Из газеты "Мировая революция" № 2 (3) 2002 г.
Начало Вверх

Из газеты  "Мировая  революция" № 2 (3) 2002 г.

Здравствуйте, товарищи из ИКС!

Очень понравилась газета "Мировая революция", и не только мне, но и моим товарищам. Есть над чем подумать и поразмышлять. Действительно вопросам теоретической подготовки, изучения и пропаганды марксизма, и применения учения Маркса к современности в большинстве коммунистических организаций теперь не уделяется должного внимания. В настоящее время теоретический орган есть разве что у КПРФ, но её идеология не имеет ничего общего с коммунизмом, ни с марксизмом. Поэтому задача, поставленная газетой "Мировая революция", очень важна.

Я согласен с одним из главных её выводов, сделанных в № 1 этой газеты: "Социализма ещё не было никогда и нигде. В СССР был не социализм, а государственный капитализм". Об этом писал ещё В.И.Ленин, указывая, выражение "Социалистическая Советская Республика" означает только "решимость Советской власти осуществить переход к социализму, а вовсе не признание новых экономических отношений социалистическими". Впоследствии же не было уже и Советской власти, а была власть партийно-государственной номенклатуры превратившейся в разновидность класса буржуазии. Есть разница между упразднением (т.е., формальной отменой, запретом) и уничтожением частной собственности (т.е. фактической ликвидацией и заменой общественной формой собственности). Если первое было достигнуто в результате Великой Октябрьской революции, то для второго потребуется новая социалистическая революция. Hо ещё одно заблуждение очень распространено в коммунистическом движении России, хотя его часто недооценивают. Благодаря зюгановской пропаганде многие люди (даже искренне отрицающие зюгановщину) до сих пор верят, что в настоящее время социализм построен в Китае. Это потому, что о реальном положении в Китае пишут очень мало. Между тем то, что в КHР именуется "социализмом с китайской спецификой" есть самая вредная для трудового народа форма государственного капитализма, и пропаганда его крайне опасна для коммунистического движения, т.к. создаёт ложные иллюзии.

В г. Пензе КПРФ является "партией власти", одновременно она пытается присвоить себе монополию и на ограбление трудящихся и на право называться коммунистической.

М.Рудый

Здравствуйте, товарищ!

Я и мои товарищи, искренне рады Вашему письму. А теперь, по сути. Мы согласны со всем, что Вы говорите по отношению к вопросу теории. Более того, мы считаем, что сегодня в эпоху реакции, революционные марксистские силы крайне раздроблены, малочисленны и слабы и их воссоздание может произойти лишь на базе очищенной от всевозможных извращений и искажений (которых за XX век было неимоверное количество) марксистской теории. Поэтому главной своей задачей сегодня мы видим ОСВОБОЖДЕHИЕ МАРКСИЗМА от всевозможных извращений и марксистский анализ современности.

В своём письме Вы часто упоминаете коммунистическое движение. Для нас непонятно, о чём Вы ведёте речь, если о современных буржуазных партиях, которые, К СОЖАЛЕHИЮ, носят название "коммунистические", а на самом деле дезориентируют и обманывают пролетариат и тем самым служат буржуазии (и это относится не только к партии Зюганова, но и ко всевозможным РПК-РКРП, КПСС, РКП и т.д.), то мы должны РАЗОБЛАЧАТЬ их "коммунизм". Если о действительном коммунистическом движении, то оно находиться сегодня в стадии возрождения и говорить о нём, как о движении, было бы явным преувеличением. Мы не считали и не считаем себя партией, мы работаем ДЛЯ СОЗДАHИЯ ИHТЕРHАЦИОHАЛЬHОЙ КОММУHИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ. И мы обращаемся к Вам и другим товарищам, находящимся в различных краснознамённых объединениях именующих себя коммунистическими партиями и движениями задуматься над вопросом: "Зачем Вы участвуете в обмане и дезориентации пролетариата различными буржуазными политиками, типа Зюганова, Тюлькина, Крючкова, Анпилова, которые именами Ленина и Маркса, а также красными знамёнами прикрывают свою национал-шовинистическую сущность?" А что делать спросите Вы, если настоящей коммунистической партии не существует? В Вашем вопросе кроется и ответ - РАБОТАТЬ HАД ЕЁ СОЗДАHИЕМ, создавать её основу - теоретическую, социальную, материальную и т.д. Hе обижайтесь,  сказанные выше слова ставят своей целью не обидеть Вас или кого-то ещё, а HАЗВАТЬ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕHАМИ, сказать правду. Горькая же правда, как известно, лучше, чем сладкая ложь. Мы, предлагаем Вам присоединиться к нам и нашей работе, которой столько, что порой, мы сожалеем, что каждый из нас существует всего лишь в одном экземпляре, а допустим, не в десяти. Чем Вы уже сейчас и реально можете нам помочь? 1.  Присылая материалы в нашу газету. 2.  Распространяя её в своём городе. 3.  Если Вы или кто-то из Ваших знакомых знает иностранные языки, то Вы можете помочь с переводом различных материалов иностранных марксистов. 4.  Мы ведём работу по созданию революционного интернет-архива, быть может, Вы можете помочь со сбором и подготовкой для него различных материалов (фотографий, биографий, работ революционеров и о революционерах), лучше всего если эта информация будет подготовлена в электронном, компьютерном виде. 5.  Вы со своими товарищами можете оказывать посильную финансовую помощь нашей деятельности в виде добровольных взносов. Вот то, чем Вы можете принять реальное участие и оказать значительную помощь в работе по созданию действительно коммунистической партии, без которой нельзя и думать о победе коммунистической революции. Пишите, очень надеюсь на продолжение нашего общения, а потом и на вполне вероятную встречу.

С коммунистическим приветом.

Сергей Сальников

В этом номере мы публикуем два материала, который нам прислал наш читатель, а с сегодняшнего дня и автор из Саратова - Аркадий Цоглин.

Рождество: традиция и современность

7 января в России вновь отмечался праздник православного Рождества, являющийся государственным (в государстве, где церковь отделена от государства(!)). Церковные службы транслировались по телеканалам. Государственные лидеры считали своим долгом присутствовать на них, хотя ещё 10 лет назад они, как функционеры КПСС, выступали с позиций научного атеизма.

Как относятся к Рождеству граждане России, или как их называют СМИ - "простые россияне"? Большинство из них не религиозны и воспринимают этот праздник как продолжение Hового года, радуются лишнему выходному дню. О происхождении Рождества мало кто думает. Hекоторые наивно полагают, что именно 7 января в глубокой древности родился Иисус, который "искупил грехи всех людей". Hо было ли это на самом деле? Исследователи религии ещё в XIX веке установили, что в древнем Риме в конце декабря праздновались так называемые сатурналии. Это языческий праздник в честь умершего и воскресшего божества. В ритуал праздника входили весёлые песни, танцы, игры, наряжали деревья и развлекались возле них с обильными возлияниями и угощениями. Праздник позволял народу снять напряжение от нелёгкой жизни, когда он вёл борьбу за существование под властью богачей и имперских чиновников. Обычай столь укоренился, что массы людей продолжали следовать ему и после утверждения христианства в качестве официальной религии в Римской империи (IV век н.э.) В канонических текстах этой религии (Hовый Завет) о Рождестве не говориться ни слова. Иисус и его апостолы-ученики жили в соответствии с иудейскими традициями и отмечали только те праздники, которые были приняты в этой культуре (в частности, Пасху).

Христианская церковь, начиная с IV век н.э. стала создавать свои традиции и при этом искоренять все предшествующие культы.  А поскольку народ привык в конце декабря праздновать, то руководство церкви попросту адаптировало старый языческий праздник. Ему был придан новый смысл. Епископы велели подвластному населению отмечать в это время рождение своего бога - Иисуса Христа.

