Диамат. Трактат об эгоизме и альтруизме
Начало Вверх





Трактат об эгоизме и альтруизме.

Введение.

Этот трактат есть продолжение статьи: “в чём смысл жизни?”. Но в отличие от предыдущей статьи, является более полной работой по вопросу эгоизма и альтруизма.

Целью этой работы есть рассеивание иллюзий по поводу “врожденного” эгоизма человека и раскрытие истинного лица эгоизма порабощающего человечество. Надеюсь после прочтение этого трактата, читатель задумается о смысле своего существования в обществе.

В этой работе я также решил разобрать деление людей по цели в жизни, данное Ю. И. Мухиным в манифесте российской гуманистической партии, ибо считаю такое деление ошибочным.

 

Классы.

Уже на ранней стадии развития общество раскололось на противостоящие друг другу и враждующие общественные группы, называемые классами. Классы появляются там, где одинаковое отношение людей к средствам производства уступает место неодинаковому отношению. Проще говоря, классы возникают там и тогда, где общественная собственность, объединяющих всех людей, уступает место частной собственности, разъединяющей людей на противоположные друг другу группы.

Как показал Энгельс, классы возникли двумя путями: во-первых, путём превращения пленников в рабов и, во-вторых, вследствие возникновения неравенства внутри общины, выделение группы лиц, выполняющих общественные функции, концентрации богатств в руках одних и обеднение других.

С возникновением классов первобытнородовые отношения, основанные на общественной собственности и совместном труде равноправных и свободных тружеников, уступают место новым производственным отношениям, основанным на частной собственности и эксплуатации одних людей другими.

Со сменой способов производства материальных благ, менялись формы частной собственности. В соответствии с этим менялись исторические типы классов и классовой структуры общества. Каждый антагонистический способ производства знал свои особые классы и свой способ эксплуатации, а в соответствии с этим свои основные классы.

Основными классами называются такие классы, которые порождены господствующим способом производства и отношения которые составляют сущность производственных отношений, преобладающих в обществе. Неосновные классы в отличие от основных не только не порождаются господствующим способом производства, но вытесняются по мере его упрочнения и развития, если они остались от предшествующего общественного строя.

В каждом классовом обществе, кроме классов существовали и существуют значительные общественные группы, примыкающие к тем или другим классам в ходе классовой борьбы.

Первым классовым делением общества, порожденным рабовладельческим способом производства, явилось разделение людей на рабов и рабовладельцев. Рабы и рабовладельцы были основными классами античного общества. Кроме них в этом обществе имелись ремесленники и крестьяне.

Основными классами феодального общества, были феодалы (крепостники-помещики) и зависимые от них крестьяне. Взаимоотношение этих классов, основанное на эксплуатации крестьян помещиками, составляло сущность феодальных производственных отношений.

Феодальный способ производства уступил место капиталистическому, который породил новые основные классы: буржуазию и наёмный пролетариат. Открытое рабство заменяется наёмным, дисциплина кнута- дисциплиной голода. Кроме основных классов, порожденных капиталистическим способом производства, буржуазное общество имеет и неосновные классы. Наиболее многочисленным из них является крестьянство.

 

Эгоизм и альтруизм.

Общество делится на классы, люди делятся на эгоистов и альтруистов (третьего не дано). Эгоизм и альтруизм есть порождение классового деления общества. Если бы не существовало бы классов, как это было в первобытнообщинном обществе, то и не возникало бы деления людей на альтруистов и эгоистов.

Так что же такое альтруизм и эгоизм? Эгоизм- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. Альтруизм- готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

В свою очередь альтруизм и эгоизм имеет свою классификацию по типам. Альтруизм делится на сознательный и несознательный альтруизм. Эгоизм на: псевдоальтруизм, альтруистичный эгоизм и чистый эгоизм. Ну а теперь о каждом типе по порядку.

Сознательный альтруист - человек смыслом жизни которого является осознанные, т.е. теоретически обоснованные действия во благо общества. Тут же возникает вопрос. Что является благом для общества? Многие буржуазные деятели утверждают, что благом для общества будет то, что является благом для государства. В свою очередь государство отстаивает интересы буржуазии, т.е. благом для общества будут интересы буржуазии. Класс буржуазии занимает очень маленькую долю от всего населения в отличие от класса пролетариата. Благом же для общества является отстаивание интересов большинства, т.е. пролетариата. В свою очередь главным интересом пролетариата в капиталистическом обществе является уничтожение капиталистических производственных отношений буржуа-пролетариат. А они будут уничтожены только тогда, когда частная собственность станет общественной. Тогда и только тогда класс буржуазии как таковой исчезнет, а за ним и класс пролетариата. Т.к. все люди будут равны по отношению к средствам производства. Подводя итоги можно сказать, что современным сознательным альтруистам является человек, бескорыстно борющийся с капиталистическими производственными отношениями, т.е. с капитализмом вообще.

