Тажуризина З. А.

 

Отношение РСДРП и ВКП(б) к религии, церкви и верующим (к экзамену)

На протяжении последних полутора десятилетий российские СМИ пытаются представить политику коммунистов по отношению к религии как политику унижения и даже истребления верующих. Для того, чтобы составить собственное представление об этом надо ознакомиться со следующими документами в книге: «О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства». - М..1977: Из программы РСДРП, принятой на II съезде партии /1903 /; Из программы РКП(б). принятой на УШ съезде партии /март 1919/; О политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне. Из резолюции VIII съезда РКП(б) /март 1919/; О Главполитпросвете и агитационно-пропагандистских задачах партии. Из резолюции X сьезда РКП(б) /март 1921/; (дальше сокращенно) Постановление пленума ЦК РКП(б) /1921/; Директивы. по вопросу об отношении к сектам и политики в отношении религиозных групп вообще/1922/; О постановке антирелиг. агитации и пропаганды. Резолюция XII съезда РКП(б) /1923/; О работе в деревне. Из резолюции XIII съезда РК11(6) /май 1924/: Об организации научно-просветительской пропаганды. Постам. ЦК ВКП(б) /1944/; Об ошибках в проведении научно-атсистич. пропаганды среди населения. Посган. ЦК КПСС /10.Х 1.1954/.

Предварительно надо посмотреть фрагменты из работ классиков марксизма, имеющие отношение к нашему вопросу (они расположены в первой части сборника). Содержание партийных документов соответствует принципам марксистской теории религии (они очень кратко изложены в «шпаргалке» «М. и Э. о свободомыслии», а более подробно - в ваших конспектах по философии религии М. и Э., Плеханова и Ленина). Напомню хотя бы некоторые положения из работ Ленина «Социализм и религия» (1905) и «Об отношении рабочей партии к религии» (1909).

Ленин исходит из положения: паша программа построена на научном, а именно, материалистическом мировоззрении. Потому, разъясняя ее, мы должны разъяснять подлинные исторические и экономические корни религии, ее социальные корни. Марксизм никогда не выдвигал борьбу с религией на первое место; главное для нас -устранить ее социальные корни, объединенно, сознательно бороться против господства капитала во всех формах. Напротив, выпячивание религиозного вопроса на первое место приведет к разжиганию религиозной вражды, будет дробить пролетарские силы. Политике дробления сил нужно противопоставить «спокойную, выдержанную и терпеливую ... проповедь пролетарской солидарности и научного миросозерцания». Потому мы не запрещаем верующим рабочим вступать в партию. (В постан. пленума 1921 уже несколько иначе). Вместе с тем «наша программа включает пропаганду атеизма». (Таким образом, борьба с религией - это не война, в ходе которой применяются средства насилия.) Нельзя объявлять войну религии. - Энгельс писал, что это лучший способ затруднить действительное отмирание религии; провозглашение войны с религией есть анархическая фраза, авантюра. (Обратим внимание также на проблему свободы совести, затронутую Лениным: религия не есть частное дело но отношению к партии, но по отношению к государству она есть частное дело/. Всякий должен свободно исповедовать любую религию или не признавать никакой. Недопустимы различия между рабочими в их правах в зависимости от религиозных верований. Церковь и религиозные общества должны быть независимыми от власти союзами единомышленников. Церковь должна быть полностью отделена от государства.

Эти положения нашли отражение в программе и уставе РСДРП (1903): ближайшая задача РСДРП - низвержение самодержавия и замена его демократической республикой, конституция которой обеспечила бы, в частности, «неограниченную свободу слова», «полную равноправность всех граждан независимо от ... религии», «отделение церкви от государства и школы от церкви» (это воплотилось в декрете СНК от 23 февраля 1918 г «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»). С первых же дней советской власти ВКП(б) ориентировала государственную политику в отношении религии, церкви и верующих на обеспечение полной свободы совести. Марксистская партия не может принуждать верующих отказываться от своих религиозных убеждений, она должна обеспечить верующим право решать самим вопрос о своем отношении к религии, о выборе вероисповедания. Нужно было полностью исключить принуждение граждан со стороны религиозных организаций, духовенства и других религиозных деятелей, а также использование религии в целях восстановления прежних антинародных порядков. «Всякая попытка контрреволюционной пропаганды под видом религиозной проповеди должна пресекаться».

