Вследствие противоречия, в котором Гассенди
находится с самим собой, и произвольности его мышления он отказывается также от
других определений, связанных с атомистическим принципом, определяет бога
способом, совершенно противоположным этому принципу, и утверждает затем также
бестелесность и бессмертие духа. Если бы Гассенди, вместо того чтобы
опровергать Декарта, постарался основательно изучить его, то он и в отношении
духа не остался бы в кругу неопределенных представлений, хотя он высказывает о
нем несколько более глубоких философских мыслей в виде следующих предложений.
В связи с вопросом, бессмертен ли дух, прежде
всего надо решить вопрос, представляет ли рассудок или разум (который является
самой главной, преимущественной частью духа, а потому и корнем воли) нечто
нематериальное. Но рассудок есть прежде всего нечто отличное от фантазии или
чувственной способности представления, ибо он наша способность путем заключений
подниматься к познанию того, что не может быть представлено чувственно, о чем
нельзя составить себе чувственного представления. Рассудок в отличие от
представления не имеет материальных образов, в которых он представляет себе
вещи; но то, что воспринимается без материальной формы, само нематериально
во-вторых, одному духу присущи отраженные действия, только он понимает самого
себя и свои действия, и особенно он знает, что он познает. Но эта функция
превосходит способность телесной природы, ибо все телесное так связано с
определенным местом, что может обращаться не само на себя, но лишь на другое,
отличное от него. Отсюда предложение: ничто не действует обратно само на себя.
Конечно, может казаться, что действие чего-либо телесного возвращается само на
себя, но тогда в действительности одна часть действует на другую. В-третьих, мы
составляем себе не просто общие понятия, но мыслим и самое сущность и принцип
общности. Но так как общее таково, что оно отделено от всех материальных
условий и различий единичности, то дух, совершающий этот разрыв с материей,
должен действительно быть свободен от материи. Животные не познают и не мыслят
общности, или общей сущности, например человеческой гуманности, человечности,
отдельно от материальных условий и различий; они представляют себе не
абстрактное, но всегда только конкретное, не цвет, а цветное, не вкус, а лишь
определенную вещь, имеющую тот или иной вкус. Наконец, что касается объекта
духа, то он не определенен, он обнимает все, его объект не ограничен, так как
все истинное, всякая сущность в качестве сущности составляет его объект. Поэтому
его способность познания простирается на все роды вещей, как телесных, так и
бестелесных, хотя некоторые препятствия удерживают его от познания многих
предметов. Поэтому дух бестелесен, ибо он не мог бы иметь представления о
чем-либо бестелесном, если бы он сам был материален. Но так как дух, или
разумная душа, бестелесен, то он необходимо должен быть бессмертен, ибо то, что
бестелесно, следовательно не имеет массы и частей, на которые оно могло бы быть
разделено и разложено, должно по необходимости всегда оставаться таковым,
каково оно теперь, ибо ни в нем самом, ни в другом не может быть причины его
разложения, поэтому оно должно сохраняться вечно.