Общая существенная причина, в силу которой до
сего времени науки не смогли подняться, состоит единственно в том, что они
оторвались от своего корня, природы и опыта, ибо то, что имеет в основании
природу, растет и развивается, а то, что опирается только на мнения,
испытывает, правда, многообразные изменения, но не имеет поступательного
движения.
Особенные же причины современного печального
состояния наук, в частности их матери — философии природы, различны, они, между
прочим, следующие: старый укоренившийся предрассудок, будто для человеческого
ума недостойно много и упорно заниматься опытами и особыми, чувственными
вещами, погруженными в материю; суеверие и слепое, неразумное религиозное
рвение — издавна самый упрямый и непримиримый противник философии природы,
который уже во времена греков обвинял в неверии тех, кто вопреки привычному
выводил гром и молнию из естественных причин, и заставлял отцов церкви
подозревать в ереси тех, кто доказывал, что земля кругла и потому должны
существовать антиподы; исключительное занятие моралью и политикой у римлян, а с
введением христианства и теологией, которая поглощала лучшие умы; тот
недостаток, что философия природы до сих пор даже среди людей, посвящавших себя
её изучению, не находила свободного и цельного человека, особенно в новое
время, когда считали философию природы только мостом, переходом к другим
предметам; большой авторитет, приобретенный некоторыми философами, и поклонение
древности, которое исходило из совершенно превратного взгляда на мир, ибо
время, которое при сопоставлении с мировой эпохой, дающей единственно
правильный, объективный масштаб для определения возраста человечества, является
более молодым, считалось древностью, а время, которое в сопоставлении с мировой
эпохой старше и потому ввиду большей зрелости и суммы знаний и опыта
заслуживает предпочтение перед более ранним, считалось младшим; наконец,
известное малодушие и отчаяние в возможности преодолеть множество огромных
трудностей при исследовании природы, отчаяние, которое овладело даже самыми
серьезными и разумными людьми, отсюда у них складывалось мнение, будто в науках
периодически происходит прилив и отлив, в одно время они поднимаются, в другое
опускаются, на известной же ступени наступает полное затишье.