Платонов относится к тем
более чем редкостным писателям, слово которых — сколько бы
о них ни писали и ни говорили, сколько бы ни размышляли, ни разгадывали — до
конца не будет разгадано никогда.
И мы это чувствуем, и нам остается принимать
писателя таким, каков он есть, соглашаясь, может быть, возмущаясь, но более
всего — удивляясь ему.
Он как бы некий упрек нам — людям
с обычным языком и с обычными понятиями.
Такого рода писатели, сколько бы
они ни просуществовали на свете, уже при жизни из жизни выпадают — из ее
реального устройства, из человеческого общества, из исторических и современных
представлений. Автор «Котлована», мне кажется, и в том, и в другом, и в третьем
явлении жизни — повсюду — способен увидеть «котлованность», то есть нелепость,
дисгармоничность, драму человеческого существования. Но это именно потому,
что душа его больше всего нуждается в разумении и гармонии.
Читая Платонова, мы далеко не всегда узнаем людей в тех людях, которых
он создает на страницах своих произведений, но в то же время мы что-то от них
вдруг безошибочно угадываем в самих себе, и эта близкая нам потусторонность
захватывает нас.
Это — не мистика и не фантастичность, как мы
знаем ее по литературе, не ирония, не сатира, не вычурность и не примитив, не
реализм и не абстракция: это — искусство (здесь необходимо повториться),
которое находится вне наших понятий о нем, хотя понятия эти, казалось бы, уже развиты до предела, и не только
развиты, но, кажется, изощрены.
Да, так оно и есть — своей неподотчетностью нам оно и привлекает нас
своей болью, своим страхом за будущее — боль, страх и множество нелепиц жизни
тоже ведь не подотчетны нам.
В подлинном искусстве обязательно должна быть загадка — это мы знаем и
любим, наверное, потому, что еще больше любим разгадки, но перед Платоновым мы
то и дело пасуем.
Тем большую обязанность встречаться с ним мы испытываем, а наше читательское
достоинство заключается не в том, чтобы уходить от него, а чтобы узнавать его —
пусть даже вопреки своим привычкам и устоявшимся представлениям.
Ведь Платонов — еще и та страница нашей
отечественной словесности, которая и после классики XIX века снова удивила
мир, заставила его вздрогнуть и даже растеряться перед лицом все той же русской литературы, настоятельную необходимость в
которой испытывает человек любой национальности, если только он
стремится к пониманию человечества.