Новый завет продолжает развивать идеи Ветхого
завета, идеи протеста против собственнической структуры существования.
Этот протест в Новом завете носит даже более радикальный характер, чем в
Ветхом завете. Ветхий завет - творчество номадов-скотоводов и
независимых крестьян, а не нищего угнетенного класса.
Тысячелетие спустя фарисеи - те ученые мужи,
которые написали Талмуд, - представляли средний класс - от бедняков до
хорошо обеспеченных членов общества. Обе группы проникнуты духом
социальной справедливости, защиты бедняков, помощи всем обездоленным и
беззащитным, например вдовам И национальным меньшинствам (gerim). Однако
в целом они не заклеймили богатство как зло, не считали его
несовместимым с принципом бытия (см. книгу Луиса Финкелстайна
"Фарисеи").
Первые христиане, напротив, представляли собой в
основном группу бедных, обездоленных, угнетенных, презираемых, одним
словом, париев общества, которые, подобно некоторым ветхозаветным
пророкам, жестоко критиковали богатых и власть предержащих,
бескомпромиссно осуждали богатство, светскую и церковную власть и
клеймили их как явное зло (см. книгу "Догма о Христе"). И действительно,
как говорил Макс Вебер, Нагорная проповедь - это манифест великого
восстания рабов.
Ранних христиан объединял дух человеческой
солидарности, который иногда находил свое непосредственное выражение в
идее общинной собственности на все материальные блага (А. Ф. Утц
обсуждает вопросы общинной собственности у ранних христиан и аналогичные
примеры из древнегреческой истории, которые, вероятно, были известны
Луке).
Особенно явственно проявляется этот революционный
дух раннего христианства в самых древних частях Евангелия, известных
христианским общинам, которые еще не отделились от иудаизма. (Эти
наиболее древние части Евангелия могут восходить к общему источнику -
Матфею и Луке - и называются специалистами по истории Нового завета "Q"
- от немецкого Quelle, что значит "источник". Зигфрид Шульц посвятил
этому вопросу фундаментальную работу, в которой он разграничивает более
ранний и более поздний пласты традиции "Q".)
В этих высказываниях центральным постулатом
является то, что люди должны избавиться от всяческой алчности и жажды
наживы и полностью освободиться от структуры обладания и, наоборот, что
позитивные этические нормы коренятся в этике бытия, общности и
солидарности. Это основное этическое положение применимо и к отношениям
между людьми, и к отношению человека к вещам. Решительный отказ от
собственных прав [Евангелие от Матфея, V, 39 - 42; от Луки, VI, 29 и
далее) и заповедь "возлюби врага своего" [Евангелие от Матфея, V, 44-
48; от Луки, VI, 27 и далее, 32--36] подчеркивают, причем даже с большей
силой, чем заповедь Ветхого завета "возлюби своего ближнего", глубокую
заботу о других людях и полный отказ от всяческого эгоизма. Заповедь,
призывающая даже не судить других [Евангелие от Матфея, VIII, 1--5, от
Луки, VI, 37 и далее, 41 и далее], является дальнейшим развитием
принципа забвения своего "Я", чтобы полностью посвятить себя пониманию и
счастью других.
Так же решительно следовало отказаться и от
обладания вещами. Древнейшие нормы общинной жизни требовали полного
отказа от собственности; они предостерегали от накопления богатств: "Не
собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры
подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль,
ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут; ибо где
сокровище ваше, там будет и сердце ваше" [Евангелие от Матфея, VI,
19--21; от Луки, XII, 33 и далее]. В таком же духе говорит и Иисус:
"Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие" [Евангелие от Луки,
VI, 20; от Матфея, V, 3]. И в самом деле, раннее христианство - это
община нищих и страждущих, проникнутых апокалипсическим убеждением, что
настало время для окончательного исчезновения существующего порядка,
согласно Божественному плану спасения.
Апокалипсическая концепция "Страшного суда" - одна
из версий мессианства, имевшая хождение в некоторых иудаистских кругах
того времени. Окончательному спасению и Страшному суду будет
предшествовать период хаоса и разрушения, время, столь ужасное, что в
Талмуде раввины молили бога о том, чтобы им не довелось жить в это
время. Новым же в христианстве было то, что Иисус и его последователи
считали, что время это теперь (или в ближайшем будущем) с появлением
Иисуса уже наступило.
