XVI. Музыка

Древнейшие памятники муз. иск-ва, обнаруженные на терр. Туркм. ССР, относятся к 3-2 вв. до н. э. В развалинах столицы Парфянского царства - г. Нисы-найдены ритоны с изображением людей, играющих на муз. инструментах, напоминающих греч. авлос, кифару, лиру. К эллинистич. эпохе относятся предания о происхождении нек-рых туркм. нар. инструментов. Археол. памятники Серахса, Мерва отражают муз. жизнь доислам. средневековья (4-7 вв.). С 6 в., с приходом на терр. Т. тюркоязычных племён и формированием туркм. народности, начинает складываться туркм. музыка. Одним из первых нар.-проф. музыкантов, по нар. преданиям, был Бабагамбар. После расцвета иск-ва в 12 - нач. 13 вв. начинается резкий спад, вызванный нашествиями татаро-монголов (13 и 14 вв.). Туркм. музыка была изолирована от соседних муз. культур. В труднейших условиях проходила постепенная кристаллизация нац. фольклора, завершившаяся на рубеже 18- 19 вв.

В туркм. фольклоре различают нар. и нар.-проф. творчество. Народное песенное иск-во туркмен одноголосно. Оно включает многочисл. обрядовые, в т. ч. свадебные (яр-яр), колыбельные (хувди), девичьи лирич. (ляле), календарные, трудовые и др. песни. Оригинален жанр зикр (ритуальное заклинание, очевидно, доислам. происхождения). Бытуют инструменты: дутар (струнно-щипковый), гиджак (струнно-смычковый), дилли-тюйдук, тюйдук, гопуз (духовые); ударные не встречаются. Нар.-проф. иск-во достигло высокого совершенства в творчестве бахши, к-рые исполняли под аккомпанемент дутара (в совр. практике - дутара и гиджака) дастаны на классич. темы из вост. и нац. поэзии "Гёроглы" ("Кёроглы"), "Лейли и Меджнун", "Шасенем и Гариб", "Зохре и Тахир" и др.; айдымы (песни) на слова туркм. поэтов (особенно был популярен поэт 18 в. Махтум-кули). Среди бахши 19 - нач. 20 вв. славились Шукур, Сары, Кель, Гарлы. В нар. и нар.-проф. музыке преобладают минорные лады, распространены диатонич. лады с пониженными ступенями - кырклар, новайи и др. Для инструм. музыки (дутарного двухголо-сия) характерна опора на кварто-квин-товые соотношения (терции и сексты используются в основном как проходящие интервалы). Важным фактором интонац. развития является мелизматика (вокальная и инструментальная; см. Орнаментика), в т. ч. секдирмек, джук-джук, чайкамак, питыклемек, янланмак и др. Эти приёмы концентрируются в кульминациях произв. Для песен и инструм. пьес типична 3-частная или разомкнутая 2-частная форма. Обязателен "ширван"- кульминац. отрезок, приходящийся на точку "золотого сечения". В метроритми-ке нашли отражение особенности туркм. яз., а также ритм трудовых процессов. Господствуют сложные и составные размеры - 5/8, 7/8, 11/8 и т. п.- при разнообразном соединении ритмич. звеньев.

После Окт. революции 1917 формируется проф. муз. иск-во Т. Этому в большой степени содействовали деятели муз. культуры др. братских республик. В 1925-29 композитор и этнограф В. А. Успенский предпринял этнографич. экспедицию в Т., результатом к-рой явился фундаментальный труд (совм. с В. М. Беляевым) "Туркменская музыка" (т. 1, 1928).
2620-1.jpg

Записи Успенскогобыли использованы в симф., камерных сочинениях на туркм. темы композиторами А. В. Мосоловым, Б. С. Шехтером, М. М. Ипполитовым-Ивановым, Г. И. Литинским, С. Н. Василенко и др. В 1929 в Ашхабаде открылся художеств. техникум с муз. отделением (впоследствии преобразован в Муз. уч-ще), в 1935 - туркм. отделение при Моск. консерватории. Среди зачинателей нац. композиторской школы - Д. Овезов.

В 1941 был открыт Туркменский театр оперы и балета. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 появились первые туркм. оперы - "Зохре и Тахир" А. Г. Шапошникова (1941, 2-я ред. совм. с В. Мухатовым, 1953), "Судьба бахши" Г. Кахиани (1941), "Юсуп и Ахмет" Шехтера и А. Кулиева (1942), "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова (1944), "Лейли и Меджнун" Ю. С. Мейтуса и Овезова (1946), "Кемине и Казы" Шапошникова и В. Мухатова (1947) и балеты - "Алдар-Косе" ("Весёлый обманщик") К. А. Корчмарёва (1942), "Ак-памык" А. Ф. Зноско-Боровского и В. Мухатова (1945) и др. Создавались произв. на совр. темы - героико-патриотич. опера "Абадан" Мейтуса и А. Кулиева (1943), поэма-кантата "Курбан Дурды" А. Кулиева (1942), кантата "Победа" В. Мухатова (1944), многочисл. хоры, песни.
2620-2.jpg

Начало туркм. симфонизму положили "Туркменская сюита" (1950) и поэма "Моя Родина" (1951) В. Мухатова.

В 50-е гг. наибольшее развитие получил кантатно-ораториальный жанр: кантата "Туркменистан" А. Кулиева (2-я ред. 1958), "Кантата о Коммунистической партии" (1953), "Кантата о счастье" (1954) В. Мухатова, вокально-хоровой цикл Г. С. Држевского (на слова Р. Сеидова, 1957). В эти же годы были пост. опера "Айна" Шапошникова и Овезова (1957), балет "Чудесный лекарь" М. Б. Равича и Н. Мухатова (I960). Произв. для оркестра нар. инструментов создали А. Кулиев, К. Кулиев, Г. М. Аракелян, в камерных жанрах плодотворно работали В. Мухатов, В. Ахмедов, Ч. Артыков, Н. Мухатов, Д. Нурыев.

В 60-е гг. появилось новое поколение композиторов, в творчестве к-рых произошло слияние нац. черт с достижениями совр. муз. иск-ва; наблюдается процесс взаимовлияния и взаимообогащения разл. культур. Таковы соч.: "Текинские фрески" для оркестра (1969), балеты "Гибель Суховея" (1967) и "Бессмертие" (1972) Ч. Нурымова, вокально-симф. триптих "Памяти героев Великой Отечественной войны" (1971), вокальные циклы на стихи С. А. Есенина (1971) и Г. Гейне (1974) Н. Халмамедова, виолончельный концерт (1968), балет "Фирюза" (1974) А. Агаджикова, скрипичный концерт (1969) и оратория на слова Р. Тагора (1972) Р. Аллаярова и др. Поиски новых средств выразительности характерны и для композиторов старшего поколения: скрипичный концерт (1962), кантаты "Каракум-река" (1967) и "Ленин всегда с нами" (1970) А. Кулиева, оратория "Ленин" (1964) и кантата "Коммунист" (1966) Овезова, поэма "Сказание о коммунисте" В. Мухатова (1970), кантата "Братство" В. Ахмедова (1972) и др. Событием культурной жизни стала пост. историко-героич. оперы "Конец кровавого водораздела" В. Мухатова (1967), рассказывающая о трудном пути туркм. народа к новой жизни. С этой же темой связаны оперы "Сона" (1964) и "Тревожная ночь" (1969) Агаджикова. Историч. события послужили основой опер "Махтумкули" Мейтуса (1962) и "Кеймиркёр" Н. Мухатова (1976); о жизни туркм. деревни в период коллективизации повествует опера "Пламенные сердца" Д.Нурыева (1974). Яркое свидетельство проф.-художеств. роста туркм. музыки - 1-я симфония В. Мухатова (1974, памяти Махтумкули), симфония Агаджикова (1969), концерты с оркестром для трубы (1969), голоса (1971) и фп. (1973) Ч. Нурымова, "Поэма памяти генерала Кулиева" для оркестра Нурыева (1973), балет "Сердце, найденное в песках" А. Кулиева (1975) и др. В области оперетты работают Нурыев, Агаджиков, Нурымов, музыку для кино пишут Халмамедов, Р. Редже-пов, Артыков и др.

