Та безосновная, непостижимая, природная и не
сотворенная в себе самой, лишь единая воля, которая есть ничто и все,
называется и есть единый бог, который постигает и находит себя в себе самом и
рождает бога из бога (Выбор благодати, гл. I, 4).
Именно первая, безначальная, единая воля,
которая не есть ни зло, ни добро, рождает в себе единое вечное благо как
постижимую волю, сына безосновной воли, но одинаково вечного в безначальной
воле, и эта другая воля есть вечная восприимчивость и находимость (Findlichkeit),
так как ничто находит себя в чем-то в себе самом; ибо постигнутая воля есть
сила и духовное тело отца как центр божества, в котором первая воля есть нечто
(там же, 22) и, находимая как безосновная воля, исходит через свое вечно
найденное и переводит себя в вечную созерцаемость себя самой (там же, 5).
Безосновная воля называется вечным отцом, а
постигнутая, рожденная воля безосновного называется его рожденным или
врожденным сыном, ибо он есть сущее (ens) безосновного, в котором безосновное
постигает себя в основе. А исход безосновной воли через постигнутого сына или
сущее называется духом, ибо он выводит постигнутое сущее из себя в ткань или
жизнь воли, как жизнь отца и сына, и вышедшее есть стремление (Lust) как
найденное (gefundene) вечного ничто, ибо отец, сын и дух всегда видят и находят
себя, и называется мудростью или созерцаемостью бога (там же, 6).
Вечное ничто постигает себя глазом или вечным
зрением как собственную самосозерцаемость, восприимчивость и находимость (там
же, 8). Все силы, цвета, чудеса и сущности находятся в этой вечной
самосозерцаемости или мудрости, но все имеет равный вес и меру без свойств. Она
есть найденное в себе самой стремление или влечение к чему-то, стремление
нахождения свойств (9); здесь все силы суть одна сила, которая есть
восприимчивое, находимое (findliche) божество в себе самом, в единой воле и
сущности, без всякой различимости (12). Нельзя сказать: гневный бог или
милосердный бог, ибо здесь нет причины ко гневу, а также к любви, так как он
сам единая любовь, который вводит себя в чистую любовь и троичность и рождает
их (там же, 21).
Таким образом, из вечного единства возникают
три действия: веление — отец, стремление — сын и св. дух. Единство есть воление
себя самого, стремление — действительная сущность воления и вечная радость
восприимчивости в волений, а св. дух — исходящая роля через стремление силы или
восприимчивость воли. Если бы в вечном единстве не было такой стремящейся
восприимчивости и исходящего действия троицы, то единство было бы вечной
тишиной как ничто и не было бы ни природы, ни творения.