть таковым по своему содержанию....
В чувстве мы
одновременно наслаждаемся собой, нашей наполненостью предметом. Чувство потому
и дорого человеку, что в нем человек находит свою особенность.
...Тщеславное
самодовольство... апеллирует к собственному чувству и не возвышается поэтому ни
до объективного мышления, ни до объективной деятельности» (с. 310).
За ощущением
следует созерцание – вторая форма религиозного сознания. «Чувственное же
созерцание... создается искусством (и – И.М.)... есть нечто созданное духом,
оно не есть (уже – И.М.) непосредственное...» (с. 312).
В искусстве
«истина имеет двойное значение: во-первых, значение правильности, т.е.
требование чтобы изображение соответствовало известному нам предмету... В этом случае красота не есть закон.
(Во-вторых, – И.М.) Истина в ее подлинном значении есть совпадение предмета со
своим понятием, идея» (Там же).
Более высокой
формой религиозного сознания является представление. Оно «есть образ, поднятый
до уровня мысли и получивший форму всеобщности» (с. 314).
Хотя «в
представлении существенное содержание положено в форму мысли, но тем самым оно
еще не положено как мысль» (с. 316).
«...Представление
находится в постоянном колебании между непосредственным чувственным созерцанием
и подлинной мыслью» (Там же).
Поэтому, говорит
Гегель,
С. 324:
«...всегда
остается одно – необходимость ..., чтобы «я» ... имело сознание понятия» ... .
Так,
представление растворяется в форме мышления, и определение формы есть именно
то, что философское познание добавляет к истине...
Религия есть
истинное содержание, но только в форме представления, и философия не открывает
субстанциональную истину, точно так же как человечество не ждало появления
философии, чтобы обрести сознания истины».
С.329:
«Непосредственность
– основная категория представления, где содержание познается в своем простом
отношении к себе. ...
Тогда встает вопрос:
является ли религия, знание бога непосредственным или опосредственным
знанием?».
С.366:
«Разум есть та
единственная почва, где религия может быть у себя ...
Точка зрения
религии заключается в том, что истинное, к которому относится сознание, заключает
в себе все содержание, и это отношение есть тем самым наивысшее для него
самого, его абсолютная точка зрения. ...
...Почва религии
есть абсолютное сознание, и в нем бог есть все содержание, вся истина и
действительность».
С.367:
«...Религия есть
идея духа, относящегося к самому себе, самосознание абсолютного духа. ...
Религия также
есть сознание и тем самым содержит в себе конечное сознание, но снятое в
качестве конечного, ибо то другое, о котором знает абсолютный дух, есть он сам,
и, лишь зная себя, он есть абсолютный дух. ...
Итак, религия
есть знание божественного духа о себе через опосредствование конечного духа. В
наивысшей идее религия тем самым не есть дело человека, а есть в своей сущности
высшее определение самой абсолютной идеи».
Каковы же исторические формы сознания подобно ступеням, ведущие к познанию абсолютного духа?