Среди исполнителей: дирижёр - нар. арт. Туркм. ССР X. Аллануров; певцы - нар. арт. СССР А. Аннакулиева, М. Кулиева, М. Шахбердыева, нар. арт. Туркм. ССР X. Аннадурдыев, X. Аннаев, М. Фараджева, Е. Хуммаев. Известностью пользуются бахши Т. Суханку-лиев, П. Сарыев, М. Тачмурадов, Г. Угурлиев, Д. Сапар, С. Джепбаров, X. Аннамурадов; виртуозы-инструменталисты - А. Гунибеков, Ч. Тачмамедов, Я. Нургельдыев (дутар), А. Авдиев, А. Джульгаев (гиджак), С. Мамиев (электродутар), Б. Машаков (тюйдук).

В Туркм. ССР функционируют (1975): Театр оперы и балета им. Махтумкули; Муз.-драматич. театр (1938, Ташауз); Филармония им. М. Тачмурадова (19138), в составе к-рой симф. оркестр, оркестр нар. инструментов им. Сарыева, эстрадные коллективы; филармонии в обл. центрах (в Мары, Чарджоу); хор и эстрадный оркестр при Гос. комитете по телевидению и радиовещанию; Пед. ин-т иск-в (1972, Ашхабад), респ. муз. уч-ще им. Д. Овезова (1929, Ашхабад), муз. уч-ще (1975, Чарджоу), 38 муз. школ. Союз композиторов Туркм. ССР основан в 1939.

Лит.: Успенский В. А., Беляев В., Туркменская музыка, М., 1928; Синявер Л., Туркменская ССР, 2 изд., М., 1957; Туркменская ССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1 - 5, М., 1970- 1974; Гуревич В., Расширяя художественные горизонты, "Советская музыка", 1975, № 3. В. А. Гуревич.

XVII. Танец. Балет

Нац. и религ. предрассудки у туркмен, запрещавшие танец, стали причиной полного отсутствия нар. традиций в этой области иск-ва. Только после Окт. революции 1917 на основе изучения быта и характера народа, его прикладного иск-ва были созданы первые нар. туркм. танцы - "Хымль" (девичья игра), "Ай-терек", "Гун-терек", "Кушт-денти" (курдский танец). В 1939 на балетном отделении оперной студии (осн. в 1937 в Ашхабаде) балетм. Л. В. Якобсон пост. детский танец "Ак-эшекли" и "Танец джигитов". Балетм. Н. С. Холфин и И. В. Бойко продолжили решение задачи разработки движений и определения характера туркм. танца. Холфин создал танцы "Гыз-лар ерши" (девичий танец), "Танец джигитов", "Танец стариков", "Пиала". Они отличались единством стиля и характера. Мужской танец воплотил порывистость, смелость, ловкость; девичий - мягкость, застенчивость, плавность. В 1941 организовался Ансамбль нар. танца Туркм. ССР, в репертуар к-рого вошли новые сценич. танцы, созданные нац. балетмейстерами.

Формирование проф. балета началось с обучения на балетном отделении ашхабадской оперной студии юношей и девушек, пришедших сюда из самодеятельности. В этой студии занятия вели педагоги Д. И. Бененсон и Л. В. Ошурко. Им пришлось преодолевать мн. трудности, в т. ч. в привлечении к занятиям девушек-туркменок, в замене нац. одежды, мешавшей отработке движений, одеждой учебной. В сер. 30-х гг. группа туркм. детей была послана учиться в Ле-нингр. хореографич. училище. К кон. 1941 в Ашхабадском театре оперы и балета сформировалась балетная труппа, основу к-рой составили выпускники Ле-нингр. хореографич. уч-ща, в т. ч. К. Джапаров, Р. Аннакурбанов, X. Ис-маилов, Н. Мурадов, М. Ахундов, О. Ниязов, Б. Машедова, Т. Сатлыклы-чева, Р. Самгина и др. Мн. из них позднее стали ведущими мастерами туркм. балета, а Джапаров - первым туркм. балетмейстером. К созданию репертуара привлекались туркм., рус. и укр. писатели и композиторы. В 1941 был показан "Вечер балета", включавший классич. и нар. танцы. Развитие форм нар. туркм. танца, подкреплённое школой классич. балета, позволило в 1942 балетм. Хол-фину осуществить пост. первого нац. балета "Алдар-Косе" ("Весёлый обманщик") К. А. Корчмарёва.

Невысокий проф. уровень танц. техники артистов ещё ограничивал использование многообразных форм классич. танца, мн. сцены исполнялись на полупальцах. В балет были введены нар. танцы, чему способствовал сюжет спектакля, содержащий рассказ о проделках весёлого нар. героя, защитника бедняков. Пост. "Алдар-Косе" стала важным этапом в становлении туркм. проф. хореографии (балет продолжает оставаться в репертуаре театра). В 1943 Холфин поставил спектакль "Девушка моря" Корчмарёва о событиях Великой Отечеств. войны. В 1945 Джапаров осуществил постановку балета-сказки "Акпамык" А. Ф. Зноско-Боровского и В. Мухатова. В последующие годы в репертуар театра вошли сов. и классич. балеты. Работа над спектаклем "Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева (1946), преодоление технич. трудностей и психологич. разработка сценич. образов обогатили балетную труппу. Балет "Лауренсия" А. А. Крейна, показанный в 1948, продемонстрировал возросшие возможности балетной труппы, и уже в 1952 в репертуар был включён такой сложный спектакль, как "Лебединое озеро" П. И. Чайковского. Освоение рус. классики помогло дальнейшей профессионализации артистов балета. В 1950-60 поставлены "Жи-зель" А. Адана (1956), "Тщетная предосторожность" П. Гертеля (1958), "Дон Кихот" Л. Минкуса (1959), "Раймонда" А. К. Глазунова (1960). В 1960 был создан нац. балет "Чудесный лекарь" Н. Мухатова и М. Б. Равича. Танцевальность мелодий и точные муз. характеристики персонажей дали возможность балетмейстеру Джапарову создать интересные танц. образы, сочетая элементы классич. балета и нар. танцев.

Новые произв. туркм. композиторов расширили нац. репертуар балетной труппы; среди постановок: "Студенты" X. Алландурова и И. Якушенко (1965), "Гибель Суховея" Ч. Нурымова (1967), "Сердце, найденное в песках" А. Кулиева (1975). В нач. 60-х гг. балетная труппа пополнилась молодыми танцовщиками, окончившими Моск., Ленингр. и Ташкентское хореографич. уч-ща (М. Гельдыева, И. Кожемякина, Н. Пехациева, Ю. Пурсиянов, Э. Сарвазян, Г. Хуммаева, М. Щукина и др.). Формированию и становлению туркм. балетного иск-ва в значит. мере способствовала творческая деятельность балетм. Л. Н. Воскресенской, Н. С. Хол-фина, Л. Н. Флегматова, М. Д. Цейтлина. Среди деятелей балета (1975): засл. арт. Туркм. ССР К. Исмаилов, Л. И. Кондюкова, Б. Мамедова, X. Мурадов, Г. Мусаева, А. Пурсиянов, артисты Г. Кораблёва, О. Ниязов, Н. П. Радки-на, А. Сонин и др.

XVIII. Драматический театр

До Великой Окт. социалистич. революции туркм. народ не имел проф. театр. иск-ва. Элементы театр. зрелища содержались в творчестве нар. певцов, сказителей легенд, а также в нар. празднествах, спортивных состязаниях, играх и обрядах. С 1918 в Т. стали создаваться самодеятельные театр. кружки. Несмотря на то, что большинство из них выступало на рус., укр., арм., азерб. и тат. языках, эти кружки сыграли положит. роль для пропаганды театр. иск-ва среди туркм. населения. Особенно большое значение имела работа театр. групп Политотдела Туркестанского фронта, ставивших спектакли на актуальные сюжеты. В 1919 силами туркм. драматич. кружка в Ки-зыл-Арвате была осуществлена постановка пьесы "Взятие Кизыл-Арвата красными войсками", написанной рабочим X. Аташевым; члены театр. коллектива в Полторацке (ныне Ашхабад) поставили пьесы "Закаспийский фронт" ("Ораз Сердар") А. Каушутова (1922) и "Айд жамал" Ш. Керими (1925). В 1926 Нар-компрос организовал первую нац. драматич. студию, среди руководителей и педагогов к-рой были драматурги К. Бурунов и А. Каушутов, реж. Ю. Алим-заде, видный деятель тат. театра Камал 1-й. В студии занимались А. Кульмамедов, К. Бердыев, А. Карлиев, О. Дурдыева, Сурай Мурадова, К. Херраев, К. Куль-мурадов, X. Шахбердыев и др.; здесь были поставлены спектакли: "Курильщик опиума и знахарь" Б. Кербабаева, "Кровавый лес" А. Каушутова, "Без калыма" А. Халдурдыева.

