Студенты, ориентированные на обладание, могут слушать
лекцию, воспринимать слова, понимать логическое построение фраз и их смысл и в
лучшем случае дословно записать все, что говорит лектор, в свою тетрадь с тем,
чтобы впоследствии вызубрить конспект и, таким образом, сдать экзамен.
Содержание лекции не становится, однако, частью их собственной системы мышления,
не расширяет и не обогащает ее. Вместо этого такие студенты все услышанное в
лекции просто фиксируют в виде записей отдельных мыслей или теорий в своих
конспектах и сохраняют их. Между студентами и содержанием лекций так и не
устанавливается никакой связи, они остаются чуждыми друг другу, разве что каждый
из студентов становится обладателем некой коллекции чужих высказываний
(сформулированных лектором или заимствованных им из какого-то другого
источника).
У студентов, для которых обладание является главным
способом существования, нет иной цели, как придерживаться того, что они
"выучили", - либо твердо полагаясь на свою память, либо бережно сохраняя свои
конспекты. Им не приходится создавать или придумывать что-то новое, напротив,
индивидам такого типа свежие мысли или идеи относительно какого-либо предмета
внушают немалое беспокойство, ибо все новое ставит под сомнение ту фиксированную
сумму знаний, которой они обладают. В самом деле, человека, для которого
обладание является основным способом его взаимоотношений с миром, те идеи, суть
которых нелегко уловить и зафиксировать (в памяти или на бумаге), пугают - как и
все, что развивается и изменяется, а потому не поддается контролю.
Совершенно по-иному протекает процесс усвоения знаний у
студентов, которые избрали в качестве основного способа взаимоотношений с миром
бытие. Начнем хотя бы с того, что они никогда не приступают к слушанию курса
лекций - даже первой из них, будучи tabulae rasae. Они ранее уже размышляли над
проблемами, которые будут рассматриваться в лекции, у них в связи с этим
возникли свои собственные вопросы и проблемы. Они уже занимались данной темой, и
она интересует их. Они не пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают и
слышат, и, что самое важное, получая информацию, они реагируют на нее активно и
продуктивно. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления. У них
рождаются новые вопросы, возникают новые идеи и перспективы. Для таких студентов
слушание лекции представляет собой живой процесс. Все то, о чем говорит лектор,
они слушают с интересом и тут же сопоставляют с жизнью. Они не просто
приобретают знания, которые могут унести домой и вызубрить. На каждого из таких
студентов лекция оказывает определенное влияние, в каждом вызывает какие-то
изменения: после лекции он (или она) уже чем-то отличается от того человека,
каким он был прежде.
Конечно, такой способ усвоения знаний может превалировать
лишь в том случае, если лектор предлагает материал, стимулирующий интерес
студентов. Переливание из пустого в порожнее не может заинтересовать студентов с
установкой на бытие; они в таких случаях предпочитают вовсе не слушать лектора и
сосредоточиться на своих собственных мыслях.
Здесь следует хотя бы кратко остановиться на слове
"интерес", которое в наши дни стало таким бесцветным и избитым. Основное
значение этого слова заключено в его корне: латинское "inter--esse" означает
"быть в (или) среди" чего-то. Такой живой, деятельный интерес к чему-либо в
среднеанглийском языке обозначался с помощью слова "to list" (прилагательное
"listy"; наречие "listily"). В современном английском языке "to list"
употребляется только в "пространственном" смысле: "a ship lists" *,
первоначальное значение в психологическом смысле осталось только в отрицательном
"listless" **. "То list" означало когда-то "активно стремиться к чему-либо",
"быть искренне заинтересованным в чем-то".
[* Корабль кренится.
** Вялый, апатичный, равнодушный,
безразличный.]
Корень слова тот же, что и у "lust"*, однако "to list"
означало не пассивную отданность, а свободный и активный интерес или стремление
к чему-то. "То list" - одно из ключевых слов "Облака неведения" - произведения
безымянного автора середины XIV века. Тот факт, что в языке это слово
сохранилось только в своем отрицательном значении, говорит об изменении духовной
жизни общества, которое произошло за период с XIII по XX век.