Философия
Мальбранша содержит уже в более
определенном и развитом виде, чем философия
Декарта, элементы философии Спинозы, только
они и здесь ещё рассеяны и выражены в форме
представлений христианского идеализма;
надо лишь строго последовательно обдумать
и сопоставить все в целом, тогда мы получим
Спинозу. У Декарта уже бесконечное существо,
или бог, представляет центр системы, но лишь
в представлении, а не на самом деле и в
действительности. Он лишь парит над
противоположностями в царстве
представления; он должен быть центром, но он
не является им, или он является им
субъективно, а не объективно. Объективное
существование, определенную
действительность в системе имеют дух и
материя; то, что является от бога, является
лишь для того, чтобы удостовериться в его
существовании и через него в существовании
материальных вещей. Поэтому идея бога
должна быть осуществлена: бог должен
спуститься в сферы, занимаемые духом и
материей для себя; обширная свободная
область, которую они имеют ещё у Декарта,
должна быть ограничена; они должны уступить
место богу, чтобы центр этот деятельно
захватил действительность и овладел ею. У
Мальбранша же бог вступает уже в центр мира
духов. Духи, правда, существуют ещё как
самостоятельные существа, как отдельные, но
бог у него есть дух духов, всеобщий разум,
всеобщее единство. В нем все духи
представляют один Дух, он есть общее
одинаковое содержание всех отдельных духов.
Они имеют ещё лишь субъективное, формальное,
внешнее существование и самостоятельность
для себя; по своему содержанию, своему
существу они представляют одно; и это одно
существо есть именно бог. Материя, природа,
правда, у него ещё являются чем-то
исключенным; однако и в нем уже имеются
элементы, подлежащие соединению с духом.
Необходимой связью между духом и телом
служит власть, воля бога. Хотя между телом и
волей, представляется ли она всемогущей или
волей конечного духа, в действительности
нет внутренней необходимой связи, однако
воля бога есть сила, природа всякого
существа, положительное в нем. Хотя воля
есть неопределенное, лишенное познания
определение, но в основании её лежит уже
мысль, что именно бог, именно всеобщее
существо, в котором все духи познают и
созерцают, представляющее их общий свет, их
истинную субстанцию, есть также
действительное, субстанциальное в природе,
поэтому остается ещё лишь материя как
простая материя. Но последняя сама уже в
действительности есть только форма;
сущностью является только бог. Таким
образом, остается только соединить то, что у
Мальбранша ещё формально разделено, и
понять материю как то, чем она является в
действительности, то есть как простую форму,
не имеющую постоянства или существования
для себя, как модификацию существа бога, и
мы получим Спинозу. В своих Беседах о
метафизике, которых я не мог, однако,
достать и знаю лишь по выдержкам из других
авторов, Мальбранш приближается к Спинозе
уже относительно понимания протяжения
расширения бесконечного “Протяжение есть
реальность, и в бесконечности находятся все
реальности. Поэтому бог так же протяжен, как
тела, так как бог обладает... всеми
совершенствами. Но бог не протяжен, как тела...
он не имеет ограничений и несовершенств
своих творений”. У Декарта центр сначала
есть лишь математическая точка без всякого
протяжения и объема; у Мальбранша он
является уже действительной протяженной
точкой, получает объем, поэтому
ограничивает неограниченную у Декарта
сферу обеих противоположностей, привлекает
силу, положительное духа и природы как свою
собственность, получает содержание и
образует таким именно образом из себя ядро
спинозистской субстанции.