В 1929 на базе студии был создан туркм. театр, ныне Туркменский театр драмы им. Молла-непеса. В первые годы его работы в состав труппы влились также выпускники ашхабадского Художественного техникума и участники художественной самодеятельности - А. Дурдыев, М. Чер-кезов, Сона Мурадова, М. Сейитниязов, Б. Аннануров, X. Аннадурдыев и др. Театр ставил пьесы совр. сов. авторов, произв. формирующейся нац. драматургии, рус. и мировую классику: "Мятеж" по Д. А. Фурманову (1932), "Слуга двух господ" К. Гольдони (1933), "Гибель эскадры" и "Платон Кречет" А. Е. Корнейчука, "Ревизор" Н. В. Гоголя (все в 1934), "1905 год" Дж. Джабарлы (1935), "Любовь Яровая" К. А. Тренёва, "Подъём" Кербабаева, "Айна" А. Карлиева (все в 1937), "Кеймир Кёр" Бурунова и Ама-нова (1940). В предвоен. годы наметилось тяготение к муз.-драматич. спектаклям, была осуществлена постановка муз. драмы "Зохре и Тахир" Аманова (инсценировка дастана Молланепеса, 1939) с музыкой А. Г. Шапошникова. В 30- 40-е гг. в Т. шёл процесс освоения опыта многонац. сов. театра, ознакомления с осн. элементами системы К. С. Станиславского, утверждения метода социалистич. реализма.

В 1941 в Т. начала работать группа молодых актёров, окончивших моск. ГИТИС. Росло сценич. мастерство актёров, появились нац. кадры режиссёров, были открыты театры в гг. Мары, Керки, Кизыл-Арвате и др. В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 1945 в театрах ставились пьесы Б. Кербабаева, А. Кекилова, К. М. Симонова и др. о борьбе против фаш. захватчиков. Особенно значительной была постановка "Фронта" Корнейчука (1943). Среди лучших работ послевоен. лет: "Семья Аллана" Г. Мухтарова, "Сын пастуха" К. Сейтлиева и Мухтарова (обе в 1949), "Доходное место" (1950) и "Без вины виноватые" (1951) А. Н. Островского, "Отелло" У. Шекспира (1954). В 1954 в репертуар театра им. Молланепеса были включены спектакли выпускников ГИТИСа, подготовленные ими за годы обучения,- "Мещане" М. Горького, "Бедность - не порок" Островского, "Весёлый гость" Мухтарова и др. В 1955 театр участвовал в Декаде туркм. лит-ры и иск-ва в Москве. Среди значит. спектаклей последующих лет: "Джума" Каушутова (1956, 2-я ред.), "Решающий шаг" Кербабаева, "Легенда о любви" Н. Хик-мета (оба в 1957), "Тридцатые годы" Мухтарова (1958). В 1964 состоялась премьера пьесы А. Атаджанова "Кушкинская крепость", в к-рой впервые в туркм. драматургии создан образ В. И. Ленина (в гл. роли К. Дурдыев).

В 60 - нач. 70-х гг. театры Т. осуществили постановки спектаклей: "Судьба" X. Дерьяева (1962), "Молланепес" Б. Аманова, "Кто преступник?" Мухтарова (оба в 1963), "Любовь" А. Кекилова и Т. Таганова, "На распутье" А. Мамилиева и Б. Суханова (оба в 1967), "Девичья дань" Б. Сей-такова и М. Сейитниязова, "Остров сокровищ" Аманова (оба в 1969), "Посол эмира" К. Кулиева (1970), "Братья" Сей-такова (1974) и др. Большой интерес представило истолкование пьес "Бронепоезд 1469" Вс. Иванова (1967), "Кремлёвские куранты" (1959) и "Человек с ружьём" (1970) Н. Ф. Погодина. В репертуар театров включаются пьесы Шекспира, Мольера, Лопе де Вега, К. Гоцци, А. Н. Островского, А. П. Чехова, М. Горького, Л. Кручковского, Назыма Хикмета, драматургов братских сов. республик - А. Е. Корнейчука, М. А. Светлова, B.C. Розова, А. Н. Арбузова, О. Иоселиани, А. Папаяна, М. Карима, А. Ках-хара, М. Ибрагимова, Р. Ибрагимбекова, И. Юмагулова и др.

С 1926 в Ашхабаде работает Рус. дра-матич. театр им. А. С. Пушкина, сыгравший большую роль в становлении и развитии театра Т. В числе др. театр. коллективов: Драматич. театр им. Кемине в г. Мары (осн. в 1938), Муз.-драм. театр в г. Ташаузе (осн. в 1938). В 1964 в Ашхабаде открылся Театр юного зрителя, организованный из выпускников двух туркм. студий ГИТИСа.

Значит. вклад в развитие театр. иск-ва внесли нар. артисты СССР А. Карлиев, М. А. Кириллов. Среди деятелей театра республики (1975): нар. артисты СССР А. Кульмамедов, Б. Аманов, А. Дурды-ев, Сона Мурадова, нар. артисты Туркм. ССР Сурай Мурадова, К. Бердыев, М. Черкезов, Т. Гафурова, С. Амангель-дыев, К. Дурдыев, Н. Союнова, С. Ата-ева, Г. Ф. Бобровский, И. Г. Громов, Л. Н. Котовщикова, С. Аннаклычева, заслуженные артисты Туркм. ССР X. Ан-намамедов, А. Курбандурдыев, О. Хаджи-мурадов, О. В. Аветисов, М. Аймедова, А. Джаллыев, А. Хуммедов; художники заслуженные деятели искусств Туркменской ССР X. Аллабердыев, Е. М. Белов.

Илл. см. на вклейке, табл. XXV (стр. 368-369).

Лит.: Б е н ь я ш Р., Туркменский государственный театр, Аш., 1939; К е р и м и К., Туркменский академический театр драмы им. Молланепеса, Аш., 1969; История советского драматического театра, т. 2, 6, М., 1966 - 71. А. М. Мамилиев.

Цирк. Широкую известность в СССР и за рубежом завоевал туркм. конный цирк, восходящий к нац. конным играм, пантомимам. На самобытных нац. традициях джигитовки основано иск-во ансамблей туркм. наездников под рук. нар. арт. Туркм. ССР Д. Г. Ходжабаева (организован в 1945, с 1964 - Засл. коллектив Туркм. ССР; гастролировал в Югославии, Италии, Франции, США и др. странах) и нар. арт. Туркм. ССР А. Ан-наева (организован в 1968). Значит. вклад в историю туркм. циркового иск-ва внёс также ансамбль туркм. наездников-джигитов (1945-55) под рук. засл. деят. иск-в Туркм. ССР А. С. Калганова.

А. Я. Шнеер.

XIX. Кино

Первый фильм, посв. Туркм. республике,- "Провозглашение ТССР" (1925) был создан операторами "Севзапкино" Б. Башем и А. Цейтлиным. В 1926 по решению СНК Туркм. ССР в Полторацке (ныне Ашхабад) организована кинофабрика, затем киностудия "Туркменфильм". Первоначально здесь создавались документальные картины-"К перевыборам Советов", "Празднование 10-й годовщины Окт. революции в Ашхабаде" и др. В 1929 вышел документально-игровой фильм "Белое золото" - о борьбе за хлопок в годы коллективизации. Специальная агитгруппа демонстрировала его в аулах. сопровождая лекциями.

