Философия состоит из трех частей, так как
имеет своим объектом бога, природу и человека, и поэтому представляет теологию
(именно naturalis — естественную—в отличие от
inspirata, основанной на Библии),
философию природы и философию о человеке. О значении философии и её
необходимости для познания частных вопросов Бэкон высказывается так: “Тот, кто
считает пустым и бесплодным все рвение, потраченное на философию и исследование
общего, забывает, что из нее черпает силу и жизнь, познание и власть над
отдельными явлениями” (De augm. scient, II, стр. 39). Другая ошибка в том, что
считают возможным отказаться от основной философии и познания самых общих
принципов, как скоро люди достигли систематического обзора науки. Это
заблуждение в высшей степени вредно для успехов науки. Лишь с возвышенной точки
зрения можно обозревать науку и невозможно обозреть внутренние связи и более
отдаленные области знания, если держаться только почвы этой дисциплины и не
пользоваться общей дисциплиной подобно обсерватории” (там же. Познание природы
подобно прямому лучу, познание бога ввиду несходства среды, именно творений,
посредством которых бог познается, — преломленному лучу, а познание человека,
который представляет себя сам, отражает себя в самом себе, — отраженному лучу.
Но этим трем дисциплинам должна
предшествовать всеобщая наука, которая является матерью всех прочих наук и
может быть названа первой философией (philosophia
prima). Последняя должна
содержать такие принципы, которые являются не частной собственностью какой-либо
отдельной науки, а общим достоянием нескольких наук одновременно. Таков,
например, всеобщий принцип: две вещи, сходные с третьей, сходны между собой;
ибо он имеет силу как в математике, так и в логике, где образует основание
силлогизма.
Первая философия рассматривает также в особой
части относительные или привходящие свойства вещей, например: множество и малое
число, равенство и неравенство, возможность и невозможность. Но эти предметы
должны обсуждаться и изучаться совсем иначе, чем до сих пор. Например, прежде,
сколько бы ни говорили о большом и малом числе, никогда ещё не старались
исследовать основание, почему одни существа в природе так многочисленны, а
другие встречаются так редко. Столь же мало обосновывались сходства и различия
вещества, а также почему природа постоянно вставляет между разными видами
промежуточные существа, имеющие нечто общее с обоими видами. Таким образом, эти
предметы должны рассматриваться и исследоваться не логически, но физически.
Философия природы и её части уже рассмотрены
выше; естественную теологию, или философию о боге, Бэкон определяет в обычном
смысле, именно как познание бога, исходя из естественного разума и рассмотрения
мира, которое раскрывает нам такие его атрибуты, как всемогущество, мудрость,
благость, справедливость, а также необходимость его обожания. Таким образом,
остается ещё философия о человеке и указание её отдельных отраслей.
Философия о человеке рассматривает его или в
изолированном состоянии, или в объединениях
(segregatum aut conjugatum) и,
таким образом, представляет или философию человека
(philosophia humanitatis),
или философию государства (philosophia civilis). Той и другой предшествует
всеобщая наука, именно о природе и состоянии человека
(de natura et statu hominis), которая снова делится на две части: науку о неделимой природе
(natura
hominis indivisa), или личности, человека, исследующую как несчастья, так и
превосходные свойства или преимущества человека
(de miseriis humani generis et praerogativis
sive excellentiis), и науку о союзе или связи души с телом
(de foedere sive de
communi vinculo animae et corporis), которая отчасти исследует, как тело и душа
взаимно обнаруживаются, то есть как душа познается из свойств и формы тела и,
наоборот, тело познается из свойств души, и, таким образом, представляет науку
об указании или признаках (de indicatione), а частью исследует, как душа и тело
действуют друг на друга, и потому образует особую науку о впечатлениях
(de impressione).
Но философия о человеке в изолированном виде
состоит из стольких частей, как и человек, то есть из всех наук, занимающихся
душой и телом (De augm. scient., IV, 1). Наука о теле состоит из стольких
частей, сколько благ у человека, следовательно, из медицины, имеющей своим
предметом здоровье, косметики, предмет коей красота, атлетики, имеющей
предметом силу, и искусства удовольствия (voluptuaria), предмет коей
удовольствие.
Наука о душе трактует частью о субстанции и
способностях души, частью — об употреблении и объектах этих способностей.
Последняя часть содержит логику и этику. Но сама логика состоит из четырех
частей: из искусства исследования или изобретения— ars inquisitionis seu
inventionis, искусства испытания или обсуждения—ars examinis seu
judicii,
сохранения в памяти — ars custodiae seu memoriae, наконец, из искусства
изложения или преподавания — ars elocutionis seu
traditionis. Этика разделяется
на учение об идеале или идее добра или морального блаженства — de exemplari
sive imagine boni — и учение о руководстве и культуре духа — de regimine et
cultura animi, georgica animi.
Философия, исследующая человека в
объединении, или обществе (philosophia civilis), включает в себе учения об
обхождении, о делах, о государстве и его управлении.