§
63. Принцип объективной достоверности и
познание
Декарт
продолжает: “Так как я убежден, что бог —
бесконечное существо, содержащее в себе
всякое совершенство, то я убежден также, что
бог никогда не обманывает меня и не вводит в
заблуждение, ибо заблуждение, обман есть
нереальность и потому, как таковое, не может
принадлежать богу”. Скорее он высшая
правдивость, источник всякого света. Так
что противоречило бы его сущности мыслить
его как собственную и положительную
причину наших заблуждений. Отсюда
необходимо следует, что свет природы, или
данная нам богом способность познания,
никогда не может познать объект, который
неверен, поскольку он познается, то есть,
постигается ясно и отчетливо. Ибо бога
можно было бы справедливо назвать
обманщиком, если бы он дал нам способность
познания, которая была бы искажена и ложь
считала бы истиной. Поэтому теперь исчезает
прежнее сомнение, возникшее во мне, потому
что я не знал, не имел ли я такой природы,
которая обманывает меня в самом очевидном.
Поэтому через уверенность в реальности и
правдивости бога я убеждаюсь также в том,
что существуют материальные вещи, ибо
представления о материальных вещах я
произвожу не из самого себя, напротив, они
возникают часто против моей воли и без
моего содействия. Я усматриваю вполне ясно,
что они исходят из самих вещей, поэтому бог
обманывал бы меня, если бы они исходили из
какого-либо иного места, а не из вещей,
следовательно, материальные вещи
существуют. Точно так же я убеждаюсь, что я
тесно связан с толом. Поэтому достоверность
всякого познания зависит только от
познания бога, так что, прежде чем мы
познаем бога, мы ничего не можем знать в
совершенстве”. Таким образом, дух в
сознании бога поднялся с точки зрения
простой самодостоверности к сознанию
истины и бесконечности, однако он не
выходит из себя самого, ибо сознание бога в
свою очередь есть лишь уверенность в себе
самом, бог же представляет лишь
подтверждение и удостоверение того, в чем
он уверен из самого себя, лишь гарантию, что
все, что он понимает ясно и отчетливо,
истинно. “Нет сомнения, что бог в состоянии
создать все, что может восприниматься ясно
и отчетливо, и я никогда не считал
невозможным чего-либо по иной причине, как
потому, что оно не представлялось мне
вполне отчетливо”. Таким образом, у Декарта
бог по крайней мере в этом отношении имеет
уже то значение, какое он получил почти
везде в новое время, но лишь с большим
различием в том, что у Декарта бог есть
утверждение мыслящего духа, а позднее он
получил значение утверждения субъективных
пожеланий сердца.