Вместе с тем, исходя из учения о необходимости культурного просвещения масс в целях освобождения их сознания от религиозных предрассудков, переключения внимания с идеи достижения царства небесного на идею и достижение «рая на земле» (выражение Ленина), партия ставила задачу обеспечить широкое распространение научных знаний, включая знания философского плана. Условия преодоления религиозных предрассудков, согласно программе 8 съезда (1919) состояли в следующем;

- осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс;

-    полное разрушение связи между эксплуататорскими классами и религиозной пропагандой;

-   организация самой широкой научно-просветительской и антирелигиозной пропагандой.

Один из важных принципов отношения компартии к верующим - недопустимость оскорбления чувств верующих: оно лишь укрепляет религиозный фанатизм. Не должно быть «ни тени насилия в вопросе о чувствах верующих».  «Лица, посягающие на свободу веры и богослужения для  граждан всех вероисповеданий, должны быть подвергнуты строгому взысканию». В «Директивах...» (1922) берется под защиту рядовое духовенство: «Ни и коем случае не применять по отношению   к рядовому   духовенству   исключительных мероприятий (назначение на особенно тяжелый, грязные работы только на основе принадлежности к духовенству». Вопрос об отношении к верующим стоял и на 12 съезде (1923): «избегать всякою оскорбления религиозных чувств». «Нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в церкви и на местах, издевательство над предметами веры и культа взамен серьезного анализа и объяснения... затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков». В резолюции 13 съезда «О работе в деревне» (1924) – та же позиция: «Особо внимательно следить за тем. чтобы не оскорблять религиозные чувства верующих». (У нас уже шла речь о том, что в огромной крестьянской (мелкобуржуазной) стране трудно было посредством циркуляров справиться с разгулом анархистских, нигилистических, агрессивных по отношению к «проклятому прошлому» настроений, усиленных в результате четырехлетней империалистической   и   трех-четырехлетней гражданской войн. Эти настроения не были чужды и многим парт. и гос. руководителям среднего и  низового уровней, тем более, что часть из них могла быть неграмотной в марксистской теории религии, а то и вообще неграмотной в прямом смысле этого слова. Я не склонна думать, что высшее руководство ВКП(б) «хитрило», издавая дружественные по отношению к верующим трудящимся постановления, а наделе поощряло религиозные погромы, которые на местах, действительно, имели место. Надо помнить, что постановления были обязательны для исполнения всеми коммунистами). И далее: «Ликвидировать любые попытки борьбы с религией административными методами вроде закрытия церквей, мечетей, синагог и т.д.».

Какой же характер должна иметь антирелигиозная работа, которая рассматривалась как один из аспектов борьбы за социализм?  Главное - культурное и политическое просвещение трудящихся. Была поставлена задача проведения «культурной революции», которая в течение нескольких лет помогла осуществить почти поголовную грамотность в стране (сравните с «культурной революцией» Швыдкого и его компании, опошляющих и фальсифицирующих прошлое великой державы и как бы забывших о том, что ныне в одной только России около четырех миллионов бездомных детей, большинство которых не учится в школе).

1921 г. : Для широкой постановки антирелигиозной агитации и пропаганды среди трудящихся Главполитпросвет должен сделать доступными массам естественно-исторические знания путем издания журналов, книг, учебников, постановки циклов лекции с использованием технических средств (фото, кино и т.д.). Пленум 1921: Каждый коммунист должен участвовать в антирелигиозной культурно-просветительской деятельности. (Обратите внимание: не в разрушении церквей, не в преследовании верующих только за то, что они верующие, не в оскорблении их чувств). Не надо выпячивать антирелигиозную агитацию на первое место, а вести серьезную научную культурно-просветительскую работу, подводящую естественнонаучный фундамент под историческое освещение вопроса о религии. «На место религии поставить стройную научную систему, объясняющую вопросы, ответы на которые трудящиеся искали в религии». И далее - о том, что всё это надо увязывать с конкретными техническими. хозяйственными и проч. вопросами. Сделать антирелигиозную пропаганду серьезнее, углубить ее: и в диспутах, и в печати избегать борьбы против представителей одного культа, отдельных религиозных групп. Предписывалось также изучать изменения в отношении к религии среди трудящихся, изучать религиозные проповеди. В Директивах 1922 г. парт. и гос. органам предлагалось «усилить культурно-просветительскую работу». В резолюции 12 съезда говорилось, что пропаганда должна разоблачать связь религиозных групп с интересами господствующих классов, а вместо религии - предлагать «ясный научный взгляд на природу и человеческое общество». В том же документе поставлены более обширные и конкретные, чем прежде, задачи в области антирелигиозной пропаганды. Это- издание популярной и научной литературы, серьезно освещающей историю и происхождение религии, происхождение мира, жизни на земле, сущности человеческих отношений, а также особенности российской церкви. /Кстати, в документах поднимался и вопрос о необходимости учитывания и особенностей ислама при разработке методов работы с мусульманами, и здесь тоже: выработать формы ликвидации предрассудков в мусульманских районах/. Была поставлена задача готовить специалистов по религиоведению, поддерживать специальные антирелигиозные кружки в учебных заведениях, ликвидировать неграмотность.