В 30-е гг. в туркменском кино начали работать режиссёры и операторы: В. А. Лавров, Д. Мамедов, А. И. Фролов, Б. М. Муратовский, Н. М. Копысов, М. В. Мэй, Д. Непесов, Ш. Аннаев, Н. Ф. Бондаренко, способствовавшие становлению туркм. документального кино. Они участвовали в создании картин: "Карабекаульский канал" (1930), "Первый в пустыне" (1932), "Небывалое" (1936), "Туркменистан" (1939). В 1931 пост. первый туркм. художеств. фильм "Забыть нельзя" (реж. Д. Познанский). Начиная с 1936 выходит киножурнал "Советский Туркменистан". Значит. событием в истории туркм. кино 30-х гг. стал фильм "Я вернусь" (1935, по поэме О. Тачназарова "Батрак", реж. А. К. Ледащев). Были пост. художеств. фильмы "Семь сердец" (1935, реж. Н. И. Тихонов), "Умбар" (1937, реж. А. А. Маковский), "Люди долины Сумбар" (1938, реж. Тихонов), "Советские патриоты" (1939, реж. Г. Ломидзе), "Цена жизни" (реж. Тихонов), "Дурсун" (реж. Е. И. Иванов-Барков) (оба в 1940). В эти годы в нац. кино снимаются ведущие актёры туркм. театра - А. Кульмамедов, А. Карлиев, А. Дурдыев. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 на Ашхабадской киностудии работали укр. кинематографисты; объединённая киностудия выпустила картины: "Как закалялась сталь" (1942, реж. М. С. Донской), "Партизаны в степях Украины" (1943, реж. И. А. Савченко), "Волшебный кристалл" (1945, реж. М. С. Атаханов и А. А. Народицкий). В 1948 создана муз. комедия, получившая широкое признание,- "Далёкая невеста" (реж. Иванов-Барков).

В 1948 здание киностудии было разрушено землетрясением, но продолжали выпускаться киножурналы и документальные фильмы. В 50-е гг. восстановленная студия пост. художеств. фильмы: "Сын пастуха" (1955), "Хитрость старого Ашира" (1956) (реж. обоих - Р. Я. Перелынтейн), "Честь семьи" (1957, реж. И. Мутанов), "Особое поручение" (1958, реж. Иванов-Барков и Карлиев), "Первый экзамен" (1959, реж. X. Агаханов и П. Сыров) и др. В 60- 70-е гг. значит. расширилась тематика туркм. кинематографии, в кино выдвигаются новые нац. кадры режиссёров, актёров и операторов. Важным мораль-но-этич. проблемам современности посв. картины: "Петух" (1965, реж. Агаханов и Г. Зелеранский), "Утоление жажды" (реж. Мансуров), "Пустыня" (реж. Э. Ха-чатуров) (обе в 1966), "Тайна мукама" (реж. Карлиев), "Озорные братья" (реж. К. Оразсахатов, X. Якубов) (обе в 1973), "Цвет золота" (1974, реж. X. Какабаев), "Чёрный караван" (1975, реж. Ю. Борец-кий). Премии междунар. и всесоюзных кинофестивалей получили "Состязание" (1964, реж. Мансуров), "Решающий шаг" (1965, реж. Карлиев), "Невестка" (1971, реж. X. Нарлиев). В 1975 создан первый туркм. мультипликац. фильм "Бевенд-жик" ("Пузырь", реж. М. Чарыев). Выходят киножурнал "Советский Туркменистан" и сатирич. киножурнал "Найза" ("Штык"). На туркм. яз. дублируется св. 50 художеств. фильмов в год. Значит. роль в развитии туркм. кино сыграл актёр и режиссёр А. Карлиев, имя к-рого ныне присвоено киностудии "Туркмен-фильм". Среди ведущих актёров: Г. Ход-жаев, С. Каррыев, О. Дурдыева, Б. Ан-нанов, Ж. Смелянская, М. Аймедова и др.; операторы: А. Карпухин, Г. Язханов, М. Курбан-Клычев, О. Сапаров и др. В 1963 осн. Союз кинематографистов Туркм. ССР. Проводятся фестивали и недели фильмов др. стран и союзных республик.

На 1 янв. 1976 в республике насчитывалось св. 915 киноустановок.

Лит.: Репин И., Айзенберг Я., Туркменистаныц кино сунгаты, Ашгабат, 1962; их же, Молодость искусства. Очерки истории туркменского кино, Аш., 1965; Абдыллаев Б., Сунгата синен емур, Ашгабат, 1973; Репин И., Абдуллаев Б., Туркменское кино, Аш., 1974.

Б. Абдуллаев.
 
 

ТУРКМЕНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ им. Молланепеса, организован в 1929 в Ашхабаде на базе нац. драматич. студии. С первых дней работы включает в репертуар произв., отображающие борьбу туркм. народа за новое, социалистич. общество. Наиболее значит. спектакли в период становления театра: "Без калыма" Халдурдыева (1929), "Мятеж" по Фурманову (1932), "Слуга двух господ" Гольдони (1933), "Ревизор" Гоголя (1934), "1905 год" Джабарлы (1935), "В пустыне Каракумы" Кекилова, Чарыева и Клы-чева (1936), "Подъём" Кербабаева, "Айна" Карлиева, "Любовь Яровая" Тренёва (все в 1937), "Джума" Каушутова (1939), "Кеймир Кёр" Бурунова и Аманова (1940). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 театр осуществил постановку произв. Б. Кербабаева, А. Кекилова, К. М. Симонова и др., посв. героич. борьбе сов. народа против нем. захватчиков. В дальнейшем коллектив продолжает создавать нац. репертуар, ставит пьесы авторов из братских республик, произв. рус. и мировой классики.

Среди лучших спектаклей: "Семья Аллана" (1949, Гос. пр. СССР, 1951) и "Тридцатые годы" (1958) Мухтарова, "Доходное место" (1950) и "Без вины виноватые" (1951) Островского, "Отелло" Шекспира (1954), "Овод" по Войнич (1956), "Легенда о любви" Назыма Хикмета, "Решающий шаг" Кербабаева (оба в 1957), "Горянка" Гамзатова, "Судьба" Дерьяева (оба в 1962), "Остров сокровищ" Аманова (1969), "Посол эмира" Кулиева (1970). В спектаклях "Кремлёвские куранты" (1959), "Человек с ружьём" (1970) Погодина и "Куш-кинская крепость" Атаджанова (1964) воссоздан образ В. И. Ленина. Труппа постоянно пополняется выпускниками студий ГИТИСа (1941, 1954, 1963, 1964), Ташкентского театр. ин-та им. А. Н. Островского, моск. Театр. уч-ща им. М. С. Щепкина, драматич. студии при театре. Важными событиями в жизни коллектива стали участие в Декаде туркм. лит-ры и иск-ва (1955) и гастроли (1959, 1965, 1974) в Москве. Театр награждён орденом Трудового Красного Знамени (1949), ему присвоено звание академического (1956), имя классика туркм. лпт-ры Молланепеса (1963). В труппе (1975): нар. артисты СССР Б. Аманов, А. Дурдыев, А. Кульмамедов (в 1963-74 - гл. режиссёр), Сона Мурадова, нар. артисты Туркм. ССР Ф. Алиева, С. Амангель-дыев, С. Атаева, К. Бердыев, Т. Гафурова, К. Дурдыев, Сурай Мурадова, Н. Союнова, М. Черкезов, засл. артисты Туркм. ССР Д. Ишанкулиева, А. Курбандурдыев, О. Хаджимурадов. С 1974 гл. режиссёр - засл. арт. Туркм. ССР А. Курбандурдыев.

Лит.: Беньяш Р., Туркменский государственный театр, Аш., 1939; КеримиК., Туркменский академический театр драмы им. Молланепеса, Аш., 1969.

А. М. Мамилиев.
 
 

ТУРКМЕНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. Махтумкули, открыт в 1941 в Ашхабаде, с 1956 - им. Махтумкули. Создан на базе оперной студии с вокальным и балетным отделениями (осн. в 1937). В 1941 поставлена первая нац. опера "Судьба бахши" Ка-хиани. Активное участие в развитии театра приняли композиторы В. Мухатов, А. Кулиев, Д. Овезов и др. (первые муз. Соч. были созданы в содружестве с рус. и укр. композиторами). Среди пост.: оперы-"Шасенем и Гариб" (1944) и "Айна" (1957) Шапошникова и Овезова, "Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова (1946), "Кемине и Казы" (комич. опера, 1947) и "Зохре и Тахир" (2-я ред., 1953) Шапошникова и В. Мухатова и др.; балеты- "Алдар-Косе" Корчмарёва (1942), "Акпамык" Зноско-Боровского и В. Мухатова (1945). Вехой в творч. пути коллектива стала опера "Абадан" Мейтуса и А. Кулиева (1943). В 40-50-е гг. театр обращается к произв. мировой классики (оперы П. И. Чайковского, Н. А. Рим-ского-Корсакова, А. П. Бородина, Дж. Верди, Дж. Пуччини и многие другие ставятся на туркм. яз.) и сов. композиторов др. республик ("Кёр-оглы" У. Гаджибе-кова, "Кето и Котэ" Долидзе, балеты - "Красный мак" Глиэра, "Юность" Чу-лаки, "Тропою грома" К. Караева и др.). В 60 - нач. 70-х гг. основное внимание театр уделяет нац. репертуару.

