§ 37. Критические замечания о теории
происхождения познания Гассенди
Теория Гассенди о происхождении общих идей
есть лишь кажущийся вывод, а не действительное познание. Выводить realiler
фактически действительно общее представление из отдельных, то есть общее из
отдельного, — то же самое, как если бы кто захотел вывести свет из красок. Ибо
единичное лишь по видимости, а не в действительности предшествует общему;
последнее по природе и по понятию предшествует единичному. Так как общее
представление духовно, то, сверх того, мы лишь через salto mortale переходим от
чувственного к духовному. Ибо так как общее представление есть истинное,
мыслящее, разумное представление, то есть мысль, а дух или разум, не имеющий
мыслей, следовательно, немыслящий, не является, конечно, духом и разумом, точно
так же как свет, который не светит, не есть свет (ибо что такое разум в этом
отношении, как не деятельность мышления или мыслей?), то названная теория,
собственно, выводит дух, разум из чувств. Но трудно понять, как без разума
можно прийти к разуму, без мышления — к мышлению, без мыслей — к мыслям, как
разум возникает из чувств. Поэтому уже Лейбниц прекрасно говорит по этому
поводу о Локке, который предлагал по существу ту же теорию происхождения
понятий и познаний, что и Гассенди: “Он не обратил внимания на то, что понятия
“сущность”, “субстанция”, “тождество”, затем понятия истины и добра и многие
другие врождены нам потому, что дух врожден сам себе, то есть выполняет
врожденные функции, и в известном смысле сам в себе открывает все эти понятия.
Таким образом, можно действительно сказать; в мышлении не может возникнуть
ничего, что не было ранее дано в чувствах, кроме самого мышления”. Поэтому
теория представлений Гассенди имеет своим принципом ставшее лишь в новое время
общепризнанным и лежащее в основе почти всех теорий познания и души
отождествление или, правильнее, смешение духа, души, разума с отдельным
чувственным, определенным индивидом. Ибо последний как чувственное единичное
существо необходимо приходит сначала посредством чувственного к мышлению и к
сознанию общего; но общие идеи и мысли возникают или вытекают realiter из
отдельных чувственных представлений так же мало, как возникает realiter разум в
каждом и с каждым индивидом. Для индивида они, конечно, возникают, но это
возникновение относится лишь к индивиду, это лишь видимое, а не реальное
возникновение. Таким образом, в этой теории видимость принимается за предмет.
Эта критика теории познания Гассенди стоит на точке зрения, которую я
охарактеризовал в моих “Основах философии”, § 9—18, где человек превращает
сущность бога в разум, поэтому о происхождении разума и общих понятий можно
говорить столь мало, как с точки зрения теизма о происхождении бога. Но так как
опыт указывает на развитие разума, то с этой точки зрения не остается ничего
иного, как признать за ним лишь кажущееся или субъективное значение.