Высшее место в области естественных наук
принадлежит лишь той науке, которая имеет предметом своего исследования
истинные отличия или определения, то есть в своем роде вечные и неизменные
формы, и потому называется метафизикой. Подчиненные ей науки суть физика и
естественная история. Физика в свою очередь стоит над естественной историей и
вместе с метафизикой образует теоретическую философию природы, ибо как науки
вообще делятся на историю, или опыт, и философию, так и естественная наука
делится на естественную историю и философию природы.
1. Естественная история имеет три части. В
первой речь идет о природе в состоянии свободы, то есть обо всех её
произведениях в их ненарушенном, свободном, закономерном развитии; во второй —
об ошибках природы, то есть уродах и других ненормальных явлениях, в которых
она сталкивается со своего закономерного пути злобой и упрямством непокорной
материи и другими насильственными препятствиями; в третьей — о природе в
состоянии рабства, в которое приводит её человеческая деятельность или
искусство, преобразующее природу до основания и зачастую потрясающее её
сущность, заставляющее её подобно Протею производить то, чего бы она иначе не
сделала.
Искусство не представляет собой
поверхностного добавления к природе, оно не имеет определения и назначения
выполнять её планы, или исправлять её ошибки, или же освобождать от задержек в
деятельности. Произведения искусства или эмпирии (например, земледелия, химии,
поварского или красильного искусства и так далее) отличаются от произведений
природы не по форме или сущности, а по производящей, внешней действующей
причине, ибо человек не имеет никакой иной власти над природой, кроме той, что
он может сближать тела природы или удалять их друг от друга; таким образом, в
его власти лишь движение природы, все остальное природа выполняет сама,
побуждаемая изнутри собственной силой.
Но теперь естественная история должна
изучаться в совершенно ином духе, чем до сих пор, именно лишь в отношении к
философии, а не сама по себе и ради себя. Ибо естественная история не имеет
иной цели, как добывать запасы, материалы для философии; все ручьи эмпирии
должны вливаться в океан философии. Поэтому не следует больше, чем было до сих
пор, в естественной истории обращать столько бесплодного внимания на описание и
точное указание разнородности вещей, различий пород животных, растений и
ископаемых. Ибо такие мелкие различия большей частью только забавы, шутки
природы, и описание их хотя и доставляет удовольствие, принося иногда даже
пользу, но не ведет к развитию знания и науки. Поэтому надо стараться
отыскивать сходства и общие отношения вещей как во всей их сущности, так и в
отдельных частях. Ибо только они вносят единство в природу и таким образом
закладывают основание науки.
2. Философия природы имеет две главные части,
а именно: теоретическую и практическую.
а) Теоретическая часть философии природы в
свою очередь делится на две части, именно: метафизику и физику. Физика имеет
своей задачей исследование материи и внешней действующей причины. Поэтому
объекты её изменчивые и непостоянные причины, которые так же разнообразны, как
вещества, составляющие предметы их действия, как, например, огонь является
причиной твердости одного вещества и жидкости — другого. Поэтому физика имеет
своим предметом все совершенно погруженное в материю и изменчивое, а метафизика
как наука о формах и конечных причинах — более абстрактное и постоянное. Физика
предполагает в природе лишь бытие, движение и необходимость, а метафизика —
также дух и идею.
Первая и главнейшая часть метафизики имеет
своим объектом законы и формы простых качеств (как, например, теплоты, холода,
плотности, тяжести и так далее) и их движений или процессов, которые превращают
их в конкретные тела, то есть те формы, которые, несмотря на их небольшое число,
составляют, однако, основу и сущность свойств и определений всех конкретных
тел. Поэтому метафизика имеет те же объекты, что и физика, но последняя
рассматривает их лишь как внешние, изменчивые причины, то есть как causa
efficiens действующую причину, простой двигатель формы.
Метафизика как наука о форме есть самая
важная наука, ибо только она лучше всего решает задачу всех наук — сокращением
долгих путей опыта положить конец старой жалобе на краткость жизни и
продолжительность учения, а именно тем, что она связывает отдельные предложения
и соединяет их в общие положения или роды, обнимающие всю область отдельных
существ, как бы различна ни была их материя. Такова прекрасная мысль Платона и
Парменида (хотя она была у них простым умозрением), что все постепенно восходит
к единству. Поэтому метафизика является самой величественной наукой, так как
она наименее обременяет человеческий ум множеством вещей, ибо она исследует
главным образом только простые формы вещей, которые, как ни мало их, все-таки
различными степенями и способами связи между собой обосновывают все
разновидности конкретных тел.
Вторая часть метафизики имеет своим объектом
цели или конечные причины в природе. Именно исследование целей не относится к
физике, хотя до сих пор оно, к большому вреду для нее, считалось её областью,
ибо это удерживало людей от исследования реальных, истинно физических причин.
Поэтому философия природы Демокрита и других, которые не клали в основу
устройства природы идеи бога и духа и выводили строение Вселенной не из бесчисленных
попыток природы, а причины отдельных вещей — не из целей, но лишь из материи и
движения необходимости, — эта философия была гораздо основательнее философии
природы Платона и Аристотеля. Телеология бесплодна и подобно деве, посвятившей
себя богу, не рождает ничего.
b) Практическая философия природы имеет также
две части, именно: механику и магию. Первая создается физикой как наукой о
действующих материальных внешних причинах, а вторая — метафизикой как наукой об
истинных причинах и всеобщих формах. Ибо магия есть наука или искусство,
которое из познания скрытых форм выводит удивительные действия или эксперименты
и надлежащим сближением действующих сил с восприимчивыми к ним предметами
открывает великие деяния природы, искусство, которое подобно многим другим до
сих пор ещё неизвестно и совершенно отлично от нынешней так называемой магии.
Впрочем, и старая магия вовсе не заслуживает пренебрежения;
следует тщательно исследовать, нет ли среди
суеверных, ложных и сказочных вещей чего-либо, как, например, очарования,
обострения и усиления воображения, симпатии отдаленных вещей, магического
влияния одних умов на другие, тел — на тела, имеющего основание в
действительных силах природы.