Понять суть принципа обладания нам поможет
обращение к одному из наиболее важных открытий Фрейда, считавшего, что
все дети в своем развитии после этапа чисто пассивной рецептивности и
этапа агрессивной эксплуатирующей рецептивности, прежде чем достичь
зрелости, проходят этап, названный Фрейдом анально-эротическим. Фрейд
обнаружил, что этот этап часто продолжает доминировать в процессе
развития личности и в таких случаях ведет к развитию анального
характера, то есть такого характера, при котором жизненная энергия
человека направлена в основном на то, чтобы иметь, беречь и копить
деньги и вещи, а также чувства, жесты, слова, энергию. Это характер
скупца, и скаредность обычно сочетается в нем с такими чертами, как
любовь к порядку, пунктуальность, упорство и упрямство, - причем каждая
из них выражена сильнее обычного. Важным аспектом концепции Фрейда
является указание на существование символической связи между деньгами и
фекалиями - золотом и грязью, связи, примеры которой он приводит. Его
концепция анального характера как характера, застывшего в своем развитии
и не достигшего полной зрелости, фактически представляет собой острую
критику буржуазного общества XIX века, в котором качества, присущие
анальному характеру, были возведены в норму морального поведения и
рассматривались как выражение "человеческой природы". Фрейдовское
уравнивание денег с фекалиями выражает скрытую, хотя и неумышленную,
критику буржуазного общества и его собственнической природы, критику,
которую можно сравнить с анализом роли и функции денег в
"Экономическо-философских рукописях" Маркса.
В данном контексте не имеет столь большого значения
то, что Фрейд считал первичной особую стадию развития либидо, а
вторичной - формирование характера (хотя, по моему мнению, характер -
это продукт межличностного общения в раннем детстве, и прежде всего
продукт социальных условий, способствующих его формированию). Важно то,
что Фрейд считал, что превалирующая ориентация на собственность
возникает в период, предшествующий достижению полной зрелости, и
является патологической в том случае, если она остается постоянной.
Иными словами, для Фрейда личность, ориентированная в своих интересах
исключительно на обладание и владение, - это невротическая, больная
личность; следовательно, из этого можно сделать вывод, что общество, в
котором большинство его членов обладают анальным характером, является
больным обществом.