Наряду со старшим поколением над муз.-сценич. произв. активно работают молодые туркм. композиторы. На сцене театра идут нац. оперы - "Махтумкули" Мейтуса (1962), "Сона" (1964) и "Тревожная ночь" (1969) Агаджикова, "Пламенные сердца" Нурыева (1974) и др., балеты-"Чудесный лекарь" Равича и Н. Мухатова (I960), "Гибель Суховея" (1967) Нурымова, "Счастье" К. Кулиева (1970), "Фирюза" Агаджикова (1974), "Сердце, найденное в песках" А. Кулиева (1975). Событием в муз. жизни республики стала пост. оперы В. Мухатова "Конец кровавого водораздела" (1967). В труппе театра (1975): певцы - нар. арт. СССР А. Аннакулиева, М. Кулиева, М. Шахбердыева, нар. арт. Туркм. ССР X. Аннаев, засл. арт. Туркм. ССР А. Ала-шаева, Р. Грехова, Е. Королёв, М. Куль-мамедова, А. Курбанов, М. и X. Ма-медьяровы, Н. Педько, Р. Тураева; солисты балета - засл. арт. Туркм. ССР Г. Мусаева, А. Пурсиянов; дирижёры - засл. деят. иск-в Туркм. ССР Н. Мухатов, В. Момонов, М. Мередов; режиссёры - засл. деят. иск-в Туркм. ССР А. Макаровский, М. Кепбанов, Б. Сейи-дов, балетмейстеры - засл. деят. иск-в Туркм. ССР К. Джапаров, К. Ниязов. Театр награждён орденом Трудового Красного Знамени (1955).

Лит.: К е р и м и К., Туркменский театр, М., 1964. А. Мамилиев.
 
 

ТУРКМЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. М. Горького, основан в 1950 в Ашхабаде на базе пед. ин-та. В 60-е гг. на базе технич. ф-тов ун-та открылся политехнич. ин-т. В составе Т. у. (1975): ф-ты - рус. филологии, туркм. филологии, иностранных языков, историч., юридич., биолого-географич., экономич., математич., физич., физич. воспитания; вечернее, заочное и подготовит. отделения, аспирантура, 47 кафедр, проблемная лаборатория; в библиотеке св. 500 тыс. тт. В 1975/76 уч. г. обучалось св. 10 тыс. студентов, работало 665 преподавателей и науч. сотрудников, в т. ч. 12 профессоров и докторов наук, 240 кандидатов наук и доцентов. Издаются "Учёные записки" (с 1954). В 1950-75 подготовлено св. 20 тыс. специалистов. С. Н. Мурадов.
 
 

ТУРКМЕНСКИЙ ЯЗЫК, язык туркмен. Распространён в Туркм. ССР, а также в Узб. ССР, Тадж. ССР, Казах. ССР, Каракалпакской АССР и Ставропольском крае РСФСР, в Иране и Афганистане, в Турции, Ираке и др. Число говорящих на Т. я. в СССР - ок. 1,5 млн. чел. (1970, перепись). Принадлежит к огузской группе тюркских языков (сформировался на базе зап. племенных языков огузов, но в процессе развития приобрёл нек-рые черты, характерные для тюрк. яз. кыпчакской группы). Осн. диалекты: текинский, йомудский, эрса-ринский, салырский, сарыкский, човдур-ский и др. Диалект ставропольских туркмен традиционно наз. трухменским яз. Осн. фонетич. особенности: сохранение первичных долгих гласных, развитая губная гармония гласных, наличие межзубных [с] и [з] на месте [с] и [з] др. тюрк, яз. и др. Морфологич. черты: существительное имеет категории числа, принадлежности, падежа. В лит. языке 6 падежей. Прилагательные грамматически неизменяемы. Именные, глагольно-именные части речи в функции сказуемого имеют категорию сказуемости. Глагол имеет 5 наклонений, 5 залогов. Старый лит. Т. я. был преим. языком поэзии. Совр. лит. Т. я. сформировался после Окт. революции 1917. До 1928 Т. я. использовал араб. алфавит, позднее - латиницу, а с 1940- письменность на основе рус. графики.

Лит.: Поцелуевский А. П., Избр. тр., Аш., 1975; Бас каков Н. А., К истории изучения туркменского языка, Аш., 1965 (лит.); Грамматика туркменского языка, ч. 1, Аш., 1970; Русско-туркменский словарь, М., 1956; Туркменско-русский словарь, М., 1968; Туркмен дилинин диалектлеринин очерки, Ашгабат, 1970. Е. А. Поцелуевский.

"ТУРКМЕНФИЛЬМ" им. А. Кар-лиева, советская киностудия художественных и документальных фильмов. Создана в 1926 в Полторацке (Ашхабаде). Первоначально кинофабрика, затем киностудия "Т.", с 1938 - Ашхабадская киностудия, с 1958-"Т.". См. Туркменская ССР, раздел Кино.
 
 

ТУРКМЕНЫ (самоназв.- туркмен), нация, осн. население Туркм. ССР, где численность Т. составляет 1416,7 тыс. чел. (1970, перепись). Живут также в Узб. ССР, Тадж. ССР, на Сев. Кавказе, в Астраханской обл. и ряде городов РСФСР. Общая численность в СССР - 1525,3 тыс. чел. (1970). За рубежом большие группы Т. живут в Афганистане и Иране (св. 750 тыс.), араб. странах Передней Азии (св. 150 тыс.) и в Турции (ок. 80 тыс.). Говорят на туркменском языке. Антропологически Т.- европеоиды с небольшой монголоидной примесью. Верующие Т.- мусульмане-сунниты.

Наиболее раннюю основу в этногенезе Т. составили древние местные ираноязыч-ные дахо-массагетские и сармато-алан-ские племена степей и отчасти жители древних гос-в - Маргианы, Парфии и Хорезма. В сер. 1-го тыс. в прикаспийских степях появляются ранние тюрки, а в 9-11 вв.-огузы (сельджуки), сыгравшие главную роль в этногенезе Т. Процесс формирования туркм. народности в основном завершился в 15 в., когда сложившиеся после монг. завоевания новые плем. объединения включили в свой состав тюркские племена неогузского происхождения, в частности кыпчаков.

Вплоть до 20 в. у Т. сохранялись племена с многостепенным родовым делением. Самыми крупными из них были текинцы (теке), иомуты, эрсари, салыры, са-рыки, гоклены и чаудоры.

Социальные отношения Т. во 2-й пол. 19 в. (накануне присоединения к России) были патриархально-феодальными. По-литич. и экономич. разобщённость (у Т. не сложилось своего гос-ва) и ряд др. причин способствовали консервации ар-хаич. родоплеменных социальных институтов, уживавшихся с феодализмом. Эти плем. и родовые связи играли большую роль и использовались родовыми вождями - феодалами для эксплуатации своих сородичей. В 80-х гг. 19 в. Туркменистан был присоединён к России. В результате включения его в орбиту общероссийского экономич. развития здесь возникают зачатки капиталистич. отношений.

Для х-ва Т. в дореволюц. время были характерны сочетание орошаемого земледелия со скотоводством и связанный с этим полукочевой образ жизни, при к-ром жители одного аула делились на скотоводов (чарва), кочевавших со стадами, и оседлых земледельцев (чомры). Однако у нек-рых племён, живших в оазисах [емрели, карадашлы (языр), нохурли и др.], преобладало земледельч. х-во (пшеница, джугара, хлопчатник, бахчевые), другие племена (игдыр, эта и т. д.) занимались преим. скотоводством (овцы, верблюды и лошади). После Окт. революции 1917 терр., населённая Т., входила в состав Туркестанской АССР, Хорезмской и Бухарской народных советских республик, в 1924 в результате национально-государственного размежевания сов. республик Ср. Азии была создана Туркм. ССР в составе Союза ССР.

