Социальный характер имеет еще одну важную функцию, помимо функции
удовлетворения потребностей общества в определенном типе характера и
обусловленных этим характером потребностей индивида. Он призван удовлетворять
внутренне присущие человеку религиозные потребности. Следует пояснить, что слово
"религия" употребляется здесь не для обозначения системы, обязательно связанной
с понятием бога или идолов, или даже какой-либо системы, воспринимаемой как
религия, а для обозначения любой системы взглядов и действий, которой
придерживается какая-либо группа людей и которая служит индивиду схемой
ориентации и объектом поклонения. В таком широком смысле слова ни одна
культура прошлого или настоящего, да, по-видимому, и будущего, не может
рассматриваться как культура без религии.
Такое определение "религии" ничего не говорит о ее специфическом содержании.
Люди могут поклоняться животным, деревьям, золотым или каменным идолам,
невидимому богу, святому или злобному вождю; они могут поклоняться своим
предкам, своему народу, классу или партии, деньгам или успеху. Их религия может
способствовать развитию разрушительных сил или любви, господства или
солидарности; она может благоприятствовать развитию разума или парализовать его.
Люди могут относиться к такой системе как к религии и отличать ее от всего
светского, либо они могут считать, что у них вообще нет никакой религии, и
рассматривать свою приверженность таким якобы вполне светским целям, как власть,
деньги или успех, исключительно как стремление ко всему практичному и выгодному.
И вопрос вовсе не в том, религия это или нет, а в том, какова эта
религия: способствует ли она дальнейшему развитию человека, реализации
свойственных ему сугубо человеческих способностей или же препятствует его
развитию.
Всякая конкретная религия, если только она действительно мотивирует
поведение, -- это не просто сумма доктрин и верований; она коренится в
специфической структуре характера индивида и -- поскольку она является религией
группы людей -- в социальном характере. Таким образом, религиозные установки
можно рассматривать как один из аспектов структуры нашего характера, ибо мы
-- это то, чему мы преданы, а то, чему мы преданы, -- это то, что мотивирует
наше поведение. Однако часто индивид даже не осознает, что является
действительным объектом его личного поклонения, и принимает свои "официальные"
представления, взгляды за подлинную, хотя и тайную религию. И если, к
примеру, человек поклоняется власти и при этом проповедует религию любви, то
религия власти и есть его тайная религия, тогда как его так называемая
официальная -- например христианская -- религия всего лишь идеология.
Религиозная потребность коренится в основных условиях существования
человеческого вида. Мы составляем такой же биологический вид, как и
шимпанзе, лошадь или ласточка. Каждый вид можно определить с помощью его
специфических физиологических и анатомических признаков.
Существует общепринятое определение человеческого вида в терминах биологии. Я
считаю, что человеческий вид, то есть человеческую природу, можно определить
также и психологически. В ходе биологической эволюции животного царства
человеческий вид возникает на стыке двух тенденций развития. Одной из них
является все уменьшающаяся детерминированность поведения инстинктами
(слово "инстинкты" употребляется здесь не в современном понимании инстинкта как
исключающего научение, а в смысле органического побуждения). И хотя существует
множество противоречивых взглядов на природу инстинктов, всеми признается, что
чем выше стоит животное на эволюционной лестнице, тем меньше его поведение
детерминировано филогенетически запрограммированными инстинктами.
Процесс непрерывно уменьшающейся детерминированности поведения инстинктами
можно представить как континуум, на одном конце которого находятся низшие формы
эволюции животных, с наибольшей степенью инстинктивной детерминации; это
уменьшение продолжается в ходе эволюции и достигает определенного уровня у
млекопитающих; затем происходит дальнейшее развитие этого процесса у приматов,
но даже у них мы обнаруживаем огромный разрыв между низшими и человекообразными
обезьянами (как это показали в своем классическом исследовании Р. М. и А. В.
Йерксы в 1929 г.). У вида Homo детерминация поведения инстинктами достигла
своего минимума.
Другой тенденцией эволюции животного мира является увеличение мозга,
особенно неокортекса. И здесь эволюцию можно рассматривать как континуум: на
одном конце -- низшие животные с наиболее примитивной нервной структурой и
сравнительно небольшим числом нейронов, на другом -- Homo sapiens с большим
мозгом и более сложной его структурой, что в первую очередь относится к коре,
которая в три раза больше коры головного мозга наших предков -- приматов и
отличается поистине фантастическим числом межнейронных связей.