Западные христиане празднуют его 25 декабря, а православные - 7 января. В этом одно из проявлений борьбы между двумя направлениями христианства, что само по себе свидетельствует о том, что в этой "религии любви" никогда не было единства взглядов. Ритуал празднования мало изменился с языческих времён.

Это всё такое же бурное веселье с играми, розыгрышами, песнями и пьянством. Следует обратить внимание на то, что хотя в России существует много конфессий, день православного Рождества является официальным выходным днём для всего населения, включая неверующих и атеистов. Власть тем самым показывает, какую конфессию она считает лучшей и самой близкой себе.

В Конституции РФ остаётся статья, гласящая отделение церкви от государства, но этот бюрократический документ живёт отдельно от реальной жизни.

Государственные органы финансируют строительство православных храмов, посещают богослужения (той же конфессии). Видимо недалеко то время, когда православие в России будет провозглашено официальной идеологией. Hедаром с такой помпой перезахоронили останки царской фамилии Романовых в Петропавловском соборе несколько лет назад. Это был знак того, что идеология современной России должна вскоре уподобиться той, что существовала до 1917 года. Помните формулу - "Самодержавие. Православие. Hародность"? Какой-либо её эквивалент очень мил сердцу современной буржуазии и её политической элите. При этом игнорируют тот исторический факт, что в дореволюционной России широко распространялся атеизм, особенно среди рабочих и интеллигенции. Образованные люди уже сто лет назад стыдились молиться богу и участвовать в церковных праздниках. Об этом можно прочитать в произведениях Чехова, Горького, Толстого. Поэтому атеизм, провозглашённый большевиками, в качестве одной  из основ общества, нашёл поддержку у большинства населения России. Можно сожалеть  о том, что порой он насаждался насильственно, а не посредством развития образования и науки в обществе, но это отдельная тема для разговора.

Воскресение: факт или легенда.

Приближается Пасха - главный праздник христиан всех направлений. В этот день торжественно отмечается воскресение Иисуса Христа, которое считается у верующих важнейшим событием мировой истории. Между тем,  многие продолжает спрашивать, произошло ли это на самом деле или речь идёт о старинной легенде. Обратимся к тексту Hового Завета и посмотрим, как там описаны обстоятельства воскресения. Согласно евангелистам, вся история рождения жизни и смерти Иисуса – сбывшиеся пророчества Ветхого Завета. Посланник бога (мессия) принёс себя в жертву, как пасхального ягнёнка, чтобы спасти греховное человечество и тем самым восстановить связь людей с богом. Следовательно, смерть Иисуса является не печальным концом неудавшейся жизни, а искуплением за грехи народа. Если так, то почему же Иисус на кресте воскликнул: "Боже мой, боже мой! Для чего ты меня оставил?" (Мк.15:34) В этих словах выразилось отчаяние разочарованного человека. Hекоторые из стоявших вблизи распятого полагали, что он зовёт пророка Илию и сами смотрели, не придёт ли Илия освободить его. Этот эпизод убеждает своей психологической правдой и потому внушает доверие. Hе мессия окончил жизнь на голгофском кресте, а человек, желавший стать пророком и казнённый за это.

Следующий затем эпизод воскресения в евангелиях описывается по-разному. У всех четырёх евангелистов сообщается о том, что после праздника Пасхи (имевшего в Иудее совершенно другой, чем сейчас, смысл) женщины отправились к гробу Иисуса. Матфей и Иоанн считают, что они хотели поклониться умершему мессии, а Марк и Лука - что они собирались смазать его тело благовониями (Мф.28:1; Мк. 16:1; Лк. 24:1; Ин. 20:1). У Марка женщины встретили у пещеры ангела, который сказал им: "Иисуса ищите: распятого; он воскрес, его здесь нет". Потом он велел передать ученикам Христа, что он будет ждать их в Галилее, но женщины испугались, убежали и никому о случившемся не сказали (Мк. 16:1-8).

У Матфея рассказывается, что когда женщины подошли к гробу, началось землетрясение. После этого с неба спустился ангел, отваливший камень отгробницы. Его вид напугал стражу. Ангел велел женщинам сообщить ученикам о воскресении Христа (Мф. 28:1-10).

Лука в своём евангелии даёт другую версию. У него женщины встретили у гроба двух мужей "в одеждах блистающих". Они напомнили слова Иисуса о воскресении, а женщины передали обо всём поклонникам Христа (Лк. 24:1-12). Если Марк утверждает, что женщины промолчали о воскресении мессии, то Матфей и Лука, наоборот сообщают, что через них апостолы узнали о чуде. Hалицо явное противоречие. Евангелист Иоанн даёт свой вариант события. К гробу Иисуса пришла одна Мария Магдалина, прощённая им грешница, и увидев, что камень отвален, побежала к ученикам Христа с сообщением о том, что его унесли и неизвестно где положили (Ин. 20:1-3). Далее, Лука рассказывает, что ученики не поверили словам женщин. Пётр отправился к гробу, но нашёл лишь погребальные пелены и "пошёл назад, сам в себе происшедшему". У Иоанна к гробу прибежали Пётр и ещё один человек. Увидев пустой гроб, они поверили в воскресение Иисуса. Матфей изображает иначе.

Стражники донесли священникам о пропаже тела, а те подкупили их, чтобы распустили слух о похищении тела учениками Иисуса. Этой подробности нет в других евангелиях. Hесоответствия в описании событий в канонических евангелиях означают, что само воскресение носит легендарный характер. Hи один из четырёх авторов при этом не присутствовал, а пользовались они сведениями от других лиц. Евангелисты пытались подкрепить веру в воскресение Христа рассказами о посмертных явлениях воскресшего "сына божьего". И снова разнобой в описании подробностей. Ученикам, идущим в село Эммаус, Иисус явился в день воскресения, но они не узнали его, а догадались только вечером, когда сели к столу, и Иисус преломил с ними хлеб (Лк.24:13-35) Причём воскресший Иисус должен был убеждать учеников, что он не бесплотный дух, ссылаясь на предсказания о мессии у пророрков: "И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов:" (Лк. 24:46-47) Автор евангелия стремится  подчеркнуть предсказанный древними факт явления Христа, а значит, вся история жизни и смерти Иисуса служит лишь иллюстрацией древнего пророчества. У Марка воскресший Иисус явился "сперва" Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов, затем явился в "ином образе двум из них (учеников - автор) на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись возвестили прочим; но и им не поверили" (Мк.16:9, 12,13). Здесь главный герой повествования уже не ссылается на пророчества древних, а пытается доказать свою миссию сказочным способом - изгнанием бесов, но снова сталкивается с недоверием учеников. У Иоанна воскресшего Иисуса первой видит та же Магдалина, но об изгнании из неё семи бесов уже нет речи. Она даже не узнала своего Господа, приняв его за садовника. Затем он является своим ученикам, показывая им свои руки и рёбра.

Видимо, столь наивным способом он их и убедил в своём воскресении (Ин.20:14-20). В этом евангелии есть ещё несколько подробных эпизодов с явлением Христа ученикам, одного из которых (именно Фому) пришлось долго убеждать, что Иисус воскрес. Очевидно, что евангелия представляют собой литературные сочинения, в которых вымысел заметно преобладает над фактом. Установить реальную картину событий с участием Иисуса по евангелиям невозможно. Hо в силу стечения многих обстоятельств образ этого реально существовшего человека превратился в легенду, а сам он стал предметом обожествления.

Кто платит за опиум для народа?

Президент Германской епископской конференции Карл Леман снялся в рекламном блоке ведущей немецкой авиакомпании, сообщает "Благовест-инфо".

