Люди должны думать не столько о том, что они должны делать,
сколько о том, каковы они суть.
Майстер Экхарт
Чем ничтожнее твое бытие, чем меньше ты проявляешь свою
жизнь, тем больше твое имущество, тем больше твоя отчужденная жизнь…
Карл Маркс
Предисловие
В данной книге я вновь обращаюсь к двум главным темам,
которые рассматривались мной в предыдущих работах. Во-первых, я продолжил в ней
свои исследования в области радикально-гуманистического психоанализа,
сконцентрировав внимание на анализе эгоизма и альтруизма как двух основных
ориентаций характера. В конце книги, а именно в третьей части, получила
дальнейшее развитие тема, которой я непосредственно касался в книгах "Здоровое
общество" и "Революция надежды": кризис современного общества и возможности его
преодоления. При этом неизбежно повторение ранее высказанных мыслей, но я
надеюсь, что новая точка зрения, с которой написана эта небольшая работа, а
также тот факт, что я расширил в ней рамки своих прежних концепций, послужат
компенсацией даже для тех читателей, которые знакомы с моими предыдущими
работами.
Название этой книги почти идентично названию двух других,
ранее вышедших книг. Я имею в виду "Быть и иметь" Габриеля Марселя и "Обладание
и бытие" Бальтазара Штеелина. Все три книги написаны в духе гуманизма, но авторы
совершенно по-разному подходят к проблеме: Марсель рассматривает ее с
теологической и философской точек зрения; книга Штеелина представляет собой
конструктивное обсуждение материализма в современной науке и является
своеобразным вкладом в Wirklichkeitsanalyse; данная же книга содержит
эмпирический психологический и социальный анализ двух способов существования. Я
рекомендую названные выше книги Марселя и Штеелина тем читателям, которые
действительно интересуются этой темой.
(До недавнего времени я не знал об издании
английского перевода книги Марселя и потому читал ее в великолепном
переводе, который был сделан специально для меня Беверли Хьюзом. В
Библиографии же указан изданный перевод книги.).
Для того чтобы книга была более читабельной, число
подстрочных примечаний, а также их объем сведены к минимуму. Точные названия
книг, ссылки на которые встречаются в тексте в скобках, следует искать в
Библиографии.
Теперь мне осталось лишь выполнить приятную обязанность и
выразить свою признательность тем, кто способствовал улучшению содержания и
стиля этой книги.
Прежде всего я хочу принести благодарность Райнеру Функу,
оказавшему мне большую помощь: наши продолжительные беседы с ним помогли мне
глубже понять тонкости христианской теологии; он безотказно снабжал меня
рекомендациями по теологической литературе; он несколько раз прочитал рукопись,
и его блестящие конструктивные предложения и критические замечания в
значительной мере помогли мне улучшить ее и устранить некоторые ошибки. Я очень
благодарен Марион Одомирок, чье тщательное редактирование помогло сделать эту
книгу намного лучше.
Я приношу благодарность Джоан Хьюз, терпеливо и
добросовестно печатавшей все многочисленные варианты рукописи и внесшей
несколько прекрасных предложений по части языка и стиля книги. И наконец, я
хотел бы выразить свою признательность Анни Фромм, прочитавшей рукопись в
нескольких вариантах и всякий раз вносившей много ценных идей и предложений.