Принимая во внимание все эти данные, человеческий вид можно определить
следующим образом: это приматы, возникшие в такой момент эволюции, когда
детерминация поведения инстинктами достигла минимума, а развитие мозга --
максимума. Такое сочетание минимальной детерминации инстинктами и
максимального развития мозга никогда прежде не имело места в процессе эволюции
животного мира и -- с биологической точки зрения -- представляет собой
совершенно новый феномен.
Утратив способность действовать под влиянием инстинктов, но обладая
самосознанием, разумом и воображением -- новыми качествами, превосходящими
способность к инструментальному мышлению даже самых разумных приматов, --
человеческие существа, чтобы выжить, нуждались в системе ориентации и объекте
поклонения.
Без карты нашего природного и социального мира -- некой определенным образом
организованной и внутренне связанной картины мира и нашего места в нем -- люди
просто растерялись бы и были бы не способны к целенаправленным и
последовательным действиям, ибо без нее невозможно было бы ориентироваться и
найти отправную точку, позволяющую упорядочивать все обрушивающиеся на каждого
индивида впечатления. Наш мир становится осмысленным, и мы обретаем уверенность,
когда наши представления согласуются с тем, что нас окружает. И даже если карта
мира ложна, она выполняет свою психологическую функцию. Но эта карта никогда не
бывает совершенно ложной, точно так же не бывает она и совершенно правильной.
Она всегда достаточна как приблизительное объяснение разнообразных феноменов,
чтобы служить жизненным целям. И пока жизненная практика свободна от
противоречий и иррациональности, такая карта может действительно соответствовать
реальности.
Поразительно, что не обнаружено ни одной культуры, в которой не существовала
бы такая система ориентации. Не существует и таких индивидов. Люди могут
отрицать, что у них есть такая всеобъемлющая картина мира, и считать, что они
реагируют на различные явления и события жизни от случая к случаю, в
соответствии со своими суждениями. Можно, однако, легко доказать, что они просто
принимают свою собственную философию за нечто само собой разумеющееся, потому
что считают, что судят обо всем просто-напросто с позиции здравого смысла и не
осознают того, что все их представления основываются на общепринятой системе
отсчета. И когда такие люди сталкиваются с диаметрально противоположными
взглядами на жизнь, они называют их "сумасшедшими", "иррациональными" или
"наивными", тогда как себя они неизменно считают "логичными". Глубокая
потребность в какой-либо системе отсчета с особенной очевидностью проявляется у
детей. В определенном возрасте дети часто создают собственные весьма
изобретательные системы ориентации, опираясь на немногочисленные доступные им
данные.
Но одной лишь карты мира недостаточно, чтобы служить руководством к действию;
нам нужна также цель, которая указывала бы, куда идти. У животных нет таких
проблем. Ими руководят инстинкты -- они дают им и карту мира, и цели. Однако,
утратив инстинктивную детерминацию поведения и обладая мозгом, позволяющим нам
обдумывать самые различные направления, которым можно следовать, мы нуждаемся в
объекте всеобщего поклонения -- центре всех наших устремлений и основе всех
наших действительных -- а не только провозглашаемых -- ценностей. Мы нуждаемся в
таком объекте поклонения, чтобы интегрировать свои усилия в одном направлении,
выйти за пределы своего изолированного существования со всеми его сомнениями и
ненадежностью, удовлетворить наши потребности в осмыслении жизни.
Социоэкономическая структура, структура характера и религиозная структура
неотделимы друг от друга. Если религиозная система не соответствует
преобладающему социальному характеру, если она вступает в конфликт с социальной
практикой жизни, то она является лишь идеологией. В таком случае следует искать
скрывающуюся за ней истинную религиозную структуру, даже если мы можем и
не осознавать ее существования, пока энергия, заключенная в религиозной
структуре характера, не сыграет роль динамита и не подорвет данные
социально-экономические условия. Однако поскольку всегда существуют отдельные
исключения из преобладающего социального характера, то находятся отдельные
исключения и из преобладающего религиозного характера. Именно они часто и
становятся лидерами религиозных революций и основоположниками новых религий.
"Религиозная" ориентация как эмпирический стержень всех "высших" религий
часто искажалась в процессе их развития. И не столь уж важно, как именно
индивиды осознают и представляют себе свою собственную ориентацию: они могут
быть "религиозны" и при этом не считать себя таковыми или, напротив, могут быть
"нерелигиозны", хотя и считают себя христианами. У нас нет особого слова для
обозначения эмпирического содержания религии в отрыве от ее
концептуального и институционального аспектов. Поэтому я пользуюсь кавычками,
чтобы обозначить "религиозное" как эмпирическую, субъективную ориентацию,
независимо от той концептуальной структуры, в которой выражается "религиозность"
индивида.