Различие между принципом обладания и принципом бытия в
сфере знания находит выражение в двух формулировках: "У меня есть знания" и "Я
знаю". Обладание знанием означает приобретение и сохранение имеющихся знаний
(информации); знание же функционально, оно участвует в процессе продуктивного
мышления.
Понять, как проявляется принцип бытия применительно к
знанию, нам помогут глубокие высказывания на этот счет таких мыслителей, как
Будда, иудейские пророки, Иисус, Майстер Экхарт, Зигмунд Фрейд и Карл Маркс. По
их мнению, знание начинается с осознания обманчивости наших обычных чувственных
восприятий в том смысле, что наше представление о физической реальности не
соответствует "истинной реальности" и, главным образом, в том смысле, что
большинство людей живут как бы в полусне, пребывая в неведении относительно
того, что большая часть всего, что они почитают за истину или считают
самоочевидным, всего лишь иллюзия, порожденная суггестивным воздействием
социальной среды, в которой они живут. Таким образом, подлинное знание
начинается с разрушения иллюзий, с разочарования [Enttäuschung]. Знать -
значит проникнуть за поверхность явления до самых его корней, а следовательно, и
причин; знать - значит "видеть" действительность такой, какова она есть, без
всяких прикрас. Знать не означает владеть истиной; это значит проникнуть за
поверхность явлений и, сохраняя критическую позицию, стремиться активно
приближаться к истине.
Эта способность творческого проникновения в глубь вещей
отражена в древнееврейском слове jadoa, что означает познать и любить полно и
глубоко.
Будда, Просветленный, призывает людей пробудиться и
освободиться от иллюзорного представления, будто обладание вещами ведет к
счастью. Иудейские пророки призывают людей пробудиться от сна и осознать, что
идолы, которым они поклоняются, являются их собственными творениями, что они
иллюзорны. Иисус говорит: "Истина сделает вас свободными!" Майстер Экхарт
неоднократно раскрывает свою концепцию знания. Рассуждая о боге, он говорит:
"Знание - это не какая-то определенная мысль; оно стремится, скорее, сорвать
[все покровы] и бескорыстно и в наготе своей устремляется к Богу, пока не
достигнет и не постигнет его" [Blakney, с. 243]. ("Нагота" и "нагой" -
излюбленные слова Майстера Экхарта, так же как и его современника, безымянного
автора "Облака неведения".) Согласно Марксу, человек должен уничтожить иллюзии,
чтобы создать такие условия, при которых иллюзии станут ненужными. Фрейдовская
концепция самопознания основана на идее разрушения иллюзий ("рационализаций") в
целях осознания неосознаваемой реальности. (Фрейда, последнего из
философов-просветителей, можно назвать революционным мыслителем - в смысле
философии Просвещения XVIII, а не XX века.)
Всех этих мыслителей волновал вопрос спасения человечества;
все они подвергали критике принятые обществом стереотипы мышления. Для них цель
знания - не достоверность "абсолютной истины", с которой человек чувствует себя
в безопасности, а процесс самоутверждения человеческого разума. Незнание для
тех, кто знает, равносильно знанию, поскольку и то, и другое является частью
процесса познания, хотя незнание в этом случае не тождественно невежеству
бездумных.
Оптимальное знание по принципу бытия - это знать глубже, а
по принципу обладания - иметь больше знаний.
Существующая система образования, как правило, направлена
на то, чтобы научить людей приобретать знания как некое имущество, более или
менее соразмерное той собственности и тому общественному положению, которые они,
по всей вероятности, обеспечат им в будущем. Получаемый людьми минимум знаний
как раз достаточен для того, чтобы должным образом выполнять свои служебные
обязанности. Кроме того, каждый из них получает в отдельной упаковке
"знания-люкс", предназначенные для более полного ощущения собственной
значимости, причем размер каждой упаковки обусловлен вероятным общественным
положением данного лица в будущем. Учебные заведения - это фабрики, производящие
такие упаковки со "всесторонними" знаниями, хотя сами они обычно утверждают, что
их цель - ознакомить учащихся с высочайшими достижениями человеческого разума.
Многие колледжи проявляют особую изобретательность по части распространения
подобных иллюзий. Чего только не предлагают они на этом "шведском столе" знаний
- от философии и искусства Древней Индии до экзистенциализма и сюрреализма.
Учащимся достаточно отведать по кусочку от разных блюд для того, чтоб
чувствовать себя свободно и непринужденно, никто не побуждает их сосредоточиться
на каком-то одном предмете и даже не настаивает на том, чтобы они дочитывали
книгу до конца.