В теории человека, основанной на теории природы, все другие органические создания
рассматриваются лишь как приближение к человеку. Человек в земной истории
представляет собой последнюю ступень длинного ряда созданий, целью которых
является организация совершенного тела. Только на этой вершине органического
развития пробивается душа земли, и в человеке возникает духовное сознание.
Прежде всего в теории человека нужно выяснить, какое место занимает человек в ряду созданий, в
каком отношении он находится к целостности природы и мира. Хотя изначально
земному элементу присущи лишь два основных влечения — влечение к самосохранению
и влечение к обособлению, индивидуальности и развитию — позднее,
когда земной элемент уже достаточно развился, может образоваться еще более
высокое влечение к возвращению в свободный мир, томление по утраченной
свободе. Это влечение может возникнуть лишь позднее, оно может быть лишь
последним из земных элементов, так как находится в противоречии с изначальным
влечением самости (Selbstheit). Только когда последнее разрушено, другое
влечение может получить простор для своего развития...
Основной пункт относительно природы и существа человека, который теперь нужно уяснить, — это
свобода. Ранее можно было утверждать вообще, что свобода составляет сущность
человека, что свобода то же самое, что я (Ichheit), и, следовательно, человек необходимо должен быть
свободен. О подлинном отношении ограниченного человека к целому речь может идти
только теперь...
Всеобщие законы развития мира — это законы свободы. Начало — это сама свобода, и
законы становления — основная ее формa... В духовной сфере закон возникает
из двойного отношения к бесконечной полноте и бесконечному единству. Ставится
известная цель, которая должна быть достигнута, — бесконечная полнота, и
известное условие, при котором она должна быть достигнута — сохранение
бесконечного единства. Следовательно, возникает нечто однообразное и
закономерное в целостности этой сферы. Более всего отвечает этому в области
высшей земной организации идеал, известный общий тип всех образований и
конфигураций в высшей земной организации, где в бесконечном многообразии
природы одновременно усматривается и подлинное единство. Все те образования,
где наряду с многообразием одновременно выступает и единство, участвуют в
высшей, духовной закономерности, они являются как бы формами духовной сферы
закона, множеством различных выражений идеала...
Мы переходим теперь к важному вопросу о свободе человека. Свобода человека — это его
способность по отношению к миру, и основной вопрос в этом исследовании: есть ли
у человека способность воздействовать на мир или нет?..
Здесь мы прежде.всего должны принять во внимание идеалистическое воззрение на мир как на
бесконечное я в становлении, чтобы, исходя из этой точки зрения, достичь
удовлетворительного результата. Только, если мир мыслится становящимся, как
приближающийся к своему завершению в восходящем развитии, возможна свобода. Если
бы мир был завершен, то в нем ничего больше нельзя было бы изменить и создать,
и свобода была бы невозможной...
Земной человек — это определенная, необходимая ступень в ряду организаций, имеющая
определенную цель. Эта цель земного элемента на высшей ступени организации —
раствориться, перейти в высшую форму, возвратиться в свободу высшего
элемента. Следовательно, это стремление предполагает человека. Он не
отделен от мира, но живо вторгается в него и своим действием может сильно
способствовать осуществлению его целей. Между тем ясно, что способность реально
воздействовать на мир, завершать его присуща не столько отдельному человеку,
сколько человечеству в целом. Люди все вместе выступают как некое целое не
только в силу сходства организации, но в еще большей мере благодаря
одинаковости своего назначения. Все люди — это множество проявлений способности
Земли к одной и той же цели: восстановлению свободы, возвращению в высшую
сферу. Только человечеству в целом, а не отдельному человеку может быть
приписана и вполне позитивная свобода и способность воздействовать на мир,
формировать и завершать его.
В отдельном человеке влечение к обособлению идет все дальше, и тем самым может быть
достигнута цель земного элемента. Как природное существо человек тем
совершеннее, чем более самостоятельным и индивидуальным он является. Однако
влечение к самости и индивидуальности занимает все же подчиненное это в земном
элементе; в восходящем развитии оно должно постепенно растворяться в любви,
ограниченная индивидуальность должна отпасть, и все возвратиться в единство.
Поэтому
позитивная свобода человека имеет место лишь в отношении к целому, лишь в любви
и общности, будучи связана с ними. Негативная свобода гарантирована тем, что
никакие границы не являются абсолютными; у человека всегда есть способность
принять решение, он всегда остается господином, сколь бы мощное воздействие ни
оказывалось на него со всех сторон.
Шлегель Ф. Развитие философии в
двенадцати книгах// Эстетика. Философия. Критика. Т. 2. — М., 1983. — С.
186—188.