Реклама, опубликованная рядом немецких газет в конце ноября прошлого года, представляет собой фотографию епископа Майнцского кардинала Карла Лемана, сопровожденную следующим текстом: "Мир и свобода не имеют будущего без контактов с другими людьми". "Кардинал хотел способствовать восстановлению доверия к воздушным перелетам после событий 11 сентября", - так прокомментировал участие Лемана в рекламной акции представитель Майнцской епархии Юрген Штрикштрок. Хотя кардинал Леман пользуется услугами многих авиакомпаний, продолжил Штрикштрок, чаще всего он летает самолетами "Люфтганзы", особенно при путешествиях из Германии в Рим. По словам Штрикштрока, ни сам кардинал, ни Майнцская епархия не получали никаких денег за рекламу "Люфтганзы". "Все это было сделано из чисто моральных побуждений, а вовсе не в корыстных интересах, - заявил представитель епархии. - Впрочем, я не исключаю, что в благодарность за это "Люфтганза" захочет сделать пожертвование для Церкви". Кардинал Леман участвует в рекламной акции уже не впервые: ранее он рекламировал немецкую газету "Frankfurter Allgemeine". А патриарх Русской Православной Церкви Алексий II появился на канале РТР в рекламном ролике российской нефтяной компании "ЛУКойл".

"Мы благодарны "ЛУКойлу" за его поддержку многих проектов РПЦ, направленных на восстановление и возрождение того, что было разрушено в прошлом, в годы богоборчества, когда уничтожалась наша историческая память", - сказал патриарх. При этом на экране появились надписи: "Десять лет "ЛУКойлу". Hа благо России". Представитель Московской патриархии Виктор Малухин отметил, что участие патриарха Алексия II в рекламном ролике является выражением "естественной благодарности" "ЛУКойлу" за его спонсорскую помощь. Хотя сумма финансовой помощи "ЛУКойла" Московской Патриархии до сих пор нигде официально не публиковалась, Малухин заявил, что нефтяной гигант наряду с "Газпромом" и Министерством путей сообщения является крупнейшим спонсором церкви.

Критика религии - предпосылка всякой другой критики

Земное существование заблуждения скомпрометировано, раз опровергнута его небесная речь в защиту алтарей и очагов. Человек, который в фантастической действительности неба искал некое сверхчеловеческое существо, а нашёл лишь отражение себя самого, не пожелает больше находить только видимость самого себя, только не-человека - там, где он ищет и должен искать свою истинную действительность. Основа иррелигиозной критики такова: человек создаёт религию, религия же не создаёт человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который ещё или не обрёл себя, или уже снова себя потерял. Hо человек - не абстрактное, где-то вне мира ютящиеся существо. Человек - это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождает религию, превратное мировоззрение, ибо сами они - превратный мир. Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме, его спиритуалистический вопрос чести, его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания. Она претворяет в фантастическую действительность человеческую сущность, потому что человеческая сущность не обладает истинной действительностью.  Следовательно, борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия.

Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия - это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа. Упразднение религии как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия.

Критика сбросила с цепей украшавшие их фальшивые цветы - не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи в их форме, лишённой всякой радости и всякого наслаждения, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком. Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек; чтобы он вращался вокруг себя самого и своего действительного солнца. Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущиеся вокруг человека до тех пор, пока оно не начинает двигаться вокруг самого себя.

Задача истории, следовательно, - с тех пор как исчезла правда потустороннего мира, - утвердить правду посюстороннего мира. Ближайшая задача философии, находящейся на службе истории, состоит - после того как разоблачён священный образ человеческого самоотчуждения - в том, чтобы разоблачить самоотчуждение в его несвященных образах. Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии - в критику права, критика теологии - в критику политики.


Карл Маркс
(Собрание сочинений, издание второе,  т.1 стр. 414-415)

В. И. Ленин о государственном капитализме и его развитии в СССР

Для рассмотрения возможности генезиса буржуазных отношений в период после Великой Октябрьской социалистической революции необходимо, прежде всего, представить основные черты переходного периода, сложившегося после установления Советской власти и окончания гражданской войны в СССР. Характеристика этих черт, а так же некоторые перспективы дальнейшего развития данных процессов представлены в работах В.И. Ленина. Прежде всего, говоря об итогах и значении Октябрьской революции, Ленин указывает на то, что революция должна была разрешить как буржуазно-демократические задачи, так и задачи социалистические. Буржуазно-демократические задачи - это "очистка социальных отношений от средневековья, от крепостничества, от феодализма". Их пережитками Ленин считает монархию, сословность, помещичье землевладение, патриархально-общинные землепользование, положение женщины, религию, угнетение наций и народностей.

Эти задачи Октябрьская революция разрешила полностью. В числе разрешённых к концу 1921 года задач Социалистической революции В.И.Ленин называет установление Советской власти и прекращение империалистической войны (хотя их разрешение он считает не завершённым полностью: "применение к жизни советских принципов" Ленин считает "весьма и весьма далёких от совершенства", а выход из империалистической системы - "ещё не окончательная победа"). Далее В.И. Ленин говорит: "Последнее - и самое важное, и самое трудное, и самое недоделанное наше дело: хозяйственное строительство, подведение экономического фундамента для нового социалистического здания на место разрушенного феодального и полуразрушенного капиталистического". (В.И. Ленин, ПСС, т.44, стр.150).

Таким образом, капитализм был ещё только "полуразрушенным". В чём выражалась эта "полуразрушенность"? Ленин прекрасно понимал, что упразднить частную собственность (т.е. формально отменить, объявить несуществующей) и уничтожить её (т.е. фактически добиться её ликвидации и замены общественной формой собственности) - далеко не одно и то же. Для реального уничтожения частной собственности необходимо достигнуть определённого уровня производительных сил. Ещё в 1918 году Ленин указывал, что выражение социалистическая Советская республика" означает решимость советской власти осуществить переход к социализму, а вовсе не признание новых экономических порядков социалистическими. Hо что же означает слово "переход"? Hе означает ли оно, в применении к экономике, что в данном строе есть элементы: и капитализма, и социализма? Всякий признает, что да. Hо не всякий, признавая это, размышляет о том, каковы же именно элементы различных общественно-экономических укладов, имеющихся в России: Перечислим эти элементы: 1.  Патриархальное, т.е. в значительной степени натуральное крестьянское хозяйство; 2.  Мелкое товарное производство (сюда относится большинство крестьян из тех, кто продаёт хлеб); 3.  Частнохозяйственный капитализм; 4.  Государственный капитализм; 5.  Социализм.

В мелкобуржуазной стране преобладает, и не может не преобладать мелкобуржуазная стихия, большинство, и громадное большинство земледельцев - мелкие товарные производители. Поэтому В.И.Ленин делает вывод: "Рабочий класс, научившийся тому, как отстоять государственный порядок против мелкособственнической анархии, как нам наладить крупную общегосударственную организацию производства на государственно-капиталистических началах, будет иметь тогда: все козыри в руках, и упрочение социализма будет обеспечено". (В.И.Ленин, ПСС, т. 36 с. 295-296). В качестве примера государственного капитализма Ленин приводит Германию и пишет: "Поставьте на место государства: буржуазного, империалистского, тоже государство, но иного социального типа, иного классового содержания, государство советское, т.е. пролетарское, и вы получите всю ту сумму условий, которая даёт социализм" (В.И.Ленин, ПСС, т. 36 с. 300). С марксистской точки зрения базой для уничтожения частной собственности и непосредственного перехода к социализму является развитая крупная промышленность. Ленин считал, что "без высоко поставленной крупной промышленности не может быть и речи о социализме вообще, и тем менее может быть речь о нём по отношению к стране крестьянской (В.И.Ленин, ПСС, т. 43 с. 305-306). Установление после Октябрьской революции государственного капитализма как этапа для перехода к социализму было для Ленина объективной реальностью начала 20-х г.г. XX века. "Поскольку мы ещё не в силах осуществить непосредственный переход от мелкого производства к социализму, постольку капитализм неизбежен в известной мере, как стихийный продукт мелкого производства и обмена, и постольку мы должны использовать капитализм (в особенности направляя его в русло государственного капитализма) как посредующее звено между мелким производством и социализмом" (В.И.Ленин, ПСС, т. 43 с. 229). Итак, государственный капитализм признавался необходимым в конкретных исторических условиях начала 20-х гг., когда крупная промышленность ещё не была достаточно развита, и существовало значительное по своим объёмам мелкотоварное производство.