Несознательным альтруистам является человек смыслом жизни, которого является бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

Отличие несознательного от сознательного альтруиста заключается в том, что несознательный альтруист не знает о том, что является главным интересом общества. Когда же несознательный альтруист осознаёт, что является благом для общества, то он становится сознательным альтруистам.

Псевдоальтруист – это эгоист, прикрывающийся альтруизмом, т.е. человек, борющийся вместе с сознательными альтруистами против капиталистических производственных отношений, только ради корысти. Этот тип эгоистов является наиболее скрытным и его выявление очень проблематично, т.к. псевдоальтруисты скрывают свои истинные цели под маской сознательных альтруистов.

Альтруистичные эгоисты[1] – этот тип людей отстаивающих (по их словам) интересы общества, только интересы общества они видят иными, нежели чем сознательные альтруисты. Главными интересами общества они видят всё, кроме борьбы с капитализмом.

Чистый эгоизм как видно из названия является простым эгоизмом, не обременённый ни какими “альтруистическими целями”.

Все типы людей, перечисленные выше, имеют свойства объединятся в организации, партии, движения и т.д. для более эффективного достижения своих целей. Так, альтруисты объединяются для более эффективной борьбы с капиталистическим строем в партии и движения. Наиболее массовое движение сознательных альтруистов, основанное в середине XIX в. К.Марксом и Ф.Энгельсом, основателями классового подхода к решению общественных проблем, называется коммунистическим. Эгоисты же объединяются для более эффективного обогащения, т.к. классовая борьба буржуазии с пролетариатом без объединения первых сразу же увенчалось успехом вторых.

 

Альтруизм и эгоизм с точки зрения буржуазной идеологии.

В буржуазном обществе для объяснения эгоизма были выдвинуты целые теории – теории эгоизма.

Теории эгоизма – этические концепции, в которых утверждается, что человек может руководствоваться в своих действиях только личными интересами, и эгоизм выставляется в качестве определяющего принципа нравственного поведения. В теориях эгоизма можно выделить два аспекта. Это, во-первых, философское учение о “природе человека”, говорящее о прирожденном человеческом стремлении получать наслаждения и избегать страданий, преследовать свои собственные интересы, и, во-вторых, моральное учение о том, что люди должны в своей нравственной деятельности следовать личным интересам.

Уже античные философы (Демокрит, Эпикур) в различных видах утверждали, что человек – эгоист от природы и что из этого должна исходить всякая нравственность. Наиболее законченное выражение эти воззрения получили в буржуазной этике XVII-XVIII вв. (Спиноза, французские материалисты). Этика французских материалистов получила название теории “разумного эгоизма”. Суть её состояла в следующем: если человек в своих поступках может следовать только собственным интересам, то следует учить его не отказу от эгоизма, а тому, чтобы он понимал свои интересы “разумно”, следовал требованиям своей подлинной “природы”; если общество (буржуазное) будет организовано так же “разумно”, то интересы отдельных личностей не будут приходить в столкновение с интересами окружающих и общества в целом, а, наоборот, будет служить им.

В работах Гельвеция идеи “разумного эгоизма” имели специфически буржуазный характер. В сущности, они идеализировали деятельность частного предпринимателя, который, преследуя только свои собственные интересы, вместе с тем объективно служит интересам общества, производя людям необходимые товары (услуги). Развитие капиталистических отношений полностью развеяли иллюзию относительно разумности и гуманности буржуазного общества.

Альтруизм в буржуазном понимание основывается на том, что человек, будучи эгоистом по природе своей, может побороть свою “естественную” склонность путём морального воспитания. Характерную для буржуазного общества противоположность интересов людей предлагается преодолеть не путём перестройки общественных отношений, а на основе самосовершенствования личности (самовоспитание). Практически же альтруизм в буржуазном обществе может проявляться лишь как частная благотворительность (филантропия), как оказание бескорыстных услуг “ближнему” в личном плане, вопреки законам экономической деятельности, которая необходимо является своекорыстной.

 

Классовая принадлежность альтруизма и эгоизма.

С разделением общества на классы произошло деление людей на эгоистов и альтруистов. Из этого следует, что альтруизм и эгоизм являются производной общественного строя, основанного на частной собственности. Человек не рождается ни альтруистам, ни эгоистам, и первое и второе является приобретенным качеством, зависящим от общественного строя и классовой принадлежности человека.

