Попы - не желающие работать, жиреющие
за народный счёт сволочи. Священный Синод во
главе с Алексием Вторым - живое свидетельство
того, что в тоталитарной системе, построенной по
иерархическому принципу, наверху оказываются
самые аморальные люди. Говно всплывает и
заслоняет солнце тем, кто находится ниже. После
смены пары поколений паства начинает тыкать
пальцем в плавающую наверху какашку и упрямо
называть её святейшеством. Какашка оказывается
вполне способной заменить собой солнце. Когда я
вижу сотни людей, стекающиеся к церквям
воскресным утром, мне становится противно.
Существа, столь рьяно жаждущие, чтобы ими
манипулировали настолько наглым и неприкрытым
способом не достойны даже жалости. Но всё это -
моё личное дело. “Я не желаю соблюдать законы,
которые ограждают меня от моего собственного
“я”. Разве это не абсурдно? Если я захочу
прокатиться на мотоцикле без шлема, то никто не
должен лишать меня этого моего глубоко личного
права. Если я желаю прослыть дураком, это также
моё личное право, так как единственное лицо,
которое может пострадать от моих действий - я сам.
Даже если я намерен спать с мужчинами или
принимать ЛСД, или пройти в голом виде через весь
“Шип Мидоу” или сделать “извращёнными” личные
отношения с моей собакой, то по какому праву
правительство сможет запретить это мне?” - писал
Уильям Пауэлл в послесловии к своей “Поваренной
книге анархиста”. Что составляет содержание
этой книги - не мне вам объяснять. Человек,
которого загоняют в угол законами и догмами,
может либо сдаться на милость победителя, либо,
выбрав оружие по душе, назначить цену за
собственную шкуру. Художник Авдей Тер-Оганьян на
собственной выставке в Малом Манеже сделал то,
что считал нужным и возможным - разрубил топором
икону. И это - его личное дело. И я не имею ни
малейшего намерения, путаясь в художественных
терминах, объяснять, что хотел показать этим
художник, каков был смысл акции и каково её место
в пёстром мире современного искусства. Я просто
хочу сказать, что осатаневшие новоиспечённые
клерикалы вместе со “служителями закона”
усмотрели в этом состав преступления и хотят
посадить Авдея в тюрьму.
Людям, далёким от мира московских
художников-маргиналов сообщу, что Авдей давно
сидит костью в горле у официозных искусствоведов
и московских правоохранительных органов. Учит
детей ругаться матом 1. Строит баррикады из
картин в сотне метров от Кремля. Приводит 30
человек к Госдуме, усаживает на стулья и
устраивает заседание Антигосударственной Думы.
Наконец, рубит иконы, причём не
просто так, а за деньги, но заказу пришедших на
выставку зрителей.
Недалеко от моего дома есть церковь.
Ещё лет пять назад в ней находились склад, гараж и
авторемонтная мастерская. Вид у церковки был
обшарпанный, но в занимавшем её предприятии
работало человек 25 - 30.
Потом алчная до недвижимости
Московская Патриархия отсудила церковь себе.
Предприятие закрыли, людей поувольняли, в
огромном помещении поселились три с половиной
облезлых попа, водрузили на колокольню без
купола железный крест и стали чадить потолки
ладаном. Так бы и стояла эта церковь облезлой н
разваленной по сей день, если бы однажды стоящий
напротив особняк не откупила буржуйская контора.
Как только буржуи стали разворачивать бизнес,
они столкнулись с серьёзной проблемой - им стало
некуда ставить свои буржуйские тачки. Выход
нашёлся быстро. Договорившись с осатаневшими к
тому времени от тоски попами, нувориши снесли
половину церкви и устроили на освободившемся
месте автостоянку. Попы в результате сделки
получили золотые купола, пластмассовых святых и
пару японских джипов. Я к чему это пишу. Я ведь
тоже могу подать в суд на буржуев за то, что они
оскорбили мои религиозные чувства, устроив на
месте храма автостоянку и на попов за то, что они
оскорбляют мои атеистические убеждения, светя
своими сытыми мордами, голдовыми крестами и
новыми рясами из джипов, которые стоят столько,
сколько я никогда за всю жизнь не заработаю. Но я
не собираюсь этого делать. Я просто хочу
показать, насколько абсурдны выдвигаемые
сегодня против Авдея обвинения.
