Архип
Андрит, корреспондент «Атеистического листка»
БАНКИ ИЗ-ПОД ПИВА И «ПЕДИГРИ» В НЕБЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ
19-21 июля в Сергиевом Посаде, где находится
Троице-Сергиева Лавра, состоялся первый российский фестиваль тепловых аэростатов
специальных форм «Небо Святого Сергия». Это массовое мероприятие было
приурочено ко дню Сергия Радонежского.
«Основная цель фестиваля, - как сообщал его
оргкомитет в информации, предназначенной для прессы, - создание праздничной
духовной атмосферы красочными тепловыми аэростатами, в преддверии Дня
Преподобного Сергия Радонежского и обращение внимания большого числа людей к
православию».
В пресс-релизе мероприятия председатель оргкомитета
генеральный директор фирмы «Интеравиа», находящейся в Абрамцево близ Сергиева
Посада, Ю.П.Вронец, писал:
«Инициаторами этого масштабного народного Фестиваля
с перспективой его прохождения в других регионах страны стали известные деятели
церкви культуры, крупные военачальники и космонавты.
Проведение фестиваля на постоянной основе получило
лично благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Губернатор Московской области Б.В.Громов направил
приветственное обращение и поддержал идею проведения воздухоплавательных
праздников, которые несут простым людям идеи духовного возрождения и
патриотического объединения на основе православия».
Выступавший на пресс-конференции сопредседатель
оргкомитета архиепископ Верейский Евгений сообщил существенно другую
информацию. По его словам, церковь не проявляла никакой инициативы по
проведению фестиваля. Просто к ней обратилась администрация Московской области,
которая и взялась нести связанные с организацией и проведением праздничного
мероприятия расходы, а церковь не получила за свое участие в нем ни копейки, но
и не потратила на него ни копейки тоже. Другими словами, фактически она
выступила исключительно в роли свадебного генерала, по-настоящему и не имеющего
отношения ко всему. Как бы в оправдание такой своей позиции РПЦ архиепископ
Евгений мог сказать лишь то, что за рубежом широко практикуются подобного рода
массовые праздничные мероприятия, например, католической церковью. И
постольку непредосудительно то, что в
данном случае русские православные заимствовали у зарубежных христиан
положительный пример.
Любопытные сведения на пресс-конференции поведал
журналистам также председатель оргкомитета фестиваля Ю.П.Вронец. «Никакой
другой морально-идейной основы для единения российского общества в настоящее
время, к сожалению, нет, - сказал он в своем выступлении. – Поэтому мы и
обратились к церкви». Логика, мягко выражаясь, не строгая, но она достаточно
ясно выдала действительное отношение организатора производства к идеологической
подоплеке мероприятия. Далее он остановился на коммерческой стороне проведения
фестиваля. Всего в празднике планировалось участие более 21 теплового
аэростата, в т.ч. из-за рубежа. Но из-за таможенных и т.п. проблем иностранцы,
к сожалению, не смогли принять участия. Прибыли и не все ожидавшиеся участники.
На момент проведения пресс-конференции их было 17 из 21. Расходы достаточно большие. Каждый день
участия каждого шара стоит тысячу долларов. А всего дней четыре. Итого, как
нетрудно подсчитать, 68 тысяч. Изготовление каждого аэростата стоит минимум 17
тысяч долларов, а так называемых спецформ гораздо дороже – 30 тысяч долларов.
Спецформами на фестивале были аэростаты в форме башен Московского кремля,
Царь-колокола и кремлевских соборов, Желтая Подводная Лодка, изготовленная по
заказу Стаса Намина, который по началу хотел получить шар в форме Гитары, но
сделать его оказалось слишком сложно. Кроме того, несколько, как особо
подчеркнул Вронец, заказных спецформ – это банки «Педигри», «Нескафе», «Балтики
№ 7», Пачка Сигарет. Далее он упомянул шары в форме Бутылки и Мешка Денег.
Наконец, Вронец отметил, что им были названы цены, по которым шары
производились в России, а за рубежом изготовление стоит на порядки дороже. На вопрос журналистов о том, в какую общую
сумму обошелся фестиваль, гендиректор затруднился ответить, но сообщил, что на
данный момент дело движется с недовыполнением отпущенной администрацией
Московской области сметы.
Что ж, остается только радоваться за отечественное
предпринимательство и за инженеров и рабочих, зарабатывающих на хлеб в этом бизнесе. Заказы есть, работа есть, продукт
их производства сам по себе как продукт, ничем не хуже и не лучше массы других
полезных изделий. К тому же аэростаты изготавливались не для одноразового
использования только на фестивале, они имели конкретных заказчиков, оплативших
работу сполна. Следовательно, по этой графе никто, из них, в т.ч. администрация
Московской области, выступившая с инициативой проведения фестиваля, не должен
был оказаться в накладе.
Конечно, не сразу можно понять, какое отношение к
Сергию Радонежскому и православию имеют бутылки, пачки сигарет, банки из-под
пива и собачьего корма, но ведь сейчас без коммерческой рекламы и просто
откровенной пошлятины почти совсем невозможно обойтись. Это непременные
атрибуты нынешней, так сказать, духовности, а правильнее сказать, бездуховности,
которая только и может быть на православной подложке.
Сами по себе аэростаты, беззвучной стаей летящие в
небе друг за другом, очень красивы, - как цветы. И бесполезны точно так же.
Однако нелепо требовать практической пользы от цветов. А красота, бесспорно,
необходима. Если бы к ней еще осмысленность и вкус! Китч – это китч, и тут
ничем не оправдаешься.
…Когда я возвращался на электричке в Москву, в вагон
вошел и начал просить милостыню рабочий Сергиево-Посадского
учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых. Это
предприятие, на котором было занято 113 человек, закрыто уже несколько месяцев
назад. Сотрудники его безжалостно выкинуты на улицу. Точно так же закрыты и три
остальных предприятия этой системы в Московской области. Как можно вообще
физически выжить на пенсию в несколько сот рублей незрячему? А из нескольких их
десятков тысяч в Московской области работу в системе ВОС имели всего лишь
несколько сот человек. Но обеспечивать даже и их занятость для администрации
Московской области представилось слишком накладным. Рассудили: пускай лучше
дохнут, как собаки, с голоду, хотя для полного решения их проблем, по сравнению
с суммами, потраченными на проведение «Неба Святого Сергия», были нужны
какие-то сущие копейки, которые были бы затем сторицей отработаны трудовыми
коллективами. Предпочли решать гораздо более важные, с точки зрения московского
областного губернатора генерала Громова и верховенства РПЦ, задачи. Устраивать
безумно дорогостоящие помпезные китчевые шоу, возрождать лицемерную
антидуховность, прямо говоря, лично наживаться на уморении голодом трудящихся
людей.
Я уже не буду говорить о вопиющем нарушении 14-й
статьи действующей конституции РФ, по смыслу которой строжайше запрещено
расходовать казенные деньги на промоутинг каких бы то ни было конфессий.
Понятно, что православие тут, в конечном счете, не причем. «Небо святого
Сергия» - обычная рекламная акция, раскручивавшая продукцию предприятия,
находящегося в Сергиево-Посадском районе, фирм «Педигри», «Балтика» и др.
Только и всего.