Чтобы полнее охарактеризовать принцип обладания,
который мы здесь рассматриваем, необходимо сделать еще одно уточнение и
показать функцию экзистенциального обладания; само человеческое
существование в целях выживания требует, чтобы мы имели и сохраняли
определенные вещи, заботились о них и пользовались ими. Это относится к
нашему телу, пище, жилищу, одежде, а также к орудиям производства,
необходимым для удовлетворения наших потребностей. Такую форму обладания
можно назвать экзистенциальным обладанием, потому что оно коренится в
самих условиях человеческого существования. Оно представляет собой
рационально обусловленное стремление к самосохранению - в отличие от
характерологического обладания, страстного желания удержать и сохранить,
о котором шла речь до сих пор и которое не является врожденным, а
возникло в результате воздействия социальных условий на биологически
данный человеческий вид.
Экзистенциальное обладание не вступает в конфликт с
бытием; характерологическое же обладание необходимо вступает в такой
конфликт. Даже те, кого называют "справедливыми" и "праведными", должны
желать обладать в экзистенциальном смысле, поскольку они люди, тогда как
средний человек хочет обладать и в экзистенциальном и
характерологическом смысле (см. обсуждение экзистенциальной и
характерологической дихотомий в моей книге "Человек для самого себя").