Поскольку представление составляет
сущность монады, а всем монадам свойственно
нечто себе представлять, то их отличие друг
от друга состоит не в чем ином, как в
различных видах, способах или степенях
представления. Представлению свойственны
бесчисленные степени, основные же различия
заключаются в отчетливости, смутности,
ясности и темноте. Свой определенный,
собственный и точный смысл эти различия
получают лишь на высших ступенях монады,
там, где представления превращаются в
понятия. Состояние и состав монады можно
мыслить и познавать лишь по аналогии с
темными и смутными представлениями и
понятиями, поэтому смутные представления
имеют не только антропологическое, но и
универсальное, метафизическое значение:
таким образом, эти отличия, как они
обнаруживаются в высших монадах, должны
быть засвидетельствованы уже здесь, хотя в
данной главе речь идет лишь об общих
принципах монадологии.
Лейбниц утверждает: “Темно то понятие,
которое недостаточно для того, чтобы узнать
представляемый предмет: например, если я
помню ранее виденный мной цветок, но не в
такой степени живо, чтобы узнать его, когда
он попадется мне, или отличить от смежного
вида, ему подобного. Ясно же то понятие,
благодаря которому можно познать предмет
или представленную вещь; это познание в
свою очередь бывает либо смутным, либо
отчетливым; оно смутно, если я особо и в
отдельности не могу перечислить всех
признаков, которые достаточны для
различения этого предмета от других, хотя
предмет этот действительно обладает такими
признаками и элементами, на которые можно
разложить его понятие. Так, мы познаем цвета,
запахи и другие объекты чувств с
достаточной ясностью и отличаем их друг от
друга, но только основываясь на
свидетельстве чувств, а не на признаках,
которые могли бы быть обозначены; поэтому-то
мы и не можем пояснить слепому, что такое
красный цвет, и вообще относительно всего
подобного мы можем объясниться лишь так,
что поведём своих собеседников к предметам
и заставим их видеть или обонять их; хотя
несомненно, что понятия этих качеств сложны
и могли бы быть проанализированы, ибо имеют
свои причины. Подобным же образом живописцы
и другие деятели искусства очень хорошо
знают, что в произведениях искусства
правильно и что ошибочно; но обоснование
своего суждения они часто не и состоянии
дать, а только говорят, когда им что-нибудь
не нравится, что замечают отсутствие, но
сами не знав” чего. Отчетливо же такое
понятие, которое имеют, например,
пробирщики о золоте благодаря достаточным
признакам и пробам для различения от всех
других подобных ему тел. Подобное понятие
мы имеем о том, что обще нескольким чувствам,
например о числе, величине, фигуре, равно
как и о многих душевных состояниях, каковы
гнев, надежда, — короче говоря, обо всем,
чему мы можем дать номинальное определение,
которое есть не что иное, как перечисление
достаточных признаков.
Смутные представления возникают
следующим образом: “Если, например, смешать
желтый и синий порошок таким образом, чтобы
из этого образовался зеленый порошок, то
душа воспринимает оба порошка, а именно как
желтый, так и синий, ибо если бы часть смеси
не воздействовала на душу, то и целое не
воздействовало бы на нее, и это душевное
состояние, это определение, которое
составляется под воздействием желтого и
синего, и есть как раз соответствующее
представление. Но это представление
смутное и находится как бы в скрытом
состоянии в восприятии зеленого цвета, ибо
синяя и желтая краски замечаются нами лишь
постольку поскольку они скрыты в зеленом”.
Другой пример - представление шума моря. “Чтобы
воспринимать этот шум, необходимо
воспринимать части, составляющие это целое,
то есть шум каждой волны; хотя каждый из
этих маленьких шумов воспринимается только
в смутной массе всех остальных и остался бы
совершенно незаметным, если бы
производящая его волна была единственной; в
самом деле, необходимо испытать некоторое
действие от движения этой волны и получить
известное представление о каждом из этих
шумов, как бы малы они ни были; иначе нельзя
было бы получить представление и о ста
тысячах волн, так как и сто тысяч ничто не
могут ещё составить нечто”. Ещё пример: “Если
кто-нибудь мне предложит правильный
многоугольник, то я глазом и силой
воображения не смогу схватить его тысячи
сторон; поэтому до тех пор у меня будет лишь
один образ (image) или смутное представление о
фигуре и количестве её сторон, пока я не
отличу и при помощи исчисления не узнаю,
чему равняется десять в кубе; поэтому есть
много предметов, которые мы, правда, мыслим
и понимаем, но не можем охватить чувствами и
воображением. Поэтому следует отличать
представление от ощущения. Не всякое
представление есть ощущение, имеются
представления и того, что не воспринимается.
Я бы не мог ощущать зеленое, если бы у меня
не было представления синего и желтого, из
чего складывается зеленое. И все же я этого
не ощущаю без применения микроскопа...
Следовательно, если у нас есть, например,
представление запахов или цветов, то мы не
имеем никакого иного представления, кроме
представлений о фигурах и движениях, но они
так многообразны и незначительны, что наш
дух в своем теперешнем состоянии не может
их в отдельности отчетливо познать и
поэтому не замечает, что его представление
заключается лишь в представлениях весьма
незначительных фигур и движений, подобно
тому как при представлении зеленого цвета,
как только что было сказано, мы не
воспринимаем ничего, кроме друг с другом
смешанных составных частиц синего и
желтого, хотя мы этого и не замечаем, но
скорее созидаем из этого новую вещь (новый
цвет)...