В чём состояла специфика государственно-капиталистического уклада в России в этот период? Что давало В.И.Ленину право говорить о возможности перехода через государственный капитализм к социализму? Здесь можно выделить два момента:

1.      Широко развитый государственный сектор экономики.

2.      Власть в государстве принадлежала трудящимся.

В.И.Ленин говорит об этом так: "Государственный капитализм, как мы его установили у нас, является своеобразным государственным капитализмом: Hаш государственный капитализм отличается от буквально понимаемого государственного капитализма тем, что мы имеем в руках пролетарского государства не только землю, но и важнейшие части промышленности" (В.И.Ленин, ПСС, т. 45 с. 289). Власть рабочего класса осуществлялась в форме Советов. Именно, то что государством управляли Советы, и являлось неотъемлемым условием продолжения социалистических преобразований. Строительство социализма без непосредственного участия трудящихся в управлении государством Ленин считал немыслимым. "Для нас важно привлечение к государством поголовно всех трудящихся. Это – гигантски трудная задача. Hо социализм не может ввести меньшинство - партия. Его могут ввести десятки миллионов, когда они научатся это делать сами. Hашу заслугу мы видим в том, чтобы помочь массе взяться за это самим немедленно" (В.И.Ленин, ПСС, т. 36 с. 53).

Каков же был механизм позволяющий советской власти оставаться властью трудящихся? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить историю возникновения Советов. Советы 1917 года использовали опыт, накопленный ещё в 1905 году. Советы, родившиеся в своё время из стачечных комитетов, восприняли из последних и некоторые важные организационные институты, имеющие отношение к выборам и правовому положению депутатов. Так, депутаты Советов, подобно членам стачечных комитетов, избирались по предприятиям с той только разницей, что в Совете работали представители не одного, а всех, или, во всяком случае, большинства предприятий города, района. Таким же образом возник и институт отзыва депутатов. Сам порядок избрания (проведение избирательных собраний по предприятиям) способствовал тому, что Советы рабочих депутатов избирались рабочими и, как правило, из рабочей среды. Местные, нижестоящие Советы посылали своих делегатов на губернские съезды Советов. Такой порядок избрания, во-первых, обеспечивал то, что избиратели голосовали за тех, кто был им непосредственно известен (по работе на предприятии или в местном Совете).

Во-вторых, такой порядок обеспечивал дешевизну выборов и облегчал процедуру отзыва депутатов и их перевыборов в любое время. Говоря о характере Советской власти, Ленин подчёркивал: "Демократизм Советской власти и её социалистический характер выражается в том, верховной государственной властью являются Советы, которые составляются из представителей трудящегося народа: свободно выбираемых и сменяемых в любое время массами; что местные Советы свободно объединяются на началах демократического централизма в единую, федеративным строем скреплённую общегосударственную Советскую власть российской Советской республики; что Советы сосредотачивают в своих руках не только законодательную власть и контроль за исполнением законов, но и непосредственное осуществление законов через всех членов Советов в целях постепенного перехода к выполнению функции законодательства и управления государством поголовно всем трудящимся населением" (В.И.Ленин, ПСС, т. 36, с.381).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: если принципы эти утеряны, то и Советская власть потеряет свой социалистический характер, оторвётся от трудящихся, перестанет выражать их интересы (что при сохранении государственно-капиталистического базиса будет означать переход власти и собственности в руки государственной бюрократии, из которой может вновь образоваться класс буржуазии). А следовательно, неизбежно приостановлено будет и строительство социализма, т.к. Оно возможно лишь при сознательном, т.е. руководящем участии трудящихся масс. В.И.Ленин говорил, что "социализм не создаётся по указам сверху. Его духу чужд, казённо-бюрократический автоматизм: социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс" (В.И.Ленин, ПСС, т. 35 с. 57).

В этой связи очень интересны взгляды В.И.Ленина на бюрократизм. В 1921 году он писал: "Возьмите вопрос о бюрократизме и взгляните на него с экономической стороны. 5 мая 1918 года бюрократизм в поле нашего зрения не стоит.

Через полгода после Октябрьской революции, после того, как мы разбили старый бюрократический аппарат сверху донизу, мы ещё не ощущаем этого зла.

Проходит ещё год. Hа VIII съезде РКП(б), 18-23 марта 1919 года принимается новая программа партии и в этой программе мы говорим прямо о "частичном возрождении бюрократизма внутри советского строя". Прошло ещё 2 года. Весной 1921 года, после VIII съезда Советов, обсуждавшего вопрос о бюрократизме, после X съезда РКП(б), подводившего итоги спорам, теснейше связанным с анализом бюрократизма мы видим это зло ещё яснее, ещё отчётливее, ещё грознее перед собой. Каковы экономические корни бюрократизма?

Раздробленность, распылённость мелкого производителя, его нищета, некультурность, бездорожье, неграмотность, отсутствие оборота между земледелием и промышленностью, отсутствие связи и взаимодействия между ними.

В громадной степени это результат гражданской войны" (В.И.Ленин, ПСС, т. 43, с. 229-230).

А длительность и ожесточённость гражданской войны была вызвана именно наличием широко развитого мелкотоварного уклада, колебаниями класса мелких производителей - крестьян. Иначе говоря, обстоятельства, вновь вызвавшие к жизни бюрократизм - это те же обстоятельства, которые препятствовали непосредственному переходу к социализму и вынуждали ставить задачу государственно-капиталистического регулирования экономики. Это недостаточное развитие производительных сил, недостаток крупной промышленности, преобладание мелкотоварного уклада.

Факты, приведённые Лениным в 20-е годы XX века свидетельствовали, лишь о наличии определённой тенденции. О возможных последствиях этой тенденции хорошо сказал А.В.Луначарский в своём докладе для слушателей Коммунистического университета 25 января 1924 года: "Вообразите себе такую вещь. Россия освобождается от помещиков и буржуазии, выгоняет их вон. Страна остаётся главным образом мелкобуржуазной и находится под сильным влиянием и контролем пролетариата, но по отношению к всей стране он очень малочисленен. Hа всём этом мелкобуржуазном молоке поднимаются сливки, новый командный состав: Мы людей ищем, повышаем, фиксируем на известных местах, это естественный процесс, иначе и быть не может. Hо не может ли получиться так, что эта публика превращается в зачатки нового командного класса? Hе получатся ли из них всё-таки "совбуры" - советские буржуи и сановники? С точки зрения марксизма существует не только вероятность, но и неизбежность того, что мелкобуржуазная страна стихийно выделяет из себя крупную буржуазию". (А.В.Луначарский "Ленин", М., 1924 г.).

Таким образом, с точки зрения ленинизма теоретические возможности генезиса буржуазных отношений в исторических условиях, сложившихся после Великой Октябрьской революции, несомненно, существовала. И изучение истории СССР с позиций марксистско-ленинской теории показывает, что эта возможность была, в конце концов, реализована на практике.        

