Функция нового общества -- способствовать возникновению нового
Человека, структура характера которого будет включать следующие
качества:
-- Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в
полной мере быть.
-- Чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе,
основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на
внутренней потребности человека в привязанности, заинтересованности, любви,
единении с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над
миром и таким образом стать рабом своей собственности.
-- Осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать
смысл нашей жизни и что только полная независимость и отказ от вещизма могут
стать условием для самой плодотворной деятельности, направленной на служение
своему ближнему. -- Ощущение себя на своем месте.
-- Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и
эксплуатаций.
-- Любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях, понимание, что священна
жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, не власть и не все то, что
мертво.
-- Стремление умерить, насколько возможно, свою отличность, ослабить чувство
ненависти, освободиться от иллюзий.
-- Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, поскольку каждый достиг такого
состояния, когда никакие иллюзии просто не нужны.
-- Развитие способности к любви наряду со способностью к критическому,
реалистическому мышлению.
-- Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений,
которые внутренне присущи человеческому существованию.
-- Всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни.
-- Понимание того, что для достижения этой цели необходимы
дисциплинированность и реалистичность.
-- Понимание того, что никакое развитие не может происходить вне какой-либо
структуры, а также понимание различия между структурой как атрибутом жизни и
"порядком" как атрибутом безжизненности, смерти.
-- Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а
как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим
невыносимым условиям.
-- Стремление не обманывать других, но и не быть обманутым; можно прослыть
простодушным, но не наивным. -- Все более глубокое и всестороннее самопознание.
-- Ощущение своего единения с жизнью, то есть отказ от подчинения, покорения и
эксплуатации природы, от истощения и разрушения ее, стремление понять природу и
жить в гармонии с ней.
-- Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не
клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой
момент может столкнуться с альтернативой -- развитие или разрушение, жизнь или
смерть.
-- Понимание того, что зло и разрушение -- неизбежные
следствия неправильного развития.
- Понимание того, что лишь немногим удается достичь
совершенства по всем этим пунктам, и вместе с тем отсутствие амбициозного
стремления “достичь цели”, поскольку известно, что подобные амбиции - всего лишь
иное выражение алчности и ориентации на обладание.
- Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того,
что уготовано нам судьбой, ибо жизнь в меру своих сил приносит человеку такое
удовлетворение, что едва ли остается место для беспокойства о том, чего он мог
бы или не мог бы еще достичь.
В задачи этой книги не входит давать рекомендации по поводу
того, что именно могли бы сделать люди, живущие в современном кибернетическом,
бюрократическом, индустриальном обществе - в “капиталистической” или
“социалистической” его форме, - чтобы преодолеть установку на обладание и
увеличить сектор бытия. Для этого потребовалась бы еще одна книга, которую можно
было бы назвать “Искусство быть”. Однако в последние годы было опубликовано
много книг о путях достижениях общего блага. Одни из них весьма полезны, другие
же не приносят ничего, кроме вреда, ибо лишь обманывают читателя, эксплуатируя
новый рынок, возникший в связи со стремлением людей избежать катастрофы.
Некоторые важные книги, которые могут оказаться полезными для тех, кто проявляет
серьезный интерес к проблеме достижения благоденствия, указаны в Библиографии.