Бытие в том смысле, в каком мы его описали, подразумевает
способность быть активным; пассивность исключает бытие. Однако слова “активный”
и “пассивный” принадлежат к числу слов, которые чаще всего неправильно понима-
ЭРИХ ФРОММ. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
292
ются, так как их современное значение полностью отличается от
того, которое эти слова имели со времен классической древности и средневековья
до периода, начавшегося с эпохи Возрождения. Для того чтобы понять, что означает
понятие “бытие”, нужно прояснить смысл таких понятий, как “активность” и
“пассивность”.
В современном языке активность обычно определяется как такое
качество поведения, которое дает некий видимый результат благодаря расходованию
энергии. Так, например, активными можно назвать фермеров, возделывающих свои
земли; рабочих, стоящих у конвейера; торговцев, уговаривающих покупателей купить
ту или иную вещь; людей, помещающих свои или чужие деньги в какое-то
предприятие; врачей, лечащих своих пациентов; клерков, продающих почтовые марки;
чиновников, подшивающих бумаги. И хотя эти виды деятельности могут требовать
разной степени заинтересованности и усилий, с точки зрения “активности” это не
имеет значения. Таким образом, активность - это социально признанное
целенаправленное поведение, результатом которого являются соответствующие
социально полезные изменения.
Активность - в современном смысле слова - относится только к
поведению, а не к личности, стоящей за этим поведением. Неважно, активны ли люди
потому, что их побуждает к этому какая-то внешняя сила, как, например, рабы, или
же они действуют по внутреннему побуждению, как, например, человек, охваченный
тревогой. Неважно и то, интересна ли этим людям их работа — как может быть
интересна она для плотника или писателя, ученого или садовника - или же им
совершенно безразлично, что они делают, и они не испытывают никакого
удовлетворения от своего труда, как рабочие на конвейере или почтовые служащие.
В современном понимании активности не делается различия между
активностью и простой занятостью. Однако между этими двумя
понятиями существует фундаментальное различие, соответствующее терминам
“отчужденный” и “неотчужденный” применительно к различным видам активности. В
случае отчужденной активности я не ощущаю себя как деятельного субъекта своей
активности; скорее я воспринимаю результат своей активности как нечто
такое, что находится “вне меня”, выше меня, отделено от меня и противостоит мне.
При отчужденной активности я, в сущности, не действую, действие совершается
надо мной внешними или внутренними силами. Я отделился от результата своей
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АНАЛИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ДВУМЯ
СПОСОБАМИ СУЩЕСТВОВАНИЯ
293
деятельности. Наилучшим примером отчужденной активности в
области психопатологии является активность людей, страдающих навязчивыми
состояниями. Движимые внутренним побуждением совершать какие-то действия помимо
их собственной воли, например, считать шаги, повторять определенные фразы,
совершать определенные ритуалы, они могут быть чрезвычайно активными в
преследовании этой цели; как убедительно показали психоаналитические
исследования, этими людьми движет некая неосознаваемая ими внутренняя сила.
Столь же ярким примером отчужденной активности может служить постгипнотическое
поведение. Люди, которым во время гипнотического внушения предлагалось сделать
что-то, после пробуждения будут совершать все эти действия, совершенно не
осознавая, что они делают не то, что им хочется, а следуют соответствующим
приказаниям, данным им ранее гипнотизером.
В случае неотчужденной активности я ощущаю самого себя как
субъекта своей деятельности. Неотчужденная активность - это процесс
рождения, создания чего-либо и сохранения связи с тем, что я создаю. При этом
подразумевается, что моя активность есть проявление моих потенций, что я и моя
деятельность едины. Такую неотчужденную активность я называю продуктивной
активностью.
Слово “продуктивная” в том смысле, в котором оно здесь
употребляется, относится не к способности создавать что-то новое или
оригинальное, то есть не к творческой способности, какой может обладать,
например, художник или ученый. Оно относится также и не к результату моей
активности, а к ее качеству. Картина или научный трактат могут быть
совершенно непродуктивными, бесплодными; напротив, тот процесс, который
происходит в людях с глубоким самосознанием или в людях, которые действительно
“видят” дерево, а не просто смотрят на него, или в тех, кто, читая стихи,
испытывает те же движения души, что и поэт, выразивший их словами, этот процесс
может быть очень продуктивным, несмотря на то что в результате его ничего не
“производится”. Продуктивная активность означает состояние внутренней
активности; она не обязательно связана с созданием произведения искусства или
научного труда, или просто чего-то, “полезного”. Продуктивность - это ориентация
характера3 . В своей книге “Бегство от свободы” я использовал термин
“спонтанная активность”, а в более поздних работах - “продуктивная активность”.
ЭРИХ ФРОММ. ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
294
которая может быть присуща всем человеческим существам, если
только они не эмоционально ущербны. Продуктивные личности оживляют все, чего бы
они ни коснулись. Они реализуют свои собственные способности и вселяют жизнь в
других людей и в вещи.
И “активность”, и “пассивность” могут иметь два совершенно
различных значения. Отчужденная активность в смысле простой занятости фактически
является “пассивностью” в смысле продуктивности, тогда как пассивность,
понимаемая как незанятость, вполне может быть и неотчужденной активностью.
Причина того, что сегодня все это трудно понять, в том, что активность чаще
всего является отчужденной “пассивностью”, в то время как продуктивная
пассивность встречается крайне редко.