За годы Сов. власти в ходе социали-стич. строительства в х-ве и культуре Т. произошли коренные изменения. Туркм. ССР стала индустриально-аграрной республикой. Появились новые отрасли пром-сти: нефтеперераб., химич., газовая, цементная, стекольная и др. С. х-во механизировано; осн. культуры: хлопчатник и зерновые, имеются бахчеводство, садоводство, виноградарство, развиты также животноводство (особенно каракулеводство), шелководство, ковроткачество. В прошлом экономически и культурно отсталая страна стала республикой высокой культуры. Получили развитие нац. лит-pa и иск-во. В результате социалистич. преобразований Т. сложились в социалистич. нацию. Об истории, экономике и культуре Т. см. также в ст. Туркменская ССР.

Т. за рубежом (в Иране, Афганистане, Турции) являются нац. меньшинством, сохраняя в образе жизни и в социальной структуре черты патриархально-феод. уклада.

Лит.: Бартольд В. В., Очерк истории туркменского народа, Соч., т. 2, ч. 1, М., 1963; Народы Средней Азии и Казахстана, т. 2, М., 1963; История Туркменской ССР, т. 1-2, Аш., 1957. Г. Я. Васильева.

 

ТУРКСИБ, железная дорога, построенная в годы 1-й пятилетки 1929-32. Проходит по терр. Казах. ССР, соединяет р-ны Сибири с республиками Ср. Азии. Подробнее см. Туркестано-Сибирская железная дорога.
 
 

ТУРКУ, Або (фин. Turku; швед. Abo), город и порт на Ю.-3. Финляндии, у впадения р. Аура-Йоки в Балтийское м. Адм. ц. ляни Турку-Пори. 164 тыс. жит., с пригородами ок. 230 тыс. жит. (1975). Крупный торгово-пром. и культурный центр страны. Важный трансп. узел; паром в Швецию. Машиностроение, особенно судостроение; электротехнич., текст., нефтеперераб., пищ. пром-сть. Ун-т.

Т. возник на месте фин. торг. поселения Коройнен, завоёванного в сер. 12 в. шведами. Первые упоминания о Т..-в 1154 в араб. источниках, в 1198 - в Новгородской летописи. С сер. 13 в. оплот католич. церкви, центр швед. администрации. В Т. появились первые в стране газеты, школы, были созданы ун-т (Академия, 1640), Экономич. об-во (1797). В 1809-12 (фактически до 1819) Т.- столица Великого княжества Финляндского. После 2-й мировой войны 1939-45 Т.- один из центров революц. рабочего движения Финляндии.

Прямоугольная планировка Т. сложилась в 19 в. (арх. К. Л. Энгель), когда город отстраивался заново после пожара 1827. Среди памятников зодчества - романские собор (13-15 вв.) и замок (с 1280, пристройки 16-17 вв.; ныне Гор. ист. музей), многочисл. ампирные здания, образующие целые кварталы (б. Трапский дворец, 1831-33, арх. К. Ф. Басси, П. И. Гюлих, ныне - гл. здание Швед. ун-та, и др.). К примечательным совр. сооружениям относятся постройки А. X. X. Аалто, Э. Брюгмана, В. Ревелля, комплекс Фин. ун-та (1951-58 арх. А. Эрви). Художеств. музей (сканд. иск-во), Музей А. Аалтонена, Музей Я. Сибелиуса, Музей ремёсел (уцелевший после пожара квартал старого Т.).

Лит.: Пилявский В. И., Турку, Л., 1974; Othman H., Turku. Abo, [Hels., 1953]; В о n i n V. v о n, Turku-Abo, [Turku], 1967.
 
 

ТУРКУ-ПОРИ (Turku-Pori), ляни (адм. единица) на Ю.-З. Финляндии. Пл. 23 тыс. км2. Нас. 693 тыс. чел. (1974), в т. ч. городского 57% . Адм. ц.-г. Турку. В пром-сти и стр-ве занято 40% экономически активного населения, в сельском и лесном х-ве 20%. Т.-П. даёт ок. 20% валовой продукции пром-сти Финляндии. Машиностроение (гл. район судостроения; электротехнич. произ-во и др.), нефтеперераб., лесобум., текст., пищ. пром-сть. Осн. с.-х. р-н страны (молочно- мясное животноводство и зерновое х-во). Рыболовство.
 
 

ТУРКУЭН (Tourcoing), город на С. Франции, в деп. Нор, у границы с Бельгией. Фактически слился с г. Рубе. 99 тыс. жит. (1968). Крупный центр шерстяной и хл.-бум. пром-сти, текст. машиностроения.
 
 

ТУРМАЛИН (нем. Turmalin, франц. tourmaline, от сингальского тормалли - сердолик), минерал, борсодержащий алюмосиликат сложного и переменного состава подкласса кольцевых силикатов. Общая формула AB3C6 (Si6O18) (ВО3)3(ОН, F, О)4, где А = Na, Са; В = Mg, Fe2+, Fe3+, Li, Mn, Al; С = Al, Fe3+. В основе очень сложной структуры Т.- 6-членные кольца кремнекислородных тетраэдров (Si6O18), к-рые сочетаются с треугольниками ВОз. По составу катионов типа В и С, находящихся в октаэдрической координации, выделяют след. разновидности Т.: железистые - чёрный шерл, или а ф р и ц и т, зелёный верделит, тёмно-синий индиго-л и т; магнезиальные - буро-жёлтый д р а в и т и др.; литиевые - сиренево-розовый эльбаит, тёмно-розовый рубеллит; марганцевые - т с и л а-и з и т и др. Выделяют также ярко-зелёные хромсодержащие Т. Встречаются полихромные (многоцветные) Т. с зональным распределением окраски. Кристаллизуется в тригональной системе, образуя столбчатые, с треугольным сечением кристаллы, обладающие характерной вертикальной штриховкой. Обычны также ше-стоватые, радиально-лучистые (т. н. турмалиновые "солнца") агрегаты.

Твёрдость по минералогич. шкале 7-7,5, плотность 3000-3200 кг/м3. Пьезо-электрик, на чём основывается применение крупных кристаллов безжелезистых Т. в качестве датчиков гидроста-тич. давления, в акустоэлектронике, оптике, радиотехнике. Свойство двойного лучепреломления Т. используется в устройстве т. н. турмалиновых щипцов (прибор для демонстрации явлений поляризации света).

Т.- широко распространённый эндогенный высокотемпературный минерал, встречается в метасоматически изменённых гранитах, слюдяных сланцах, филлитах и гнейсах. Обычен в гранитных пегматитах и гидротермальных месторождениях (медно-турмалиновых и др.), в грейзенах. К выветриванию стоек, встречается в россыпях.

Красиво окрашенные прозрачные Т. (рубеллит, сине-зелёный "бразильский сапфир" и др.) - драгоценные камни 2-го класса. Месторождения драгоценных Т. имеются в СССР (Урал, Забайкалье), Бразилии (Минас-Жерайс), на о-вах Мадагаскар и Шри-Ланка. В лабораторных условиях Т. получают методом гидротермального синтеза.

Л. В. Бершов.
 
 

ТУРНЕ (франц. tournee, от tourner - поворачивать, обойти кругом), 1) путешествие по круговому маршруту. 2) Поездка артистов и др. по определённому маршруту для гастрольных выступлений.
 
 

ТУРНЕ, Д о р н и к (франц. Tournai; флам. Doornik), город в Бельгии, на р. Шельда (пров. Эно). 32,5 тыс. жит. (1973). Облик города в значит. мере определяется ср.-век. и барочными зданиями. Гор. стены 13 в. (сохранились частично) с 1860 заменены кольцом бульваров.

Памятники архитектуры: ррмано-готич. собор Нотр-Дам (12-18 вв.; илл. см. т. 3, стр. 182), городская башня (Бефруа, 1187-1294), резиденция епископа (12, 17 вв.), соединённая с собором аркадой с капеллой Сен-Венсан (1198), многочисл. романо-готич. и готич. церкви 13-- 14 вв. (Сен-Кантен, Сен-Брис, Сен-Пиа и др.), одни из старейших в Европе 2 романских дома (ок. 1175-80), укреплённый мост (Пон-де-Тру, 13-14 вв.), барочные и классицистич. постройки 17- 19 вв. (аббатство Сен-Мартен, ныне ратуша, и др.).