Погрязшая в склоках, торгашестве и
политическом интриганстве Русская Православная
Церковь сегодня замахнулась на новый кусок
власти. Сегодня Русская Православная Церковь
считает, что может засадить в тюрьму человека,
посмевшего, на свои лад изменить облик
конвейерной картинки с изображением угодного ей
персонажа. Ещё раз замечу: Авдей не врывался с
топором в церковь, он лишь по-своему распорядился
купленной в ларьке у метро деревяшкой, не
представлявшей художественной ценности.
Служителей культа н иных адептов православного
мракобесия Авдей на свою выставку не приглашал.
Призывов к истреблению иноверцев (в отличие от
ортодоксальных священников - борцов с сектами) в
своей речи не допускал. Так в чём же тогда состав
преступления? Почему же тогда против художника
Тер-Оганьяна немедленно было возбуждено
уголовное дело? Почему ни одна правозащитная
организация кроме Российского Комитета Защиты
Свободы Совести не встала на сторону Авдея?
Впервые в новейшей истории России творческую
личность судят за произведение искусства. Это
создаёт не просто угрозу работе и жизни одного из
актуальнейших московских художников, но и
опасный прецедент прямого вмешательства церкви
и государства в сферу современного независимого
искусства. Фактически речь идёт о нарушении
конституционных гарантий свободы совести и норм
цивилизованного общества, восстановлении
идеологической цензуры. Ответ на поставленные в
прошлом абзаце вопросы напрашивается только
один - в деле Авдея Тер-Оганьяна попахивает
политическим заказом. И природа его мне видится в
следующем. Нынешний
номенклатурно-демократический режим, видя рост
неудовлетворения в народных массах и
катастрофическое полевение огромных слоев
общества, предпринимает новые отчаянные шаги для
удержания власти. Путём элементарного подкупа -
не только деньгами, но и властными полномочиями -
правящая верхушка перетягивает исторически
сильную в России Православную Церковь на свою
сторону. Поделившись куском властного пирога,
нынешние хозяева жизни заручаются поддержкой
крайне мощной иерархической структуры, имеющей
свои филиалы во всех городах и весях нашей
необъятной родины - этакая теневая властная
система, по уровню влияния на людей способная
соперничать с основной.
Патриарх Алексий Второй уже сегодня
ездит на правительственном ЗИЛе-117 с эскортом
ментов, которые содержатся на народные денежки и
заседает в Кремле, решая, как страна будет
встречать третье тысячелетие. Раньше Ельцин
любил повторять фразу о своем стремлении к
необратимости перемен. Дело Авдея Тер-Оганьяна
на этом политическом фоне может стать просто
первым зёрнышком, попавшим в кофемолку.
Формирование теневой властной структуры в лице
Православной Церкви потребует тысяч таких дел
для возведения прочного фундамента. И если
допустить, что завтра Авдея посадят в тюрьму за
участие в выставке, то послезавтра инквизиторы
придут ко мне, написавшему эту статью, и к тебе,
эту статью прочитавшему. Неужели тебя
действительно нужно загнать в угол, чтобы ты
осознал, что цену за собственную шкуру надо было
назначать раньше?
Макаров
ПОСЛЕСЛОВИЕ ПУБЛИКАТОРА
Статья отсканирована из 6-ого номера
журнала "Трава и воля".
1 По моему мнению,
учить детей ругаться скверными словами так же
дурно, как учить их закону божьему.