Есть
четыре различных вида познания. Душу мы
познаем не так, как тела вне нас, через её
идею; мы видим её не в боге, а только познаем
через самочувствие или сознание. Поэтому
наше познание о ней несовершенно. Мы не
знаем о душе ничего, кроме того, что мы
узнаем о ней посредством чувства. Если бы мы
никогда не имели чувства боли, теплоты,
света, то мы не могли бы узнать, имеет ли
наша душа восприимчивость к этим чувствам.
Если же мы видели бы в боге идею,
соответствующую нашей душе, то мы могли бы
одновременно познать все её возможные
свойства так же, как в идее протяжения мы
познаем все возможные свойства последнего.
То,
что мы узнаем о душе, всего лишь ничто по
сравнению с тем, что она представляет сама
по себе. Ибо наше сознание о нас самих дает
нам, может быть, наименьшее представление о
нашей сущности. Поэтому мы не имеем такого
совершенного познания о природе души, как о
природе тел, хотя мы гораздо яснее
усматриваем существование нашей души, чем
существование нашего тела и окружающих нас
тел. Поэтому мы не можем дать определений
для модификаций или свойств души. Ибо так
как мы не познаем ни душу, ни её модификации
через идеи, но только через ощущения и такие
ощущения, как боль, удовольствие, теплота,
не связаны со словами, то ясно, что, если кто-либо
никогда не испытал чувств удовольствия или
боли, он не мог бы получить познания их
через определения. Поэтому мы сами для себя
совершенно темны и непрозрачны; чтобы
видеть себя, мы должны смотреть на себя со
стороны; и не познаем нашей сущности, пока
не будем созерцать себя в том, кто есть наш
свет и в ком лишь все вещи становятся светом.
Ибо вне бога даже самые духовные субстанции
совершенно невидимы.
Но
души других людей и чистые духи мы познаем
только путем предположений. Мы не познаем
их ни в них самих, ни через их идеи, и так как
они отличны от нас, то мы не можем познать их
также путем сознания. Мы только
предполагаем, что души других людей таковы
же, как наши. Мы утверждаем, что они имеют те
же чувства, как мы, и даже, когда эти чувства
не имеют никакого отношения к телу, мы
уверены, что мы не заблуждаемся, ибо мы
видим в боге известные неизменные идеи и
законы, из которых мы с уверенностью
познаем, что бог действует на другие духи
так же, как на нас. Но мы познаем предметы
через себя самих и без идей, если они
интеллигибельны и познаваемы через себя
самих, то есть если они действуют на дух и
потому могут открываться ему, ибо рассудок
есть чисто пассивная способность души. Но
только одного бога мы познаем через него
самого, ибо хотя вне его есть ещё другие
духовные сущности, которые также кажутся
познаваемыми по своей природе, но только
один бог может действовать в духе и
открываться ему. Поэтому мы имеем
непосредственное и прямое созерцание
одного только бога, ибо лишь один он может
просвещать дух через свою собственную
субстанцию, и потому в этой жизни лишь наше
единство с богом является причиной того,
что мы способны познавать то, что мы познаем.
Невозможно думать, что нечто сотворенное
может представлять бесконечное, что
сущность без ограничения, бесконечная,
всеобщая сущность может быть представлена
через идею, то есть особенную сущность,
отличную от всеобщей и бесконечной
сущности. Что же касается особенных
сущностей, то не трудно понять, что они
могут быть представлены через бесконечную
сущность, которая содержит их в своей в
высшей степени действенной и,
следовательно, в высшей степени
интеллигибельной субстанции. Поэтому мы
должны утверждать, что мы познаем бога
через него самого, хотя наше познание его в
этой жизни весьма несовершенно.