Тажуризина З. А.
Отношение РСДРП и ВКП(б) к
религии, церкви и верующим (к экзамену)
На протяжении последних полутора десятилетий российские СМИ
пытаются представить политику
коммунистов по отношению к религии как политику унижения и даже истребления верующих. Для того, чтобы составить
собственное представление об этом надо
ознакомиться со следующими документами в книге: «О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма,
документов КПСС и Советского государства». -
М..1977: Из программы РСДРП, принятой на II съезде партии /1903
/; Из программы РКП(б). принятой на УШ съезде партии /март 1919/; О политической пропаганде и культурно-просветительной
работе в деревне. Из резолюции VIII съезда РКП(б) /март 1919/; О Главполитпросвете и агитационно-пропагандистских задачах
партии. Из резолюции X сьезда РКП(б) /март 1921/; (дальше сокращенно)
Постановление пленума ЦК РКП(б) /1921/; Директивы.
по вопросу об отношении к сектам и политики в отношении религиозных групп
вообще/1922/; О постановке антирелиг. агитации
и пропаганды. Резолюция XII съезда РКП(б) /1923/; О работе в деревне. Из
резолюции XIII съезда РК11(6) /май 1924/: Об
организации научно-просветительской пропаганды. Постам. ЦК ВКП(б) /1944/; Об
ошибках в проведении научно-атсистич. пропаганды среди населения. Посган. ЦК
КПСС /10.Х 1.1954/.
Предварительно надо посмотреть фрагменты из работ классиков
марксизма, имеющие отношение к нашему вопросу (они расположены в первой части
сборника). Содержание партийных документов соответствует принципам марксистской
теории религии (они очень кратко изложены в «шпаргалке» «М. и Э. о
свободомыслии», а более подробно - в ваших конспектах по философии религии М. и Э., Плеханова и Ленина). Напомню хотя бы
некоторые положения из работ Ленина «Социализм и религия» (1905) и «Об
отношении рабочей партии к религии» (1909).
Ленин исходит из положения: паша программа построена на научном, а
именно, материалистическом мировоззрении. Потому, разъясняя ее, мы должны
разъяснять подлинные исторические и экономические корни религии, ее социальные
корни. Марксизм никогда не выдвигал борьбу с религией на первое место; главное
для нас -устранить ее социальные корни, объединенно, сознательно бороться
против господства капитала во всех формах. Напротив, выпячивание религиозного
вопроса на первое место приведет к разжиганию религиозной вражды, будет дробить
пролетарские силы. Политике дробления сил нужно противопоставить «спокойную,
выдержанную и терпеливую ... проповедь пролетарской солидарности и научного
миросозерцания». Потому мы не запрещаем верующим рабочим вступать в партию. (В
постан. пленума 1921 уже несколько иначе). Вместе с тем «наша программа
включает пропаганду атеизма». (Таким образом, борьба с религией - это не война,
в ходе которой применяются средства насилия.) Нельзя объявлять войну религии. - Энгельс писал, что это лучший
способ затруднить действительное отмирание религии; провозглашение войны с
религией есть анархическая фраза, авантюра. (Обратим внимание также на проблему
свободы совести, затронутую Лениным: религия не есть частное дело но отношению
к партии, но по отношению к государству она есть частное дело/. Всякий должен
свободно исповедовать любую религию или не признавать никакой. Недопустимы
различия между рабочими в их правах в зависимости от религиозных верований. Церковь и религиозные общества должны быть независимыми
от власти союзами единомышленников. Церковь должна быть полностью отделена от
государства.
Эти положения нашли отражение в программе и уставе РСДРП (1903): ближайшая задача РСДРП - низвержение самодержавия и замена его
демократической республикой, конституция которой обеспечила бы, в частности,
«неограниченную свободу слова», «полную равноправность всех граждан независимо
от ... религии», «отделение церкви от государства и школы от церкви» (это
воплотилось в декрете СНК от 23 февраля 1918 г «Об отделении церкви от
государства и школы от церкви»). С первых же дней советской власти ВКП(б)
ориентировала государственную политику в отношении религии, церкви и верующих
на обеспечение полной свободы совести. Марксистская партия не может принуждать
верующих отказываться от своих религиозных убеждений, она должна обеспечить верующим
право решать самим вопрос о своем отношении к религии, о выборе вероисповедания.