Смутные мысли и представления не
отделены, как это думали, какой-то
непроходимой гранью от представлений
отчетливых; вследствие своего многообразия
они только менее отчетливы и развиты...
Всякое отчетливое представление содержит
бесконечное число смутных представлений,
так как любое представление, во всяком
случае по своему предмету, содержит нечто
множественное и многообразное... Не следует
ограничивать спонтанность лишь сферой
отчетливых мыслей, деятельности разума,
сознательных и добровольных действий, но
надлежит распространить на смутные и
невольные представления, бессознательные и
нами не подмечаемые... Все возникает из
наших собственных недр, в том числе
существа с безусловной спонтанностью...
Строго говоря, душа заключает в себе
принцип не только своих действий, но и своих
страданий или смутных представлений... В
силу чего было бы необходимо, чтобы в нас
заключалось лишь отчетливо познание?
Сколько ещё далеко не исследованного
разнообразия в нашей душе? Картезианцы
допустили большую ошибку, не учитывая
представлений, которые не сопровождаются у
нас сознанием, не признавая никаких
энтелехий, помимо духов, и поэтому смешивая
по примеру множества людей состояния, когда
мы на продолжительное время лишаемся
чувств и ощущений со смертью в собственном
смысле слова... Ведь мы в самих себе
наблюдаем такие состояния, когда ничего не
помним и не имеем ни одного ясного
представления, как, например, в обмороке или
глубоком сне без всяких сновидений, — в
этих состояниях душа не отличается
заметным образом от простой монады...
Кедворт пользуется тем же аргументом, что и
Лейбниц: “И даже сами человеческие души не
всегда сознают то, что они содержат и
охватывают... Далее, не найдется никого, кто
не знал бы по опыту, как часто почти
бессознательно мы при участии душ"
производим многочисленные действия,
которые мы лишь впоследствии отмечаем и
оцениваем”. При имени этого противника
Декарта мы должны задним числом вспомнить и
о перипатетиках как противниках
картезианского дуализма — духа и материи.
Составитель “Путешествия по
картезианскому миру” в своем сочинении “Новые
затруднения, указанные перипатетиком “Основное
положение картезианцев, в силу которого они
пытаются утверждать, что всякое существо
или духовно, или материально, совершенно
неверно, и перипатетики справедливо
торжествуют, полагая, что имеется нечто
промежуточное между тем и другим — душа,
именно животная душа”. Несколькими
страницами выше он говорит: “Картезианцы
спрашивают, представляет ли собой душа
животных дух или материю? Перипатетики
отвечают: ни то ни другое. Это существо
особого рода, хотя оно и называется
материальным, но это не потому, что оно
материя, а потому, что оно не дух. В самом
деле, между тем и другим есть некоторое
промежуточное существо, которое хотя и не
имеет способности мыслить и умозаключать,
но зато имеет ощущающую и представляющую
способность, — это душа животных, ощущающая
субстанция”. Вообще перипатетики
определяют ощущение, sensus, как деятельность
материальную и в то же время нематериальную.
Дух, говорят они, или мышление, есть
деятельность только души, потому что дух
обособлен от тела и его деятельность
проявляется без телесного орудия; но без
телесного органа нет ощущения. Ощущающая
способность относится не только к душе, но и
к телу, потому что душа ощущает через тело.
Впрочем, вопрос о материальности души
животных вызвал у схоластиков и вообще
христианских философов и теологов большое
недоумение и разногласие: одни считали её
протяженной и преходящей, другие —
непротяженной и нетленной, а иные — хотя и
нематериальной, но смертной. Но отсюда ни в
коем случае не следует, что простая
субстанция тогда вовсе не имела
представления. Лишь благодаря слишком
большому количеству малых представлений, в
которых ничего не проступает отчетливо,
душа оказывается лишенной чувств и
ощущений, например когда мы несколько раз
подряд будем поворачиваться в одном и том
же направлении, то у нас появится
головокружение и сознание исчезнет, так что
мы будем больше не в состоянии различать
что бы то ни было... Но так как мы при
пробуждении из таких лишенных всякой мысли
состояний осознаем наши представления, то
несомненно, что непосредственно до этого мы
должны были иметь какие-то представления,
хотя бы их и не сознавая; в самом деле, как
движение возникает только из движения, так
и представление — только из другого
представления... Наши значительные, хорошо
ощущаемые и заметные представления, как и
наши характерные склонности, которые мы
осознаем, состоят лишь из бесчисленного
множества маленьких представлении и
склонностей, которых мы не замечаем. Именно
в этих незаметных представлениях лежит
основание всего с нами происходящего, равно
как и основание того, что происходит и в
ощущающих телах, в которых заключены
невоспринимаемые движения... Таким образом,
удовольствие представляется не чем иным,
как своего рода агрегатом незначительных
представлений, из которых каждое, будь оно
сильным и значительным, вызывало бы боль”.
Так, “музыка есть не что иное, как
арифметика, но скрытая, так что душа не
знает, что она считает, Но хотя душа и не
чувствует, что она считает, она все же
чувствует действие этого незаметного счета
или порождает этим удовольствие и
неудовольствие, связанное с созвучием или
неблагозвучием звуков, ибо удовольствие
возникает из большого количества
незаметных гармонических впечатлений или
представлений... Поэтому элементы
чувственных удовольствий — духовные
наслаждения, которые, однако,
воспринимаются лини, смутно”.