§ 20. Сущность науки вообще, её величие и
действие на человека
Сущность науки состоит в том, что она
является отображением бытия. Поэтому все, что достойно существования, достойно
также познания; и самые низкие и гнусные вещи могут с таким же правом быть
предметом науки, как самые драгоценные и величественные, ибо низкое и пошлое
существует так же, как величественное. Наука вовсе не пятнает себя этим, как
солнце, освещающее в равной степени клоаки и дворцы. Наука не Капитолий, не
пирамида, воздвигнутая для чести и гордости человека, но священный храм,
построенный по образцу мира в человеческом разуме.
Наука есть отображение истины. Ибо истина
бытия и истина познания тождественны и различаются друг от друга не более, чем
прямой и отраженный луч.
Действия науки на человека не менее возвышенны,
чем сущность её. Именно наука наполняет человека сознанием своей хрупкости,
непостоянства счастья, достоинства своей души, своего назначения и
обязанностей. Поэтому люди науки не стремятся как к особому благу к увеличению
своего состояния и заботу о себе ставят после заботы об общем благе; тогда как
толпа политиков, не посвященных в науку морали и в постижение общего блага,
считает себя центром мира, подчиняя ему все, и даже при общей нужде думает лишь
о себе и спасении своего достояния.
Наука освобождает человека от детского и
преувеличенного восхищения вещами. Ибо мы удивляемся вещам или в силу их
новизны, или в силу их величины; но познание приводит человека к убеждению, что
нет ничего нового под солнцем. Но как может удивляться кукольной игре тот, кто
знает механизм и нити, которыми движутся куклы? И что представляет земное
величие для того, кому наука позволяет созерцать Вселенную? Весь земной шар
вместе с людьми и их деятельностью кажется ему лишь муравейником.
Наука уничтожает или уменьшает по крайней
мере страх перед смертью и несчастьем, который представляет наибольшую помеху
для добродетельного характера, и делает дух человека таким гибким и подвижным,
что он никогда не впадает в состояние морального застоя, никогда не погрязает в
своих пороках, не возбуждая сам себя и не стремясь к лучшему. Конечно, ничего
этого не знает человек, чуждый науке, он не знает, что значит погружаться в
себя и совещаться с самим собой и как приятна жизнь, сопровождаемая сознанием
возрастающего со дня на день улучшения и усовершенствования. Поэтому из
действий науки на человека следует, что истина и добро различаются лишь как
печать и её оттиск, ибо истина есть печать нравственной доброты.
Поэтому самая возвышенная мощь на земле,
высшее, самое достойное господство есть господство науки, ибо достоинство и
ценность всякой власти определяются достоинством и ценностью подчиненного. Так,
не делает чести господство над рабами или рабским народом, но почетно управлять
свободными людьми, как это имеет место в свободных монархиях или республиках.
Но гораздо возвышеннее и величественнее власти государства власть науки, ибо
государство господствует лишь над волей, а наука — над разумом, убеждением,
интеллектом, который составляет высшую часть души и господствует даже над
волей.