Истинная и разумная цель науки — приносить
пользу человеческой жизни, обогащать её новыми изобретениями и сокровищами.
Поэтому цель её не удовлетворение любопытства и забава или же слава и почет,
способность хорошо болтать и спорить или добывание денег и хлеба. Наука должна
быть не местом отдыха для духа, терзаемого любопытством, или увеселительной
прогулкой, или высокой башней, с которой можно с презрением смотреть вниз, или
крепостью и траншеей для борьбы, или мастерской для наживы и корысти, но
богатым складом товаров, сокровищницей к чести творца всех вещей и на пользу
человечеству. Поэтому цель науки есть соединение спокойного созерцания с
практической деятельностью, соединение, подобное соединению обеих благородных
планет, Сатурна, князя спокойного созерцания, и Юпитера, князя деятельной
жизни.
О точке зрения Бэкона сравнительно с
позднейшей физикой и отдельными вопросами её ср. Фишера “История физики,
начиная с возрождения наук и искусств и пр.”, т. I, стр. 35—40, 54—58, 62—67 и
так далее. Здесь Бэкон, конечно, ещё сильно отстает. Особенно поразительно,
что, как замечает и Фишер, Бэкон, которому, конечно, были известны открытия
Галилея о тяжести, механическом движении, давлении и ударе, имеет о них очень
плохие и малоопределённые понятия и что он ещё соглашается с неподвижностью
Земли или по крайней мере не имеет определенного мнения по этому вопросу.
Поэтому естествознание но имеет иной цели, как прочнее обосновать и расширить
мощь и господство человека над природой. Но это господство человека над
природой зависит только от искусства и науки. Ведь человек имеет лишь столько
силы, сколько он знает, его знание и умение совпадают, ибо господствует над
природой лишь тот, кто к ней прислушивается (подчиняет ей свой рассудок). Без
знания причины нельзя произвести действия, ибо то, что в познании имеет для нас
значение причины, в применении к делу служит лишь средством, правилом или
руководством для его правильного выполнения; Cogitata et visa
(Мысли и
перспективы, р. 592; Impet. phil„p.684).