Действительно, нельзя не провести параллель между
положением ранних христиан и тем, что происходит в мире сейчас. Немало
людей - ученых, а не религиозных фанатиков (за исключением организации
"Свидетели Иеговы") - убеждены в том, что мир приближается к
окончательной катастрофе. Это разумный и научно обоснованный взгляд на
вещи. У первых христиан было совершенно иное положение. Они населяли
крохотную часть Римской империи в период ее могущества и славы. Не было
никаких тревожных признаков катастрофы. И тем не менее эта группка нищих
палестинских евреев была убеждена в скором упадке этой могущественной
империи. Конечно, строго говоря, они заблуждались, поскольку вторичное
явление Иисуса не состоялось, его смерть и воскресение интерпретируются
в Евангелии как начало новой эры, и после смерти императора Константина
была предпринята попытка передать посредническую роль Иисуса папской
церкви. В конечном счете для всех практических целей церковь стала
олицетворять - правда, фактически, а не теоретически - новую эру.
Следует более серьезно относиться к раннему
христианству, чем это делает большинство людей, чтобы прочувствовать тот
почти неправдоподобный радикализм этой малочисленной группы людей,
которая вынесла приговор существующему миру, основываясь лишь на своем
моральном убеждении и ни на чем более. Вместе с тем большинство иудеев,
не принадлежавших к беднейшей и наиболее угнетаемой части населения,
избрали иной путь. Они отказались верить, что уже настала новая эра, и
продолжали ждать Мессию, который придет тогда, когда все человечество (а
не только евреи) достигнет такого момента в своем развитии, что можно
будет установить царство справедливости, мира и любви в историческом, а
не в эсхатологическом смысле.
Источник "Q" сравнительно позднего происхождения
относится к одному из последующих этапов развития христианства. И здесь
мы обнаруживаем все тот же принцип, выраженный в весьма сжатой форме в
рассказе об искушении Иисуса Сатаной. В этом рассказе осуждаются жажда
вещей, стремление к власти и другие проявления принципа обладания. В
ответ на первое искушение - превратить камни в хлебы (символическое
выражение жажды материальных ценностей) - Иисус отвечает: "Не хлебом
одним будет жить человек, но всяким слово, исходящим из уст Божиих"
[Евангелие от Матфея, IV, 4; от Луки, IV, 4]. Потом Сатана искушает
Иисуса обещанием дать ему полную власть над природой (путем нарушения
законов тяготения) и, наконец, обещает ему неограниченную власть, право
владения всеми царствами на земле, но и это Иисус отвергает [Евангелие
от Матфея, VI, 5--10; от Луки VI, 5--12]. (Райнер Функ обратил мое
внимание на тот факт, что искушение Иисуса происходит в пустыне, и тем
самым вновь возникает тема Исхода.) Иисус и Сатана олицетворяют здесь
два противоположных принципа. Сатана олицетворяет все, что связано с
материальным потреблением, с властью над природой и человеком. Иисус же
олицетворяет начало бытия, а также идею, согласно которой отказ от
обладания есть предпосылка бытия. С евангельских времен мир следует
принципам Сатаны. Но даже торжество этих принципов не могло свести на
нет порыв осуществить истинное бытие, выраженный Иисусом наряду со
многими другими великими Учителями до и после него.
Этический ригоризм, связанный с отрицанием
ориентации на обладание в пользу ориентации на бытие, обнаруживается
также в распорядке жизни некоторых еврейских общин, таких, как ессеи *, и
та община, в которой были составлены рукописи Мертвого моря **. Такая
ориентация прослеживается на протяжении всей истории христианства в
деятельности религиозных группировок, проповедовавших обет нищеты и
отказ от собственности.
[* Ессеи - приверженцы общественно-религиозного
течения в Иудеи во второй половине II в. до н. э.- 1 в. н. э., одного из
главных предшественников христианства. - Прим. перев.
** Рукописи Мертвого моря - рукописи, найденные в
1947 г. в пещерах на западном побережье Мертвого моря. Большая часть их
датируется II в. до н. э. - II в. н. э., остальные IV - VIII вв. н. э.