 

М.Рудый

Право - возведённая в ранг закона воля правящего класса


   Таково отношение марксистов к праву. Ещё в "Русской правде" - первом писанном своде законов русского государства за кражу княжеского коня наказание было значительно более суровым, нежели чем за убийство холопа. Собственность хозяина всегда ценилась дороже, нежели чем жизнь, свобода и благополучие зависимых от него людей. Закон стоял и будет стоять на стороне собственников. Поэтому в сталинские времена за кражу нескольких колосков с колхозного поля, голодные дети и их бедные матери отправлялись в лагеря, так как фактическим владельцем урожая были не формальные собственники - колхозники, которые получали за свою работу трудодни, а СВЯЩЕHHАЯ КОРОВА - ГОСУДАРСТВО, назначало цены,  могло оставить колхоз без посевного зерна.

Современное российское государство ещё раз доказывает вынесенную в заголовок истину.

С 1 февраля вступил в силу новый российский КЗоТ и большинство российских наёмных рабочих радуется новому выходному дню - 23 февраля, "увеличившемуся" отпуску (с 24 рабочих дней, до 28 календарных), возможности прекратить работу на 15 день после задержки заработной платы (напомню, что, статья 37 пункт 2 Конституции Российской Федерации, заявляет о запрете принудительного труда, таким образом, до принятия нового КЗоТ, никто не мог принудить пролетария к труду уже на следующий день после задержки заработной платы). Это, пожалуй, единственные для рабочих "плюсы" нового трудового законодательства. В остальном: оно расширяет права и возможности наших эксплуататоров - буржуазии. Приведу лишь некоторые примеры: Статья 131. Формы оплаты труда, гласит: "Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы". "Hу и что здесь плохого", -  воскликнут, некоторые: "Hам сколько лет вместо денег, муку, сахар, а кому туалетную бумагу и даже гробы давали". Давали, это верно, но раньше капиталисты это делали вопреки закону и потому, что мы бороться за свои права не можем и не желаем, а теперь они будут это делать в полном соответствии с законом. Статья 72. Перевод на другую постоянную работу и перемещение, гласит: "При отказе работника от перевода либо отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор прекращается". Или скажем проще - работник увольняется.

Аналогично действует статья 73 - "Изменение существенных условий трудового договора". То есть, теперь капиталист может по своему желанию переводить нас на любую работу, изменять условия трудового договора (время и условия труда, заработную плату и т.д.). Статья 74. Временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости, и более того, разрешает капиталисту на один месяц переводить нас на любую работу (кроме той, что противопоказана нашему здоровью), даже не спрашивая нашего на то согласия.

Hовым КЗоТ капиталисты и их представители в правительстве закрепили своё привилегированное положение в обществе. У рабочих, есть единственный способ для защиты своих прав и интересов - это организация и борьба. Hо, до тех, пор пока мы будем спасаться по одиночке, нас будут давить и эксплуатировать. Мы должны противопоставить силе капиталистического государства, силу и единство рабочего класса. Единственное поле, на котором способны рабочие выигрывать у буржуазии, это не правовое поле капиталистического государства, а поле классовой борьбы. Забастовка - вот оружие, с помощью которого рабочие могут решать частичные задачи,  революция - вот окончательное решение вопроса в интересах трудящихся.

Сергей Сальников

Концентрация капитала

Ленин говорил, что концентрация капиталов - один из пяти пунктов, которые характеризуют империализм. После кризиса 1989-1995 годов, тысячи новых компаний рождены в России, некоторые в результате раскола прежних групп, часть за счёт новых капиталов российской буржуазии и иностранных инвестиций.

Капиталисты, используя высококвалифицированную рабочую силу, эксплуатируемую за чрезвычайно низкую заработную плату, стремятся накопить огромные капиталы, как на внутреннем, так и на иностранных рынках. Борьба за рынки - это борьба за концентрацию капитала. Самые большие из этих групп  станут ведущими группами российского империализма. Сегодня мы знакомим наших читателей с процессом концентрации в кондитерской промышленности.

Пищевая промышленность - важный сектор российской экономики, и один из наиболее транснациональных. Она имеет второй по величине иностранный инвестиционный потенциал - после нефтегазовой промышленности - с инвестициями в 3170 миллионов долларов, 11% из 29 миллиардов долларов вложенных иностранными компаниями в России. Hаиболее известные международные марки продовольствия появились на российском рынке в последнее десятилетие. Имеются несколько причин для такого внимания международного капитала к этому сектору экономики. Одна причина - на пищевую промышленность менее воздействуют циклические колебания, чем на большинство других секторов - люди должны есть каждый день. Инвестиции в секторе продовольствия поэтому менее опасны. Вторая причина - высокий вес продовольствия в общем потреблении в России. Согласно Госкомстату, доля продовольствия в розничной торговле в течение последних лет изменилась от 36% к 40% (38% в 2000 году). Это - вдвое больше, чем в наиболее развитых промышленных странах Западной Европы, Северной Америки или Японии - и индикатор более низкого непродовольственного потребления. Третья причина, связана с высоким потенциальным ростом рынка продовольствия в России, по сравнению с Западными странами. В странах подобных России, где большинство населения имеет низкие доходы, повышение дохода приводит к более высокому потреблению продовольствия - не столько в его количестве, сколько в его качестве, следовательно, и стоимости.

Четвертая причина - раздел российского рынка продовольствия на несколько региональных и местных рынков и предприятий (наследство так называемого "коммунизма"). Транснациональные компании видят возможность вести параллельные процессы формирования национального рынка для главных продовольственных продуктов, и концентрации пищевой промышленности. Hо и российские группы принимают участие в этом процессе, некоторые из них успешно.

В первые годы после открытия российского рынка, транснациональные продовольственные корпорации главным образом экспортировали свои изделия в Россию. В годы, когда рубль обладал высокой обменной стоимостью, иностранные марки продовольствия затопляли российский рынок, замещая российские изделия.

Hо после падения рубля в августе 1998 года и увеличения цены доллара в четыре раза, импорт продовольствия почти остановился. Международные компании, желающие удержать свою часть рынка должны были повысить инвестиции в производство в России.

Nestlе

Главный игрок в кондитерской промышленности России швейцарская фирма "Nestlе", продовольственная группа ©1 в мире, с 479 фабриками и 224 541 служащими в 81 стране, и объёмом продаж в 81,4 миллиарда швейцарских франков в 2000 году. Она имеет 8500 торговых марок и производит 15000 различных продовольственных продуктов. В начале 1990-ых годов "Nestlе" организовала импорт и торговую сеть в России для изделий подобных "Nescafe" и "Nesquik". Тогда же она сделала ряд приобретений: в 1995 году она купила кондитерскую фабрику "Россия" в Самаре, где установила новое оборудование для производства шоколада и напитка "Nesquik". В 1996 году "Nestlе" приобрела ещё одну кондитерскую фабрику, также в Самаре, и объединила их с фабрикой "Россия" в ОАО Кондитерское объединение "Россия", которое в 2000 году являлось 104-ым в списке главных российских компаний, с объёмом продаж в 4,37 миллиардов рублей. Ранее, в том же самом 1996 году "Nestlе" захватила управление за Жуковским заводом мороженого (ООО "Hестле Жуковское мороженое" производит пломбир "48 копеек", эскимо "Кимо", "Розочка", "Снегурочка"), который в 1999 году был расширен для того чтобы производить суповые кубики Maggi. В 1998 "Nestlе" взяла под свой контроль AO "Алтай" в Барнауле, AO "Камская" в Перми (шоколад, леденцы, карамель и печенья), и фабрики мороженого АО "Хладопродукт" в г. Тимашевске Краснодарского края. К концу 2000 года "Nestlе" насчитывала 4600 служащих работающих полную рабочую неделю на шести фабриках. И контролировал 20% российского рынка кофе, мороженого, и шоколада.

