Так как представления и образы в ощущающем не
всегда остаются те же, но возникают часто новые, а старые исчезают, смотря по
тому, на какой объект направлены органы ощущения, то они являются изменением
ощущающего. Но всякое изменение есть движение внутренних частей изменяемого.
Поэтому ощущение не может быть чем-либо, кроме движения внутренних частей
ощущающего. Но так как движение производится только чем-либо движущимся и
соприкасающимся, то непосредственная причина ощущения состоит в том, что
касается органа и давит на него. Таким образом, ощущение есть внутреннее
движение, вызванное в ощущающем движением мельчайших частой объекта и
переданное промежуточными частями самой глубинной части органа. Но против этого
движения, вызванного объектом и переданного посредством нервов и оболочек мозгу
и оттуда сердцу как источнику всякого ощущения, поднимается сопротивление и
противодействие, или стремление сердца освободиться от впечатления, вызванного
объектом посредством движения, направленного наружу, которое именно поэтому
кажется чем-то внешним. Таким образом, при всяком ощущении имеют место два
противоположных движения: впечатление, или действие объекта, и противодействие,
или реакция, органа, и только из этой длящейся некоторое время реакции
возникает образ, или чувственное представление.
Под ощущением, или чувственным восприятием,
обыкновенно разумеют суждение об объектах с помощью образов, именно посредством
сравнения и различения их. С ощущением в том смысле, в каком оно понимается
здесь, необходимо связана память, дающая возможность сравнивать прежнее с
позднейшим и различать их друг от друга. Поэтому ощущение требует также
разнообразия образов, чтобы различать их друг от друга. Например, человек,
который не имел бы другого чувства, кроме зрения, и смотрел бы всегда на один и
тот же объект без всякого различия и разнообразия формы и цвета, смотрел бы да
глядел, но не видел или созерцал. Ибо равнозначно, ощущаю ли я всегда одно и то
же или вовсе не ощущаю. Несколько таких верных мыслей и замечаний содержатся у
Гоббса, особенно в его физике и эмпирической психологии. Лучше всего 11—14
главы “De homine”.
Так как сущность ощущения состоит в движении,
то органы ощущения не могут одновременно приводиться в действие двумя объектами
так, чтобы возникали два образа от обоих. В одно и то же время можно
воспринимать лишь один-единственный объект.
Движение органа, из которого возникает
изображение, называется ощущением, пока объект присутствует, если же он
отсутствует, но образ остался — фантазией или воображением. Поэтому воображение
есть ощущение, ослабленное и потускневшее по причине удаления объекта. Субъект
ощущения есть само ощущающее, именно живое, и поэтому следует говорить:
животное или живое видит, а не: глаз видит. Объект есть то, что ощущается.
Поэтому мы видим собственно не свет, а солнце, ибо свет, цвет, звук, теплота и
остальные чувственные качества не объекты, а представления, или образы,
ощущающего. Так называемые чувственные качества в самом объекте суть не что
иное, как движение материи, посредством которого объект различным образом
действует на органы ощущения, и точно так же они суть в нас лишь различные
движения, ибо движение производит лишь движение; и явления или качества во сне
или в бодрствовании суть простые образы, акциденции ощущающего, а не объекта.
Как давление на орган осязания вызывает представление трения, давление на глаз —
представление свечения, а давление на ухо — звук, так и объекты, видимые или
слышимые нами, вызывают представление посредством давления, хотя и незаметного.
Ибо если бы цвета и звуки были в самих объектах, то они не могли бы быть
отделены от них, что, однако, в действительности наблюдается при отражении
видимых объектов зеркалом, а слышимых — гористыми местами. Видимые объекты
представляются нам часто в местах, где, как нам определенно известно, их нет,
они кажутся разным лицам различно окрашенными и часто также пребывающими
одновременно в нескольких местах.
Возникновение качеств, например света,
происходит следующим образом. Тело солнца своим движением отталкивает от себя
эфир, окружающий его, так что части эфира, ближайшие к солнцу, приводятся в
движение им самим, а последние передвигают и отталкивают более отдаленные
части, пока наконец это движение не станет касаться передней или внешней части
глаза или не будет давить на нее, а отсюда распространится до сердца,
внутреннего центра жизни. Противодействующее движение сердца идет тем же путем,
как первоначальное, в обратную сторону и оканчивается направленным наружу
движением сетчатой или нервной оболочки. Это движение наружу есть именно свет
или представление светящегося.