Музей изящных иск-в (старонидерл., флам., белы., франц. иск-во). Музей истории и археологии (белго-рим., ср.-век., ренессансные древности). Музей фольклора.

Лит.: Holland P., Tournai "noble cite", Brux., [1944].
 
 

ТУРНЕЙЗЕН (Thurneysen) Рудольф (14.3.1857, Базель, - 9.8.1940, Бонн), немецкий филолог (кельтолог и индоевропеист). Учился в Базельском и Йен-ском ун-тах. Проф. сравнит. грамматики в ун-тах Йены и Фрейбурга (с 1887) и в Боннском ун-те (1913-25). Почётный доктор Ирл. нац. ун-та в Дублине (1925). С 1883 исследовал осн. проблемы кельт. филологии. Грамматика др.-ирл. языка Т.- наиболее ценное руководство по этому языку. Впервые заложил основы науч. анализа текстов др.-ирл. законов, что привело к возникновению новой отрасли - ирландистики. Автор работ по лат., готскому, италийским и др. индоевроп. языкам. Гл. ред. журн. "Zeitschrift fur celtische Philologie" (1899-1940).

Соч.: Die irische Helden- und Konigsage..., Halle, 1921; Studies in early Irish law, Dublin, 1936; A grammar of old Irish, v. 1 - 2, Dublin, 1946-49.

Лит.: Vendryes J., R. Thurneysen, "Etudes celtiques", 1950 - 51, v. 5, fasc. 2, p. 401 - 403; Heiermeier A., Bibliographic der wissenschaftlichen Veroffentlichungen R. Thurneysens, Halle, 1942. А. А. Королёв.
 
 

ТУРНЕЙСКИЙ ЯРУС (от назв. г. Турне, Бельгия), нижний ярус ниж. отдела каменноугольной системы [см. Каменноугольная система (период)]. Выделен франц. геологом М. Дюпоном в 1882. В типовом разрезе в окрестности Турне представлен мор. отложениями: известняками и сланцами, охарактеризованными кораллами, брахиоподами и го-ниатитами. В СССР Т. я. соответствуют лихвинский и чернышинский подъярусы (известняки). Во многих р-нах отложения Т. я. угленосны.
 
 

ТУРНЕПС, кормовая репа (Brassica rapa rapirera), двулетнее растение сем. крестоцветных. В год посева развивает прикорневую розетку листьев и крупные мясистые корни. Из высаженных на 2-й год корнеплодов развиваются стебли, соцветия и плоды с семенами. Форма корнеплодов цилиндрическая, овальная, шаровидная; окраска - белая, фиолетовая, жёлтая. Т. распространён только в культуре в земледельч. р-нах земного шара; наибольшие площади в ФРГ, ГДР, Дании, Великобритании, США, Канаде, Австралии и др., в СССР гл. обр. в нечернозёмной зоне. Возделывают на корм животным. В корнеплодах 7-8% сухого вещества. В 100 кг ок. 9 кормовых единиц и ок. 0,7 кг переваримого протеина. Корнеплоды скармливают всем с.. животным, ботву силосуют. Иногда посевы Т. стравливают на корню, сначала кр. рог. скоту (поедает листья и надземную часть корней), затем свиньям (выкапывают остатки корнеплодов).

Т. хорошо растёт на суглинистых и супесчаных дерново-подзолистых почвах. Размещают его в прифермских, кормо-овощных и полевых, а на пойменных почвах - в лугопастбищных севооборотах. Высевают в конце мая - начале июня, при повторном посеве - летом. Под посевы вносят навоз, компосты и минеральные удобрения. Норма высева семян 2,3-3,5 кг на 1 га, глубина заделки 1,5-2,5 см. Ширина междурядий 47-60 см. Уход за посевами: прореживание растений в рядах на 18-20 см, рыхление междурядий, прополка, подкормка удобрениями. В СССР наиболее распространён сорт Остерзундомский, с длинным конусовидным корнеплодом, окраска кожицы в ниж. части белая, в верхней - фиолетовая с прозеленью. Выращивают также сорта Московский, Волынский ранний круглый и др. Урожай корнеплодов 400-500 ц с 1 га. Сохраняют в хранилищах, буртах, траншеях. Вредители: крестоцветные блохи, капустная тля и др. Болезни: кила и др.

Лит.: Справочник по кормопроизводству, М., 1973.
 
 

ТУРНЕР Генрих Иванович [17(29).9. 1858, Петербург,- 20.7.1941, Ленинград], советский врач, один из основоположников отечеств. ортопедии, засл. деят. науки РСФСР (1927). В 1881 окончил петерб. Медико-хирургич. академию; с 1895 проф. этой академии, где в 1900 по инициативе Т. была осн. первая в России кафедра и клиника ортопедии, к-рой Т. руководил до конца жизни. Осн. труды посвящены проблемам врождённых дефектов развития и заболеваний позвоночника, роли нервного фактора при травмах и нек-рых заболеваниях опорно-двигат. аппарата, учению о повязках, дезинфекции перевязочных материалов, лечению ран, иммобилизации переломов и др. Впервые в России поднял вопрос о необходимости планомерной гос. помощи детям-калекам; эти мероприятия были осуществлены в организованном в 1931 Ленингр. детском ортопедич. ин-те (ныне имени Т.).

Соч.: Избр. произведения, Л., 1958. Лит.: Н о в о ж и л о в Д. А., Замечательная жизнь Г. И. Турнера, Л., 1965.
 

ТУРНЕТРЕСК (Tornetrask), озеро на С. Швеции, в Лапландии. Пл. 322 км2, дл. 72 км, шир. до 9 км, глуб. до 168 м. Расположено в тектонич. котловине, на вые. 342 м. Берега крутые, скалистые. Сток - по р. Турне-Эльв в Ботнический зал. Балтийского м. Летом уровень повышается. Замерзает на 6-7 мес. У юго-зап. побережья нац. парк Абиску. Туризм.
 
 

ТУРНЕФОР (Tournefort) Жозеф (5.6. 1656, Экс-ан-Прованс,-28.12.1708, Париж), французский ботаник и врач. Чл. Парижской АН (1691), проф. медицины в Коллеж де Франс (1702). Путешествовал по Зап. Европе, Турции, Армении, Грузии; собрал и описал св. 1000 новых видов растений. Автор искусств. системы растений (1694-1700), основанной на строении венчика и охватившей св. 10 тыс. видов (см. Систематика растений). Она была широко распространена до системы К. Линнея (1735). Мн. таксоны, принятые или описанные Т., в особенности роды, признаются в совр. ботанике, часть из них - в др. ранге. С о ч.; Institutiones rei herbariae..., t. 1 - 3, P., 1700.

Лит.: Tournefort, P., 1958.

ТУРНЕ-ЭЛЬВ, Торнир-Йоки (швед. Torne alv, фин. Torniojoki), река в Швеции, ниж. течение - по границе Швеции и Финляндии. Дл. 510 км (от истока самого крупного лев. притока Муонио-Элъв - 565 км). Пл. басс. 40 240 км2(в т. ч. ок. 14 тыс. км2 на терр. Финляндии). Берёт начало в Скандинавских горах, близ границы Швеции и Норвегии, в верховьях протекает через оз. Турнетреск, затем по плоскогорьям Лапландии, где образует многочисл. пороги и водопады, впадает в Ботнический зал. Балтийского м. (часть стока поступает в басс. р. Каликс-Эльв). Питание преим. снеговое, весенне-летнее половодье. Ср. расход воды 380 мэ/сек. Замерзает с ноября по май. Сплавная. Близ устья - мор. порты Торнио (Финляндия) и Хапаранда (Швеция).