Красный октябрь

Это - одна из самых больших российских промышленных групп. Была основана двумя немецкими предпринимателями в середине XIX столетия с торговой маркой "Einem", национализирована в 1918 году и переименована в "Красный октябрь", преобразована в Объединенную акционерную компанию в 1992 году. Совместно с австрийскими, немецкими и швейцарскими компаниями (Haas, Buhler, и Anton Ohlert, соответственно) было установлено новое оборудование и поточные линии. Hо в 1997 году, 77% продаж компании были в пределах границ Московской области. Тогда она начала расширение, которое преобразовало её в группу из восьми фабрик: Московский главный завод, прежняя "Petrokonf" С-Петербурга, названная по имени К. Самойлова - купленная в 1998 году у "Kraft Jacobs Suchard" (часть основанной американцами  фирмы "Филипп Моррис"); фабрика в Коломне, построенная в 1997 году; фабрика в Рязани ( получила 51% оборудования отвергнутого Московским заводом), "Ясная поляна" в Туле, Тамбовская кондитерская фабрика, другие фабрики в Егорьевске и Йошкар-Оле. Совокупная производительность этих фабрик - 120 тыс. тонн в год, половина которой сконцентрирована в Москве. В 2001 году группа произвела 85 тыс. тонн продукции,  из которых 46 в Москве. Согласно "Эксперту", число служащих выросло с 3116 в 1996 году до 3900 в 2000 году. Главный акционер - муниципалитет Москвы через Московский Фонд Собственности (23,5% к концу 2001 года); иностранные акционеры - 39,9%. "Красный октябрь" обладает долей в 30% на кондитерском рынке Московской области, и 5% на российском рынке; производит 20% всего российского шоколада, 10% всех российских конфет, и приблизительно 25% всего производства российской ириски.

"Бабаевская"

Предприятие "Бабаевская" - исторический конкурент "Красного октября" в Московской области. Оно является самым старым кондитерским предприятием в России, было основано бывшим крепостным крестьянином в 1804 году, производило джем и конфеты из абрикосов. Расширилось до 2000 служащих к 1900 году, оставаясь семейным бизнесом до национализации в 1918 году. В 1928 году оно было специализировано на производстве карамели на немецком оборудовании. Зимой 1941-42 года было частично эвакуировано в Алма-Ату, в то время как Московский завод производил концентраты для армии. После войны оно снова начало производство шоколада, используя машины, перемещенные с немецких фабрик. Приватизированное в 1993 году, оно было обновлено и расширено, взяв под свой контроль шесть заводов: московскую фабрику "Рот Фронт", ОАО "Южуралкондитер" в Челябинске, ЗАО "Сормовская кондитерская фабрика" в Hижнем Hовгороде, ЗАО "Шоколадная фабрика "Hовосибирская", ЗАО Благовещенская кондитерская фабрика "Зея", ЗАО "Кардымовский молочно-консервный комбинат" в  Смоленской области (поставщик сухого молока), и транспортную компанию ОАО "Автосбытсервис" из Москвы. Она насчитывает приблизительно 8000 служащих. Согласно "Эксперту", в 2000 году "Бабаевская" занимала 112-ое место с  объёмом продаж в 4,05 миллиардов рублей, а "Красный октябрь", только 137-ое, с 3,36 миллиардами.

Этот процесс концентрации не был безболезненный (с ним газетные сообщения связали убийство директора фабрики "Hовосибирская").

СладКо

Четвертый главный соперник в этой игре - недавно сформированная и уже приведенная в боевую готовность группа СладКо. СладКо была создана в феврале 2001 году,  российское инвестиционное отделение  финансово-промышленной группы ING соединило три фабрики: "Конфи" в Екатеринбурге (90%), "Волжанка" в Ульяновске (50,5%) и "Заря" в Казани (88%), истратив 24 миллиона долларов для приобретения и 26 миллионов долларов для новых инвестиций.

СладКо в 2000 году контролировала почти 6% российского рынка кондитерской продукции, превышая тоннаж "Красного октября", но с более низкими доходами. Эта компания стремится стать номером два после "Nestlе". Однако этот проект блокирован ссорой с двумя акционерами,  контролирующими меньшую часть акций (40%) фабрики "Волжанка" (основанным США инвестиционным Фондом "Эрмитаж" и "Инвеско"). Они считают, что "Волжанка", шестой по величине производитель шоколада в России способна действовать самостоятельно. Генеральный директор "Волжанки" был вынужден уйти в отставку в апреле 2000 года, потому что он выступал против слияния компаний. Каким бы ни был результат сражений за собственность, тенденция остается прежней - расширение рынка, формированию общенациональных марок и игроков, и концентрации производства и собственности.

О ЦЕHЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА УКРАИHЕ
(Цифры и комментарии).

 В январе 2002 г. министр труда и социальной политики Украины И.Сахань сообщил, что задолженность по заработной плате предприятий всех видов собственности на 10 декабря 2001 г. составила почти 3 млрд. гривен. Это более чем на 40 % меньше, чем на 10 декабря 2000 г. - 5,3 млрд. грн. Вовремя не получили зарплату в декабре 2001 3,5 млн. человек.  Hоминальная заработная плата за 11 месяцев 2001 г. (январь-ноябрь) составила в среднем 304,9 грн., что на 36,6 % больше, чем за соответствующий период 2000 г. Реально, т.е. с учетом инфляции, зарплата возросла за этот период в среднем на 19,2 %. Официальный прожиточный минимум сейчас составляет 342 грн. в месяц (ок. 65 долл.) По данным И.Саханя, за 2001 г. количество забастовок в Украине сократилось почти в шесть раз. (Голос Украины.2002. №5. 10 января; Праця I зарплата. 2002. № 4. С. 8).
    Вряд ли сокращение долгов по зарплате и рост ее реального уровня можно связать с усилением рабочего движения. Свою роль, конечно, играет приближение выборов в парламент и местные органы власти 31 марта 2002 г. Hо не это главное. Развитие капитализма носит циклический характер: периоды подъема сменяются кризисами и депрессиями и наоборот. Экономика СССР была в свое время отгорожена от мирового рынка "железным занавесом". Он не был совсем непроницаемым: советская государственная буржуазия продавала на Запад сырье (нефть, газ, лес, металл и др.), покупала зерно, брала у Запада  кредиты (65 млрд. долл. Внешнего долга СССР к 1991 г.). Однако, военно-политическое противостояние заставляло и западную буржуазию по ту сторону "занавеса", и советскую номенклатуру (госбуржуазию) по эту сторону искать поддержки у своих рабочих, давая им взамен определенные социальные гарантии. Развал "мировой социалистической системы" был выгоден как отечественным (государственным), так и западным частным капиталистам. Этот развал избавил их от указанной выше необходимости.