Нужно было полностью исключить принуждение граждан со стороны религиозных
организаций, духовенства и других религиозных деятелей, а также использование
религии в целях восстановления прежних антинародных порядков. «Всякая попытка
контрреволюционной пропаганды под видом религиозной проповеди должна
пресекаться».
Вместе с тем, исходя из учения о необходимости культурного просвещения
масс в целях освобождения их сознания от религиозных предрассудков,
переключения внимания с идеи достижения царства небесного на идею и достижение
«рая на земле» (выражение Ленина), партия ставила задачу обеспечить широкое
распространение научных знаний, включая знания философского плана. Условия
преодоления религиозных предрассудков, согласно программе 8 съезда (1919) состояли в следующем;
- осуществление
планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности
масс;
- полное
разрушение связи между эксплуататорскими классами и религиозной пропагандой;
- организация
самой широкой научно-просветительской и антирелигиозной пропагандой.
Один из важных принципов отношения компартии к
верующим - недопустимость оскорбления чувств верующих: оно лишь укрепляет религиозный
фанатизм. Не должно быть «ни тени насилия в вопросе о чувствах верующих». «Лица, посягающие на свободу веры и
богослужения для граждан всех вероисповеданий, должны быть подвергнуты строгому взысканию». В «Директивах...» (1922) берется под
защиту рядовое духовенство: «Ни и коем случае не применять по отношению к рядовому духовенству исключительных мероприятий (назначение на особенно тяжелый, грязные работы
только на основе принадлежности к духовенству». Вопрос об отношении к верующим стоял и на 12 съезде (1923): «избегать всякою оскорбления религиозных чувств».
«Нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в церкви и на местах, издевательство
над предметами веры и культа взамен серьезного анализа и объяснения...
затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков». В резолюции 13 съезда «О работе в деревне»
(1924) – та же позиция: «Особо внимательно следить за тем. чтобы не
оскорблять религиозные чувства верующих». (У нас уже шла речь о том, что в огромной крестьянской (мелкобуржуазной)
стране трудно было посредством циркуляров справиться с разгулом анархистских,
нигилистических, агрессивных по отношению к «проклятому прошлому» настроений,
усиленных в результате четырехлетней империалистической и трех-четырехлетней гражданской войн. Эти
настроения не были чужды и многим парт. и гос. руководителям среднего и низового уровней, тем более, что часть из них
могла быть неграмотной в марксистской теории религии, а то и вообще неграмотной
в прямом смысле этого слова. Я не склонна думать, что высшее руководство
ВКП(б) «хитрило», издавая дружественные по отношению к
верующим трудящимся постановления, а наделе поощряло религиозные погромы,
которые на местах, действительно, имели место. Надо помнить, что постановления
были обязательны для исполнения всеми
коммунистами). И далее: «Ликвидировать любые
попытки борьбы с религией административными методами вроде закрытия церквей,
мечетей, синагог и т.д.».
Какой же характер должна иметь антирелигиозная работа, которая
рассматривалась как один из аспектов борьбы за социализм? Главное - культурное и политическое просвещение
трудящихся. Была поставлена задача проведения «культурной революции», которая в
течение нескольких лет помогла осуществить почти поголовную грамотность в
стране (сравните с «культурной революцией» Швыдкого и его компании, опошляющих
и фальсифицирующих прошлое великой державы и как бы забывших о том, что ныне в
одной только России около четырех миллионов бездомных детей, большинство
которых не учится в школе).
1921 г. : Для широкой постановки антирелигиозной агитации и пропаганды
среди трудящихся Главполитпросвет должен сделать доступными массам
естественно-исторические знания путем издания журналов, книг, учебников,
постановки циклов лекции с использованием технических средств (фото, кино и
т.д.). Пленум 1921: Каждый коммунист
должен участвовать в антирелигиозной культурно-просветительской деятельности.
(Обратите внимание: не в разрушении церквей, не в преследовании верующих только
за то, что они верующие, не в оскорблении их чувств). Не надо выпячивать
антирелигиозную агитацию на первое место, а вести серьезную научную
культурно-просветительскую работу, подводящую естественнонаучный фундамент под
историческое освещение вопроса о религии. «На место религии поставить стройную научную
систему, объясняющую вопросы, ответы на которые трудящиеся искали в религии».
И далее - о том, что всё это надо увязывать с конкретными техническими.
хозяйственными и проч. вопросами. Сделать антирелигиозную пропаганду серьезнее,
углубить ее: и в диспутах, и в печати избегать борьбы против представителей
одного культа, отдельных религиозных групп. Предписывалось также изучать
изменения в отношении к религии среди трудящихся, изучать религиозные
проповеди. В Директивах 1922 г.
