Бытие существует только здесь и сейчас (hic et nunc). Обладание существует
только во времени -- в прошлом, в настоящем и будущем.
При ориентации на обладание мы привязаны к тому, что накопили в прошлом:
к деньгам, земле, славе, социальному положению, знаниям, детям, воспоминаниям.
Мы думаем о прошлом, и наши чувства -- это воспоминания о прошлых
чувствах (или о том, что мы принимаем за таковые). (В этом заключается сущность
сентиментальности.) Мы суть прошлое, и мы можем сказать: "Я -- это то,
чем я был".
Будущее -- это предвосхищение того, что станет прошлым. И при
установке на обладание оно воспринимается как прошлое, что находит свое
выражение в словах: "У этого человека есть будущее"; это значит, что этот
индивид будет обладать многими вещами, даже если он сейчас их не имеет. В
рекламе компании Форда: "В будущем Вас ждет Форд" -- ударение делается на том,
что вы будете обладать автомобилем; точно так же при некоторых сделках
продаются и покупаются "будущие товары". Основа обладания одна и та же,
независимо от того, с чем мы имеем дело -- с прошлым или будущим.
Настоящее -- это точка, где прошлое встречается с будущим, это станция
на границе двух времен, соединяющая их и качественно ничем от них не
отличающаяся.
Бытие не обязательно существует вне времени, но время вовсе не довлеет над
ним. Художник имеет дело с красками, холстом, кистями, скульптор -- с камнем и
резцом. Но творческий акт, "образ" того, что они намерены создать, выходит за
пределы времени. Это вспышка или множество вспышек, но ощущение времени в таком
"видении" отсутствует. Все это в равной мере относится и к мыслителям. Конечно,
они фиксируют свои мысли во времени, но творческое постижение их -- это
вневременной акт. И это характерно для каждого проявления бытия. Переживание
любви, радости, постижения истины происходит не во времени, а здесь и сейчас.
Эти здесь и сейчас суть вечность, или вневременность. Однако вечность
вовсе не представляет собой бесконечно долгое время, хотя именно такое ошибочное
представление очень распространено.
Говоря об отношении к прошлому, следует сделать одну важную оговорку. Наши
ссылки на прошлое -- это воспоминания, размышления о нем; при таком способе
"обладания" прошлым оно мертво. Однако можно вернуть прошлое к жизни. Можно
пережить какую-нибудь ситуацию нашего прошлого так сильно и живо, как будто она
происходит здесь и сейчас. А это значит, что можно воссоздавать прошлое,
возвращать его к жизни (то есть в символической форме воскрешать умершее). И в
той мере, в какой мы делаем это, прошлое перестает быть прошлым; оно есть
нечто, происходящее здесь и сейчас.
Будущее тоже может переживаться так, словно оно имеет место здесь и сейчас.
Это происходит в тех случаях, когда какое-то будущее событие мы предвидим с
такой точностью, что оно относится к будущему только "объективно", то есть как
внешний факт, но не субъективно, не в нашем внутреннем опыте. Такова природа
подлинной утопической мысли (в отличие от утопических грез); такова основа
истинной веры, которая не нуждается во внешней реализации "в будущем", чтобы
переживаемое стало реальностью.
Понятия прошлого, настоящего и будущего, то есть времени, вошли в нашу жизнь
потому, что они тесно связаны с нашим физическим существованием: ограниченной
продолжительностью нашей жизни, необходимостью постоянно заботиться о своем
организме, природой физического мира, из которого мы черпаем все, что нужно для
поддержания жизни. Ведь жить вечно невозможно; смертным не дано игнорировать
время или быть неподвластным ему. Ритмическая смена дня и ночи, сна и
бодрствования, роста и старения, потребность поддерживать себя работой и
защищать себя -- все эти факторы заставляют нас считаться со временем,
если мы хотим жить, а наш организм заставляет нас хотеть жить. Но одно дело
считаться со временем, и совсем другое -- подчиняться ему. Когда
превалирует принцип бытия, мы считаемся со временем, но не подчиняемся ему.
Когда же превалирует принцип обладания, считаться со временем означает
подчиняться ему. В таком случае вещами являются не только вещи, но вообще
все живое. Время начинает властвовать над нами. В сфере же бытия время
оказывается свергнутым с престола; оно перестает быть идолом, который подчиняет
себе всю нашу жизнь.
В индустриальном обществе власть времени безгранична. Современный способ
производства требует, чтобы любое действие было точно "хронометрировано", чтобы
не только работа на бесконечном конвейере, но и вообще большинство видов нашей
деятельности подчинялись бы фактору времени. Более того, время -- это не только
время, "время -- деньги". Из машины нужно выжать максимум: вот почему машина
навязывает рабочему свой ритм.
Именно посредством машины властвует над нами время. Лишь в часы, свободные от
работы, создается у нас видимость какого-то выбора. И тем не менее мы чаще всего
организуем свой досуг так же, как и работу, или восстаем против тирании времени,
предаваясь абсолютной лени. Однако безделье, если не считать делом неподчинение
времени, -- только иллюзия свободы, на самом деле это всего лишь условное
освобождение от тюрьмы, имя которой -- "время".