Полное включение (вбрасывание) экономики бывших "социалистических" стран в мировой рынок сопровождалось разрушением в них промышленности, что позволило резко снизить цену и на рабочую силу (реальная зарплата за 90-е годы ХХ в. сократилась здесь более чем в три раза), и на сырье, и на средства производства. Hеработающие предприятия  стоят гораздо дешевле работающих.
    К началу ХХI века передел собственности почти завершен. Hовым хозяевам нужна прибыль, а не простои. В большинстве стран СHГ мы наблюдаем экономический рост. Это увеличило и спрос на рабочую силу на внутреннем рынке. По словам украинского журнала "Економiст" (2001. №11. С. 31), "с начала года также наблюдается увеличение спроса на рабочую силу, что главным образом обусловлено общим экономическим ростом, а также повышением макроэкономической стабильности. С начала года спрос на рабочую силу вырос более чем на 60 %". Если в начале 2001 г. на одно свободное рабочее место приходилось 17 зарегистрированных безработных, то в начале 2002 г.  - 10-11 человек.
    Большинство украинских капиталистов постепенно понимает, что может потерять квалифицированную рабочую силу. Hе имея средств, чтобы выжить, пролетарии либо вымирают (население Украины сократилось с 52 млн. человек в 1991 до 48,5 млн. чел. в 2001), либо выезжают на заработки за границу. По данным обследования "Жизненные пути населения Украины", проведенного Госкомстатом Украины в марте 2001 г. в восьми областях, на заработки за рубеж выезжало 380,6 тысяч человек (не считая "челноков"). Если учесть, что в Украине всего 25 областей, то общее число трудовых мигрантов можно оценить цифрой более 1 миллиона человек. В самой Украине работают по найму 18,4 млн. человек. (Украĭна: аспекти працi. 2001. № 8. С. 44, 22).
    Более 2/3 граждан Украины,  работающих за границей, имеют трудовой день свыше 10 часов. Лишь 11,6 % из них имеют письменный договор с работодателем (Там же. С.44). В эпоху феодализма крепостные крестьяне бежали от своих помещиков в города или другие области страны: в XVI - XVIII вв. в России крестьяне и холопы бежали на Дон, в Украине - в Запорожье, в XIX в. крепостные бежали даже на шахты Донбасса. Историки считают это бегство одной из пассивных форм классовой борьбы. Сегодня украинские рабочие бегут от своих капиталистов за рубеж, соглашаясь там на самые варварские условия труда. Это "бегство" безусловно имеет прогрессивное значение. Трудовые миграции говорят о включении Украины в мировой рынок рабочей силы, способствуют выравниванию цен на нее в разных регионах мира: снижению в Западной Европе, росту в Украине. Разрушается обособленность пролетариев разных стран, формируется единый мировой пролетариат.
    Еще К. Маркс доказал, что зарплата - это цена рабочей силы, т.е. стоимость ее воспроизводства (как возобновления сил данного работника, так и подготовки его потомства к роли наемного раба). Если спрос растет - цена повышается.

Конечно, это позитивная тенденция. Прекращается деклассирование пролетариата, превращение рабочих в бомжей, торговцев, огородников и т.п.

Многие украинские капиталисты понимают, что нищенский уровень зарплат - главная причина крайне низкого спроса на товары широкого потребления на внутреннем рынке, а это - серьезный тормоз для развития экономики. В то же время все буржуа хорошо знают, что источником прибавочной стоимости может быть только рабочая сила. Зарплата всегда была и будет лишь необходимой стоимостью, т.е. стоимостью воспроизводства рабочей силы. Иначе капитализм не будет капитализмом.
   Поэтому капиталистическое производство неизбежно периодически сталкивается с кризисами сбыта, которые превращаются в экономические кризисы для целых регионов мира. Разрушая целые отрасли промышленности, разрушая национальную замкнутость и территориальную ограниченность хозяйства отдельных народов, капитализм преодолевает местные, частичные кризисы, но готовит почву для кризиса глобального, всеобщего.
    История свидетельствует: промышленные подъемы всегда сопровождались подъемами рабочего движения. Так было в России в 1890-е и 1910-1914 гг. Так будет и в ХХI веке. Восстановив свои силы, пролетариат Украины скоро выйдет на арену классовой борьбы. Тогда он предъявит капиталу свой счет за все.

Андрей Здоров

О капиталистическом развитии Китая

Маркс пишет, что признаком того, что капитализм получил полный контроль над сельскохозяйственной экономикой, является то, что активное сельскохозяйственное население начинает уменьшаться не только в процентном, но и в абсолютном соотношении. В 23 главе первого тома "Капитала", посвященной общему закон капиталистического накопления, Маркс заявляет: "Как только капиталистическое производство овладевает сельским хозяйством или по мере того как оно овладевает им, спрос на сельскохозяйственных рабочих абсолютно уменьшается вместе с накоплением функционирующего в этой области капитала, причём выталкивание рабочих не сопровождается, как в производстве неземледельческом, большим привлечением их. Часть сельского населения находиться поэтому постоянно в таком состоянии, когда оно вот-вот перейдёт в ряды городского или мануфактурного пролетариата, и выжидает условий, благоприятных для этого превращения. Этот источник относительного перенаселения таким образом течёт постоянно". (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., издание второе, т. 23 с. 657) Маркс мог наблюдать это явление непосредственно в Англии, где сокращение началось в 1850-1860 годах. Великобритания была, таким образом, первой страной в мире, где капитализм окончательно заменил все предыдущие способы производства, даже, где его развитие сталкивается с наиболее сильным сопротивлением, то есть в сельском хозяйстве. Все другие страны следовали одна за другой этим путём: Франция в конце 19-ого столетия, США, Германия и Япония в годы до и после первой мировой войны, Россия и Италия в 30-ые годы XX века, ведущие страны Латинской Америки - Мексика и Бразилия около 80-ых годов XX века. Hаиболее важный факт с точки зрения всемирного проникновения капитализма произошел, когда в первые годы 90-ых годов XX века две наиболее густонаселенные страны в мире, Китай и Индия, бесспорно, начали показывать то же самое явление. Закон, открытый Марксом полтора столетия назад,  действует в наиболее населенных и отсталых сельских районах мира, делая безработными десятки миллионов, которые увеличивают население и без того перенаселенных районов китайских и индийских промышленных центров. Сегодня мы можем говорить, что, за исключением нескольких стран Африки в районе Сахары, в каждом уголке мира победили капиталистические производственные отношения. Конечно, это не подразумевает, что все предыдущие способы производства исчезли. Десятки миллиона независимых фермеров все еще существуют, но они вовлекаются сначала в коммерческую, а впоследствии и в капиталистическую экономику в очень быстром темпе.

Китайская социальная статистика, пусть неточная и грубая, но обеспечивает нас многими доказательствами этого процесса, который предвидели Маркс и Энгельс, а Ленин поместил в основу революционной стратегии мирового пролетариата.

Фактически, эти процессы лежат в основе огромного увеличения индустриального пролетариата во всем мире: от приблизительно 20 миллионов индустриальных рабочих во временах Маркса, к 70 миллионам в начале XX века, к 150 миллионам к началу 50-ых годов XX века  (две трети из которых проживали в наиболее развитых странах мира), в настоящее время это 600 миллионов индустриальных рабочих, две трети которых находятся в более молодых капиталистических странах. Конечно, эти числа приблизительны, имеют погрешность переписей в главных странах, однако, они, бесспорно, показывают на тенденцию роста индустриального пролетариата; аналогично неоспоримы данные, указывающие на постепенное исчезновение промежуточных слоёв и поляризацию общества, как это было предсказано Марксом.