парт. и гос. органам предлагалось «усилить культурно-просветительскую работу».
В резолюции 12 съезда говорилось,
что пропаганда должна разоблачать связь религиозных групп с интересами
господствующих классов, а вместо религии - предлагать «ясный научный взгляд на природу
и человеческое общество». В том же документе поставлены более обширные
и конкретные, чем прежде, задачи в
области антирелигиозной пропаганды. Это- издание
популярной и научной литературы, серьезно освещающей историю и происхождение
религии, происхождение мира, жизни на земле, сущности человеческих отношений, а
также особенности российской церкви. /Кстати, в документах поднимался и вопрос
о необходимости учитывания и особенностей ислама при разработке методов работы
с мусульманами, и здесь тоже: выработать формы ликвидации предрассудков в
мусульманских районах/. Была поставлена задача готовить специалистов по
религиоведению, поддерживать специальные антирелигиозные кружки в учебных
заведениях, ликвидировать неграмотность.
В резолюции 13 съезда «О
работе в деревне» (1924) раскрывалась сущность антирелигиозной работы в
деревне: она должна «носить характер исключительно материалистического
объяснения явлений природы и общественной жизни, с которыми сталкивается
крестьянин»; -объяснение происхождения града, дождя, грозы, засухи, свойств
почвы, действия удобрений и т.д. - «является наилучшим видом антирелигиозной
пропаганды». Центром этой пропаганды должны быть школы и избы-читальни.
Интересно, что в Постановлении
ЦК ВКП(б) от 1944 г. уже нет ни слова о религии (вместо «религии» - слова
«суеверия и предрассудки»), хотя понятно, что сохраняется традиция замены
религиозного мировоззрения научным. Постановление называется «Об организации научно-просветительской
пропаганды». Здесь констатируется ослабление научно-просветительской (не
атеистической!) пропаганды среди населения. Пропаганда естественнонаучных
знаний среди масс необходима для подъема культурного уровня трудящихся и
преодоления пережитков суеверий и предрассудков. Для этого нужно привлечь
интеллигенцию. Основным содержанием научно-просветительской пропаганды должно
быть материалистическое объяснение явлений природы, разъяснение достижений
науки, техники и культуры. С этой целью рекомендовалось организовать лекции о
строении вселенной, о возникновении и развитии жизни, в том числе человека, о
причинах болезней и т.д.
После этого постановления вопрос о борьбе с
религией па десяток лет ушел в подполье. И только в 1954 г. в связи с хрущевским разоблачением культа личности он
всплыл на поверхность: два постановления - «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (07.1954) и «Об ошибках в проведении научно-
атеистической пропаганды среди населения» (XI. 1954) открыли возможности для широкого распространения научных
религиоведческих знаний и для популяризации этих знаний среди населения. В первом
постановлении констатировались неудовлетворительное руководство
атеистической работой со стороны парторганизаций, министерства культуры СССР и
Общества по распространению политических и научных знаний, а также активизация
«церковников и сектантов», увеличение числа верующих. Критиковалась печать за
невнимание к атеистической литературе. ЦК постановил развернуть
научно-атеистическую пропаганду, действовать при этом методом убеждения,
терпеливого разъяснения и индивидуального подхода к верующим. Особый упор при
этом делался на реакционную роль религии в обществе. Речь здесь шла также о
необходимости подготовки кадров, об использовании разнообразных методов пропаганды
знаний о религии. Во втором постановлении подчеркивалась недопустимость
оскорбительных выпадов против духовенства и верующих, которые выявились в
выступлениях некоторых лекторов. Осуждались административные вмешательства в
деятельность религиозных объединений и групп, грубое отношение к духовенству,
безответственный подход к отбору авторов статей, лекторов и докладчиков. Руководства
компартий республик, краев и областей обязывались в связи с этим устранить ошибки
в атеистической пропаганде,
Эти постановления сыграли важную роль в разработке научных методов
просвещения и воспитания населения нашей страны. Однако, прежние,
дореволюционные, традиции оказались достаточно устойчивыми; за короткий срок
практически невозможно было подготовить специалистов в области религиоведения
для многомиллионной массы населения; с 60-х гг. стали возрождаться
частнособственнические тенденции в экономической и политической жизни общества,
в психологии некоторых социальных групп, а с ними -- и соответствующая им
религиозная идеология.