Взаимоотношения между социальным характером и социальной структурой никогда
не носят статичный характер, поскольку оба элемента в этой взаимосвязи
представляют собой бесконечный процесс. Любое изменение одного из факторов
влечет за собой изменение обоих. Многие революционеры считают, что следует
сначала радикально изменить политическую и экономическую структуру, а затем на
втором этапе почти необходимо изменится также и человеческое сознание: как
только будет создано новое общество, почти автоматически возникнет и новый
человек. Они не понимают, что новая элита, обладающая прежним социальным
характером, будет стремиться воссоздать условия старого общества в новых
социально-политических институтах, созданных революцией; что победа революции
обернется ее поражением как революции -- хотя, может быть, и не как исторической
фазы развития общества, проложившей путь к такой социоэкономической структуре,
которая остановилась в своем бурном развитии. Хрестоматийным примером служат
Французская революция и революция в России. Примечательно, что Ленин, не
считавший, что склад характера может оказывать большое влияние на революционную
деятельность, резко изменил свое мнение в последний год жизни, когда отчетливо
увидел отрицательные черты характера Сталина и потребовал в своем завещании,
чтобы Сталин не стал его преемником.
Противоположную позицию занимают те, кто утверждает, что сначала нужно
изменить природу человека -- его сознание, ценности, характер -- и лишь после
этого может быть построено подлинно человеческое общество. История человечества
доказывает, что они неправы. Изменения в психике человека всегда оставались
принадлежностью сугубо частной сферы и ограничивались небольшими оазисами или же
оказывались совершенно неэффективными, когда проповедь духовных ценностей
сочеталась с реализацией на практике ценностей, прямо противоположных.