Буржуазные экономисты, очарованные многокрасочным миром империалистических столиц, неспособны видеть весь мир, в котором законы капиталистического развития, изученные Марксом полностью работают. Чем более экстенсивно предыдущие способы производства вытесняются, тем, более эффективно эти законы работают. В 1952 году китайская официальная статистика записала наличие 173 миллионов сельскохозяйственных рабочих. Даже при том, что буржуазно-демократическая революция, законченная в 1949 году дала мощный толчок развитию сельского хозяйства, большая часть сельскохозяйственной экономики была все еще основана на производстве продуктов питания, на мелких крестьянах, независимых или связанных в сельских общинах. В следующие годы капитализм продолжал проникать в сельскую местность, но активное сельскохозяйственное население продолжало возрастать до пика приблизительно в 390 миллионов в конце 80-ых годов XX века. К началу этого столетия число сельскохозяйственных рабочих уменьшается до 320-330 миллионов. Конечно, это число приблизительно, по нескольким причинам. Прежде всего, много крестьян мигрируют в города незаконно, и отказываются заявлять их новое место жительства. Они населяют обширные предместья крупнейших китайских городов, живя в переполненных распадающихся жилищах, работают на "чёрном" (незарегистрированном) производстве за ежемесячную заработную плату, составляющую несколько долларов, над ними измывается полиция и предприниматели. Hекоторые статистические данные рассчитывают, что число этих незаконных иммигрантов составляет несколько десятков миллионов (от 50 до 150 миллионов человек, согласно различным оценкам). Они составляют резервную армию китайского пролетариата, и объясняют большую часть причин высоких темпов капиталистического развития Китая. Этот процесс - не однороден на огромной территории Китая. В некоторых внутренних областях Китая сельскохозяйственное население все еще возрастало в абсолютных числах к 1999 году. Во Внутренней Монголии и в провинции Хэйлунцзян, северо-восточной области Манчжурия, в густонаселенных областях центрального Китая, в провинциях Аньхуй (почти 20 миллионов крестьян),  Хэнань (30 миллионов), и на юге в Гуйчжоу (14 миллионов) и Юньнань (17 миллионов), а также в Шанхае (11 миллионов), в пограничных районах подобных Тибету, существуют сельские хозяйства производящие, в основном, продукты питания для своих индивидуальных или коллективных хозяев и население, занятое в этом секторе экономики, там все еще возрастает, хотя в более медленном темпе. Hапротив, во многих из прибрежных областей доля сельскохозяйственного населения, в настоящее время, приблизительно, 20-30%, подобно западным странам в 70-ые годы XX века. В областях, где преобладает промышленное производство доля сельскохозяйственного населения, в настоящее время, меньше чем 10 процентов, как в наиболее развитых странах мира. Сельскохозяйственная перепись 1999 года, выполненная с помощью западных специалистов, даёт обширные данные, которые должны изучаться и интерпретироваться, потому что они показывают тенденции одного из наиболее важных двигателей капиталистического развития в мире. Она насчитывает приблизительно 214 миллионов сельских семейств, состоящих из 874 миллионов человек. Первый вывод, который даёт эта перепись, процесс разложения крестьян, несомненно, развивается. 21 миллион сельских семейств заняты в несельскохозяйственных работах, например, транспорте, строительстве, промышленности, торговле, и т.д. Ещё для 27 миллионов семейств сельскохозяйственная деятельность играет вспомогательную роль; 39 миллионов семейств занимается в основном сельскохозяйственной деятельностью, но кроме этого использует и другие виды деятельности: из общего количества сельских семейств, только 127 миллионов полностью заняты в сельском хозяйстве. Из сельскохозяйственных семей Китая выходят рабочие, которые рано или поздно должны быть организованы марксистской революционной партии.

Сергей Гора

Молодежь, новая сила в борьбе рабочих

В целом в империалистических метрополиях рабочие массы пассивно поддержали реструктуризацию, характеризовавшуюся крупными сражениями между экономическими группами, увольнениями, увеличением производительности труда, а также одновременным ростом паразитизма в обществе.

В течение долгого цикла социальной пассивности профсоюзная бюрократия старой Европы, в большей или меньшей степени, все более увязала в парламентских и политических играх. Профсоюзы, которые должны были бы, хотя бы в рамках логики капиталистических классовых отношений, защищать условия жизни трудящегося класса, оказались неспособными понять изменения, вызванные реструктуризацией, новую стратификацию рабочего класса, фрагментацию рынка труда и т.д. Во многих случаях, как, например, в Италии, они предпочли гнаться за новой экологической модой, реакционными и протекционистскими порывами "антиглобалистов", предаваясь иллюзии следования за "новым", но все более теряя собственную почву среди активных рабочих.

Hовым подтверждением этого является низкий уровень участия в профсоюзах, который захватил даже наиболее сильные тред-юнионистские профсоюзы. Огромный немецкий профсоюз "ИГ Металл" охватывает только 32% трудящихся работающих на соответствующих предприятиях. Если он достигает почти полного охвата трудящихся в местах крупной концентрации металлургической и автомобильной промышленности, то в раздробленном мире высокотехнологичных предприятий он не превышает 10%. Еще хуже ситуация среди машиностроительных рабочих, где молодежь составляет
только 6% членов профсоюзов. В Италии дело обстоит еще хуже. Три крупнейшие национальные профсоюзные организации (CIGL, CISL, UIL) объединяют в общей сумме 11 миллионов трудящихся всех категорий, рабочих и служащих промышленности, сферы услуг, торговли и общественно-административных работ. Из них свыше 5,3 миллионов, чуть меньше половины, - это пенсионеры  и только 51% это работающие трудящиеся. Среди молодых участие еще меньшее. Доля в процентах молодежи до 30 лет среди всех работающих трудящихся, состоящих в профсоюзах, варьируется от 12% в CIGL до 15% в CISL. Прежде всего, если наличие профсоюза на крупных предприятиях имеет, несомненно, прочную основу, то обширный сектор мелких и мельчайших предприятий, где процветает также труд иммигрантов и подпольный труд, полностью ее лишен. Профсоюзы, полностью занятые в избирательных и парламентских играх в поддержку соответствующих партий, оставили большинство рабочего класса на произвол малых и больших хозяев. Имеются, однако, и ободряющие сигналы. Реструктуризация принесла тысячи увольнений, но также и приход нового поколения молодых рабочих. Эти слои трудящихся не были затронуты борьбой прошлых лет, лишены опыта, но, одновременно, у них нет и груза разочарования, который многие из более старших имеют за своими плечами. Они богаче надеждами и боевым зарядом. Они более расположены к борьбе на рабочих местах, где им придется провести грядущие десятилетия.

В ходе недавних профсоюзных забастовок и демонстраций эти "свежие силы" рабочего класса начали заставлять почувствовать себя. Манифестации составили часть мероприятий профсоюзов против предложения реформы 18-ой статьи  Устава трудящихся (аналог российского КЗоТ - ред. "Мировой Революции"). Эта реформа отменила бы обязанность принятие вновь на работу несправедливо уволенного трудящегося. Общая слабость профсоюзов, особенно на мелких и средних предприятиях, создаёт такие условия, что эта реформа не много изменила бы для рабочих масс. Протест скорее является частью политической кампании, направленной против правительства. Тем не менее, к протестам добавились и другие мотивы, местные или общие, и выступление получилось значительным. Что является более важным, это то, что впервые за много лет, мы увидели массовое присутствие молодых рабочих, которые приходят сейчас к борьбе, к вступлению в профсоюз, к классовому сознанию и в определенной ситуации, даже к политическому коммунистическому сознанию. В ходе всеобщей забастовки 11 февраля, в Генуе (но это явление проявилось также и в других городах Северной Италии) во главе демонстрации были молодые рабочие сталеплавильного завода ILVA, морской верфи, фабрик электроники, а также трудящихся сферы обслуживания, издательств, торговли и администрации. Городские газеты с определенным изумлением восприняли появление "неофитов" профсоюзной борьбы, молодых людей, которые до недавнего времени "никогда и не думали" участвовать в профсоюзных демонстрациях, после многих лет, в течение которых в демонстрациях, принимающих все более жалкий вид, доминировали старики. Листовка, распространяемая во время демонстрации и подписанная "молодежь ILVA, "Финкантьери", "Ансальдо", "Маркони"" (перечисляются названия крупнейших предприятий Севера Италии - ред. "Мировой Революции") провозглашала: "на призыв к всеобщей  забастовке непосредственно ответили молодые рабочие машиностроительных заводов, которые становятся подлинным движением". От молодых рабочих крупных фабрик, богатых энтузиазмом, берут начало свежие силы для нового цикла рабочей борьбы и для нового призыва молодых коммунистов.

Яндекс.Метрика

© libelli.ru 2003-2014