Пагубные последствия этой ошибки были замечены еще в XVIII веке. Дю Маре очень
точно изложил эту проблему в своей посмертно опубликованной работе "Истинные
принципы грамматики" (1769). Он пишет: "Так, в высказывании "У меня есть (я
имею) часы" выражение "У меня есть (я имею)" следует понимать буквально; однако
в высказывании "У меня есть идея (я имею идею)" выражение "У меня есть (я имею)"
употребляется лишь в переносном смысле. Такая форма выражения является
неестественной. В данном случае выражение "У меня есть идея (я имею идею)"
означает "Я думаю", "Я представляю себе это так-то и так-то". Выражение "У меня
есть желание" означает "Я желаю"; "У меня есть намерение" - "Я хочу" и т. д."
Спустя столетие после того, как Дю Маре обратил внимание на это явление замены
глаголов существительными, Маркс и Энгельс в "Святом семействе" обсуждали эту же
проблему, но только более радикальным образом. Их критика "критической критики"
Бауэра включает небольшое, но очень важное эссе о любви, где приводится
следующее утверждение Бауэра: "Любовь… есть жестокая богиня, которая, как и
всякое божество, стремится завладеть всем человеком и не удовлетворяется до тех
пор, пока человек не отдаст ей не только свою душу, но и свое физическое "Я". Ее
культ, это - страдание, вершина этого культа - самопожертвование, самоубийство".
В ответ Маркс и Энгельс пишут: "Бауэр "превращает любовь в "богиню", и притом в
"жестокую богиню", тем, что из любящего человека, из любви человека он делает
человека любви, - тем, что он отделяет от человека "любовь" как особую сущность
и, как таковую, наделяет ее самостоятельным бытием" (Маркс К. и Энгельс Ф., т.
2, с. 22--23). Маркс и Энгельс указывают здесь на важную особенность -
употребление существительного вместо глагола. Существительное "любовь" как некое
понятие для обозначения действия "любить" отрывается от человека как субъекта
действия. Любовь превращается в богиню, в идола, на которого человек проецирует
свою любовь; в результате этого процесса отчуждения он перестает испытывать
любовь, его способность любить находит свое выражение в поклонении "богине
любви". Он перестал быть активным, чувствующим человеком; вместо этого он
превратился в отчужденного идолопоклонника.