Как же зависит альтруизм и эгоизм от классовой принадлежности человека? Для того, что бы ответить на этот вопрос, надо понять идеологическую восприимчивость каждого класса. В капиталистическом обществе буржуазная идеология является главенствующей т.к. буржуазия находится у власти.

Как буржуазная идеология влияет на классы? В XIX и начале XX вв. идеологическая машина по затравливанию эксплуатируемого класса (пролетариата), не была на столько сильна, что бы повсеместно продвигать буржуазную идеологию (эгоизм). Сейчас же повсеместно, из каждой щели до пролетария доносятся буржуазная добродетель – эгоизм (порождение частной собственности). Человеку навязывают (притом очень успешно), что в капиталистическом обществе, в обществе “равных” возможностей каждый человек, развив в себе эгоизм (предпринимательство) сможет стать буржуа (эксплуататорам). Поколение соса-солы поглощено иллюзией относительно “райской” жизни на земле. Крупная буржуазия (капиталисты), развив в “новом поколение” эгоизм, с успехом пополняют штат мелкой и средней буржуазии. Эгоизм порабощает людей, превращая их в преступников.

Но вернёмся к вопросу о влияние буржуазной идеологии на классы. Наиболее подверженный класс- буржуазия (это естественно т.к. это его идеология). Менее – пролетариат. Но, несмотря на то, что пролетариат менее подвержен буржуазной идеологии, машина по промывке мозгов действует, и в сознание пролетария всё же находит отражение ненавистный эгоизм.

Для того, что бы стать сознательным альтруистом, человеку надо разрушить стену навязанного эгоизма. Как правило, крупная и средняя буржуазия не может перейти к сознательному альтруизму, т.к. порабощена  эгоизмом. Пролетариат и мелкая буржуазия имеет все шансы к переходу к сознательному альтруизму. Но для того, что бы  сделать этот переход нужно приложить огромный труд в освобождение себя от эгоизма во всех формах и осознания того, что является главным для прогрессивного развития общества.

 

Человек, обыватель и чиж.

Движение РПГ (Российская партия гуманистов) во главе с Ю. И. Мухиным произвело разделение человечества на три класса – по цели, которую данный индивид преследует в жизни.

Если индивид живёт, ради общества, ради творчества, ради любой другой, имеющей для него значение цели, которая в материальном плане ему лично ничего не дает, то такой индивидуум является Человеком, и только такие Люди способны построить своё общество – гуманистов.

Если индивидуум живёт не задумываясь над смыслом жизни, если он не имеет никаких Человеческих целей, но строго исповедует нормы Человеческой морали, позволяющей обществу существовать, то такой индивидуум относится ко второму классу людей – это обыватель.

Если индивидуум живёт только для того, чтобы максимально удовлетворить свои животные инстинкты – лень, алчность, похоть, трусость – то такой индивидуум относится к третьему классу – это человекообразное животное, сокращено ЧЖ, или чиж.>[2]

На первый взгляд может сложиться впечатление, что эти три класса похожи на мои два типа (эгоистов и альтруистов), но это лишь иллюзия.

Во-первых, движение РПГ по моей классификации подпадает под тип альтруистичного эгоизма (не знаю, кем по теории Мухина являюсь я), т.к. вся программа РПГ является чисто буржуазной сказкой о хорошем гуманистическом обществе. В программе РПГ есть все, начиная от защиты частной собственности и заканчивая появлением Людей под страхом Божьим (полный набор капиталистического строя).

Во-вторых, Мухин утверждает, что сначала общество надо разделить на три мухинских класса, а лишь потом “если это необходимо, классифицировать по другим признакам, к примеру, по отношению к собственности”. Мухин не понимает, что так называемые чижи, люди и обыватели появляются именно из-за разного отношения к средствам производства. В моей же теории основанной на марксизме говорится, что лишь разобравшись в классовом сознание, возможно понять и решить проблему чижей, людей и обывателей.

Движение РПГ и АВН на мой взгляд, несёт большую опасность нежели чем чистые эгоисты, ибо промывка мозгов о гуманистическом государстве запутывает и отупляет. Последствия этой промывки таковы, что “бойцы” этих движений уже не смогут перейти к сознательному альтруизму.

Мухин культивируя Сталина не понимает, что за неокапиталистические идеи которые он продвигает, Сталин бы расстрелял и Мухина и его соратников.

 

                               ДиаМат, боец Красного Легиона.


[1] Альтруистичный эгоизм является тавтологическим словосочетанием, но я не зря ввёл такое понятие, ибо оно очень хорошо отражает всю двоякость этого типа эгоистов. 

[2] Дуэль № 46 (240) Нужен ли нам гуманизм?

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020