Создавшая их так называемая Кумранская община соблюдала строгую общность
имущества; она отождествляется большинством специалистов с ессеями. -
Прим. перев.] Еще одно проявление радикальных концепций раннего
христианства может быть - в той или иной степени - обнаружено в писаниях
отцов церкви, на которых оказали влияние идеи древнегреческой философии
о частной и общинной собственности.
Размеры данной книги не позволяют мне
сколько-нибудь подробно рассмотреть эти учения, а также соответствующую
теологическую и социологическую литературу *. В целом нельзя отрицать тот
факт, что для ранних церковных мыслителей было характерно - хотя и в
разной степени - резкое осуждение роскоши и корыстолюбия, презрение к
богатству; правда, по мере того как церковь превращалась во все более
могущественный институт, эти взгляды становились все менее радикальными.
В середине второго столетия Юстин ** пишет: "Мы, кто
однажды возлюбил превыше всего богатства [движимое имущество] и
собственность [землю], обращаем теперь все, что мы имеем, в общую
собственность и делимся ею с теми, кто живет в нужде". В "Послании к
Диогнету" (также II век н. э.) есть очень интересный отрывок,
напоминающий выраженную в Ветхом завете мысль о бесприютности: "Всякая
чужая страна - их [христиан] отечество, и каждое отечество для них
чужое". Тертуллиан *** (III век) рассматривал торговлю как результат
корыстолюбия, он отрицал ее необходимость у людей, чуждых жадности и
алчности. Он утверждал, что торговля всегда таит в себе опасность
идолопоклонства. Корнем всех зол он считал корыстолюбие ****.
[* См. работы А. Ф. Утца, О. Шиллинга, Г. Шумахера
и др.
** Юстин Великомученик, святой (100--163 гг. н. э.),
раннехристианский мыслитель. - Прим. перев.
*** Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 220) - христианский теолог и писатель.
- Прим. перев.
**** Вышеупомянутые отрывки взяты из работы Отто
Шиллинга; см. также приводимые им цитаты из К. Фарнера и Т. Зоммерлада.]
Для Василия Великого * как и для других отцов
церкви, цель всех материальных благ - служить людям; для него характерна
следующая постановка вопроса: "Тот, кто отбирает у другого одежды,
называется вором; но разве тот, кто может, но не дает одежду бедняку,
заслуживает иного имени?" (цитируется Утцем). Василий подчеркивал, что
изначально вещи принадлежали всем, и некоторые авторы усматривают в его
трудах коммунистические тенденции. Я закончу это краткое изложение
предостережением Иоанна Златоуста ** (IV век): ничто не следует
производить или потреблять в чрезмерном количестве. Он заявляет: "Не
говорите: "Я пользуюсь тем, что мне принадлежит", - вы пользуетесь тем,
что не ваше; потворство и эгоизм делают все ваше не вашим; вот почему я
называю это не вашим добром, потому что вы пользуетесь им с ожесточением
в сердце и утверждаете, что так правильно, что вы один живете на то, что
ваше".
[* Василий Великий (Василий Кесарийский) (ок.
330--379), святой (один из "трех святителей"), церковный деятель,
теолог, философ-платоник, представитель патристики. - Прим. перев.
** Иоанн Златоуст (ок. 350--407), с 398 г.- епископ
Константинополя, церковный деятель, известный проповедник, сторонник
аскетизма. - Прим. перев.]
Я мог бы и дальше продолжать цитировать взгляды
отцов церкви, согласно которым частная собственность и эгоистическое
использование любой собственности безнравственны. Но даже эти
немногочисленные приведенные здесь высказывания свидетельствуют о
постоянном отрицании ориентации на обладание начиная с евангельских
времен, на протяжении всего раннего христианства и в последующие века.
Даже Фома Аквинский, выступавший против явно коммунистических сект,
приходит к выводу, что институт частной собственности оправдан лишь
постольку, поскольку он наилучшим образом служит целям удовлетворения
всеобщего благосостояния.
В классическом буддизме еще сильнее, чем в Ветхом и
Новом завете, подчеркивается первостепенное значение отказа от
приверженности к любому виду собственности, в том числе и к своему
собственному "я"; буддизм отрицает концепцию неизменной субстанции и
даже стремление к самосовершенствованию *.
[* Для более глубокого понимания буддизма см.:
Nyanaponika Маhatera. The Heart of Buddhist Meditation; Pathways of
Buddhist Thought: Essays from the Wheel.]