В резолюции 13 съезда «О работе в деревне» (1924) раскрывалась сущность антирелигиозной работы в деревне: она должна «носить характер исключительно материалистического объяснения явлений природы и общественной жизни, с которыми сталкивается крестьянин»; -объяснение происхождения града, дождя, грозы, засухи, свойств почвы, действия удобрений и т.д. - «является наилучшим видом антирелигиозной пропаганды». Центром этой пропаганды должны быть школы и избы-читальни.

Интересно, что в Постановлении ЦК ВКП(б) от 1944 г. уже нет ни слова о религии (вместо «религии» - слова «суеверия и предрассудки»), хотя понятно, что сохраняется традиция замены религиозного мировоззрения научным. Постановление называется «Об организации научно-просветительской пропаганды». Здесь констатируется ослабление научно-просветительской (не атеистической!) пропаганды среди населения. Пропаганда естественнонаучных знаний среди масс необходима для подъема культурного уровня трудящихся и преодоления пережитков суеверий и предрассудков. Для этого нужно привлечь интеллигенцию. Основным содержанием научно-просветительской пропаганды должно быть материалистическое объяснение явлений природы, разъяснение достижений науки, техники и культуры. С этой целью рекомендовалось организовать лекции о строении вселенной, о возникновении и развитии жизни, в том числе человека, о причинах болезней и т.д.

После этого постановления вопрос о борьбе с религией па десяток лет ушел в подполье. И только в 1954 г. в связи с хрущевским разоблачением культа личности он всплыл на поверхность: два постановления - «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (07.1954) и «Об ошибках в проведении научно- атеистической пропаганды среди населения» (XI. 1954) открыли возможности для широкого распространения научных религиоведческих знаний и для популяризации этих знаний среди населения. В первом постановлении констатировались неудовлетворительное руководство атеистической работой со стороны парторганизаций, министерства культуры СССР и Общества по распространению политических и научных знаний, а также активизация «церковников и сектантов», увеличение числа верующих. Критиковалась печать за невнимание к атеистической литературе. ЦК постановил развернуть научно-атеистическую пропаганду, действовать при этом методом убеждения, терпеливого разъяснения и индивидуального подхода к верующим. Особый упор при этом делался на реакционную роль религии в обществе. Речь здесь шла также о необходимости подготовки кадров, об использовании разнообразных методов пропаганды знаний о религии. Во втором постановлении подчеркивалась недопустимость оскорбительных выпадов против духовенства и верующих, которые выявились в выступлениях некоторых лекторов. Осуждались административные вмешательства в деятельность религиозных объединений и групп, грубое отношение к духовенству, безответственный подход к отбору авторов статей, лекторов и докладчиков. Руководства компартий республик, краев и областей обязывались в связи с этим устранить ошибки в атеистической пропаганде,

Эти постановления сыграли важную роль в разработке научных методов просвещения и воспитания населения нашей страны. Однако, прежние, дореволюционные, традиции оказались достаточно устойчивыми; за короткий срок практически невозможно было подготовить специалистов в области религиоведения для многомиллионной массы населения; с 60-х гг. стали возрождаться частнособственнические тенденции в экономической и политической жизни общества, в психологии некоторых социальных групп, а с ними -- и соответствующая им религиозная идеология.

Яндекс.Метрика

© libelli.ru 2003-2014