ТУРНИКЕТНАЯ АНТЕННА (от франц. tourniquet - турникет, вертящаяся крестовина), сложная антенна в виде многоэтажной конструкции, каждый этаж к-рой образован скрещёнными попарно под прямым углом горизонтальными симметричными полуволновыми вибраторами, закреплёнными на общей вертикальной мачте. Число этажей Т. а. обычно от 1 до нескольких десятков. Вибраторы каждой пары питаются токами равной величины, сдвинутыми по фазе на 90°, что обеспечивает почти круговую форму диаграммы направленности Т. а. в горизонтальной плоскости. Т. а. используются в телевидении и радиовещании, преим. как передающие антенны метрового диапазона длин волн. В телевидении часто применяют Т. а. с широкополосными, т. н. Ж-образными, вибра-торами (см. рис. 10, т. 2, стр. 63).

ТУРНИР (нем. Turnier, от старофранц. tournei), 1) воен. состязание рыцарей в ср.-век. Зап. Европе. Цель Т.- показ боевых качеств рыцарей, составлявших основу феодальных ополчений. Т. обычно устраивались королём или др. крупным сеньором по к.-л. торжеств. случаю и происходили публично. Рыцари на конях и в полном вооружении выступали друг против друга в одиночку, попарно или отрядами; бывали также и пешие поединки. Ход Т. регламентировался особыми правилами, за соблюдением к-рых следили герольды. Победитель Т. добивался славы, получал ден. награду. Иногда Т., являвшиеся в известной мере узаконенным видом феод. войны, сопровождались тяжёлыми ранениями и даже гибелью участников. В большинстве стран прекратились в 16 в. 2) Форма проведения спортивных соревнований при числе участников св. 2, гл. обр. в видах спорта, в к-рых происходит непосредственное (личное или командное) противоборство (спортивные игры, борьба, бокс, шахматы, шашки и т. п.). Осн. системы проведения Т.: круговая - каждый участник последовательно встречается со всеми один или неск. раз; кубковая (олимпийская) - на каждом этапе побеждённые выбывают, пока не выявится единственный победитель; т. н. швейцарская - кол-во встреч (туров) значительно меньше кол-ва участников; в 1-м туре пары определяются обычной жеребьёвкой, в следующих - жеребьёвка соединяет противников, имеющих равное кол-во очков. На протяжении одного соревнования возможно поэтапное применение различных систем.

ТУРНОДОЗЕР (от англ. turn - поворот, изменение направления и dozer - бульдозер), машина для передвижки рельсовых путей и ленточных конвейеров на карьерах. Выполняется на базе трактора с роликовым рельсозахватным механизмом, с механич. или гидравлич. приводом подъёма рельсозахватного механизма (рис.).
 
 

2612-1.jpg

Схема турнодозера на базе гусеничного трактора: 1 - опорные рамы; 2 - консольные фермы; 3 - трособлочная система; 4 - рельсозахватный механизм; 5 - шарнирный параллелограмм; 6 - контргруз.
 
 

Шаг передвижки ж.-д.пути ок. 2л, конвейера - до 0,7 м, рабочая скорость хода 10-15 км/ч. Производительность мощного пневмоколёсного Т. при передвижке одноколейного пути 2-6 тыс. м2/ч (произведение длины передвигаемого участка на расстояние передвижки), конвейера - до 3 тыс. м2/ч.

Лит.: Транспорт на горных предприятиях, М., 1976.
 
 

ТУРНУ-СЕВЕРИН, ныне Дробета-Турну-Северин (Drobeta Tur-nu Severin), город на Ю.-З. Румынии, порт на Дунае. Адм. ц. уезда Мехедин-ци. 67,3 тыс. жит. (1974). Вагоно- и судостроение; деревообработка; швейная, пищ. пром-сть. Близ Т.-С.- крупная ГЭС Железные Ворота (Джердап).

TУPOB, посёлок гор. типа в Житкович-ском р-не Гомельской обл. БССР. Расположен на р. Припять, в 30 км от ж.-д. ст. Житковичи (на линии Лунинец - Ка-линковичи). Речной порт. Цех пищеком-бината. Краеведч. музей.

Т.- древнерусский город, впервые упоминается в летописи под 980. В 11 -12 вв. столица Турово-Пинского княжества. В 12 в. в Т. жил епископ Кирилл Туровский. В 14 в. Т. был захвачен Великим княжеством Литовским. В составе России с 1793.

Лит.: Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Жучке-вич В. А., Малышев А. Я., Рогозин Н. Е., Города н села Белорусской ССР. Исторнко-географнческие очерки, Минск, 1959.
 
 

ТУРОВО-ПИНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, русское феод. княжество 10-14 вв. Располагалось в басс. р. Припять и её притоков, в земле вост.-слав. плем. объединения дреговичей. Столица Т.-П. к. - Туров (на р. Припять), города: Пинск, Кле-ческ (Клецк), Случеск (Слуцк), Мозырь и др. В 10-11 вв. Т.-П. к. играло значит. роль во взаимоотношениях Киевской Руси с Польшей и литов. племенами. Через терр. Т.. к. проходил древний торг. путь из Киева в Прибалтику. Владимир Всеволодович Мономах и его сын Мстислав опирались на Т.-П. к. в борьбе с минскими князьями, к-рые в 1132 на короткое время овладели княжеством. В сер. 12 в. после длит. феод. борьбы Т.-П. к. освободилось от власти Киева. В кон. 12 - нач. 13 вв. Т.-П. к. распалось на ряд феод. княжеств (Туровское, Пинское, Слуцкое, Клецкос). В 1-й пол. 14 в. терр. Т.-П. к. была, захвачена Великим княжеством Литовским. В 16 в. терр. Т.-П. к. вошла в состав Польши, в кон. 18 в. была возвращена России.

Лит.: Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Д о в н а р-Запольскнй М., Очерк истории Кри-вичской и Дреговичской земель до конца ХП ст., [К.], 1891.
 
 

ТУРОНСКИЙ ЯРУС (от Turonia - Турония, др.-рим. название ист. области Турень, Франция), второй снизу ярус верхнего отдела меловой системы [см. Меловая система (период)]. Впервые выделен в Центр. Франции в 1842 франц. геологом А. д'Орбиньи. В типичном местонахождении у г. Тур сложен песчаниками, мергелями и мелом, содержащими обильные остатки двустворчатых и головоногих моллюсков, мор. ежей, форами-нифер и др. организмов. Широко распространён на терр. СССР и представлен различными типами пород, образовавшимися в морских и континентальных условиях.
 
 

ТУРПАЕВ Тигран Мелькумович (р. 20. 10.1918, Астрахань), советский физиолог, чл.-корр. АН СССР (1972). Чл. КПСС с 1945. Окончил биол. ф-т МГУ (1941). В 1941-46 в Сов. Армии. Науч. сотрудник (с 1948) и зав. лабораторией (с 1961) Ин-та морфологии животных (ИМЖ) им. А. Н. Северцова АН СССР. С 1967 зам. директора, с 1974 директор Ин-та биологии развития АН СССР. Осн. труды в области сравнит. физиологии и физиологии передачи нервных импульсов в химич. синапсах. Доказал белковую природу рецептора ацетилхо-лина - передатчика нервных импульсов. Открыл биохимич. механизм саморегуляции медиаторного процесса в холинер-гических синапсах. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Мсдиаторная функция ацетилхоли-на и природа холинорецептора, М., 1962; Биохимический механизм саморегуляции хо-линергического медиаторного процесса, "Успехи физиологических наук", 1974, т. 5 (сонм, с Т. Г. Путинцевой).

ТУРПАНЫ (Melanitta), род птиц отр. гусеобразных. Дл. тела 48-56 см, весят 0,9-1,7 кг. Самки мельче самцов.-
 
 

2612-2.jpg

Турпаны: 1 - самец; 2 - самка.
 
 

У самцов оперение чёрное, иногда с белым пятном ("зеркальцем") на крыле; клюв у основания вздутый, жёлтый с чёрным или красным; самки тёмно-бурые. 5 видов; распространены на С. Европы, Азии и Сев. Америки. В СССР 4 вида: турпан (М. fusca), горбоносый Т. (М. deglandi), син,ыа (М. nigra) и тихоокеанская синьга (М. americana); на С.-В. СССР залетал пестроносый Т. (М. perspicillata). Перелётные птицы, зимуют в прибрежных водах и море. Гнездятся гл. обр. в тундре и лесотундре на берегах озёр, тихих рек и мор. побережьях. В кладке 6-10 яиц. Насиживает самка, ок. 3 недель. Питаются преим. моллюсками, личинками водных насекомых. Местами Т.- объект промысла.