Вернее всего подразделять науку по трем
способностям разумной души, от которых она возникает и зависит, то есть на
историю, которая возникает и зависит от памяти, поэзию — от фантазии, философию
— от разума.
История имеет, собственно говоря, дело только
с индивидами, ограниченными временем и пространством, ибо хотя естественная
история, по-видимому, занимается также видами, но это зависит лишь от того, что
индивиды в природе, относящиеся к одному виду, так сходны между собой, что, кто
знает одного из них, знает все. Поэтому к естественной истории относится также
описание индивидов, стоящих одиноко в своем виде вроде Солнца или Луны или
особым образом отличающихся от своего вида, как уроды. Но все эти объекты
связаны с памятью.
Поэзия, под которой здесь разумеется только
сочинение историй или басен, также имеет дело с индивидами, но это вымышленные
существа; хотя поэзия создает их по примеру действительно существующих
индивидов, но при этом вовсе не сообразуясь с законами действительности, вводя
и измышляя вещи по желанию, которое никогда не могло бы осуществиться. Но
именно это дело фантазии.
Философия покидает индивиды и делает своим
предметом не первые впечатления чувств, но отвлеченные от них понятия и
занимается их соединением и разделением, причем она руководится законами
природы и очевидностью дела. Но это делает лишь разум.
Главные части этих различных наук следующие.
История делится на естественную историю, части коей указаны уже ранее, и
гражданскую историю (historia civilis). Последняя независимо от специальных
подразделений делится на историю церкви, общую историю искусств и наук до сих
пор ещё отсутствующую, наконец, историю государства в собственном смысле слова.
Поэзия бывает или повествовательная —
narrativa, или драматическая — dramatica,
или иносказательная — parabolica.