РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГУМАНИСТИКА
Выход в свет первого учебника по основам современного гуманизма представляет собой событие и целый этап в развитии гуманистических тенденций становящегося гражданского общества в России. Вхождение в образовательную систему оформившегося и сознавшего себя гуманистического мышления - шаг возвышенный и возвышающий, но и обязывающий. Этап свободного парения и импровизации сменяется предельной строгостью и взвешенностью оценок, выверенностью суждений. Эта осознанная ответственность (установка не совершить ошибку) способна в какой-то момент парализовать волю к наступательности и предельной рельефности занимаемой позиции. И в этом особенность первого шага, за которым, можно не сомневаться, последуют другие. У данного учебника есть все шансы выдержать и второе и третье издание, а значит и наши усилия должны быть направлены на перспективу его совершенствования. А равно и возможность появления альтернативных учебников по гуманизму и гуманистике. Смысловое ядро такого издания связано с уникальной ситуацией мировоззренческого и нравственного кризиса, возникшего у нас в канун и после политического устранения научно-мировоззренческой системы официального (времен советской эпохи) марксизма-ленинизма и торжества психологии и практики вседозволенности, подкрепляемых идеологией абстрактно понятого либерализма. В образовавшийся вакуум и устранился мутный поток как вполне традиционных, так и новоявленных религиозно-мистических суеверий, лже- и паранаучных изысканий порой откровенного шарлатанства на мировоззренческой и социальной почве. Критерии строгой научности в одночасье оказались отодвинуты от магистрали общественного и культурного процесса, уступив место вожделениям «манны небесной» для одних и откровенной психологии «рвачества» для других. Здравый человек оказался в ситуации мучительного выбора с заранее неприемлемым исходом. Он желает оставаться самим собой в этом мире полярностей и роста социального напряжения. Здравый человек, оставаясь гуманистом по своей природе, и чтобы устоять в новой ситуации, требует осознания основ этой своей природы, он нуждается в статусе идейного гуманиста, способного сознательно отстаивать принципы своего существования. Скольжению по поверхности расходящихся линий мелких (и крупных) суеверий и мистических ожиданий, с одной стороны, и тотального цинизма и грубой «приземленности», с другой, он предпочитает позицию здравого смысла, точку устойчивого равновесия в жизненном процессе. Протянуть руку помощи такому человеку и призван новый учебник. Его авторы взяли на себя благородную задачу консолидации гуманистической мысли на современном этапе всеобщего «разброда и шатаний», приданию ей выраженных форм усвояемости и широкого гражданского и морального звучания. Один из фундаментальных принципов гражданского общества гласит: светский человек не должен чувствовать себя ущербным перед напором теологических злопыхательств и догматиче- 161 ских упреков в «безбожии» и аморализме. Странно, но ещё не так давно (в советскую эпоху) эта максима звучала в зеркальном отражении: религиозный (верующий) человек не должен чувствовать себя ущербно перед напором воинствующего атеизма и бесконечных упреков в отсталости и идолопоклонстве. Гуманистически человек стоит между этими полярностями на страже действенного, а не мифического гражданского общества. Другая особенность нынешней ситуации связана с нереализованностью и неразработанностью на практике одного из фундаментальных принципов конституционного строительства современной России - положения о светском характере российского государства. Привычка опираться на религиозный догмат (в советское время - это догматическая система советизма) подталкивает власть искать опору в традиционной религиозности. При этом невольно нарушается не только Конституция РФ, но и фундаментальный принцип демократического устройства государства - принцип разделения властей, в том числе светской и церковной власти. Эти издержки роста демократических тенденций по своему неизбежны, но они и преодолимы на ниве гуманистически выверенной политической и духовной культуры. Данный учебник, безусловно, вносит свой вклад в это по-настоящему государственное дело. И если верно, что государство не может жить без идеологий, без той или иной идеологической ориентации, то пусть это будет гуманистическая идеология, стоящая над схваткой «старых зубров» воинствующего политеса - консерватизма, либерализма и социализма. Ничто не способно посадить их за общий стол примиряющего и плодотворного диалога, кроме высочайшего авторитета гуманистического Слова. Разбегающиеся ценности социальной справедливости и формальной свободы, интересов личности и национального единства, частной собственности и труда, имеют шанс найти общий знаменатель истины лишь будучи погруженными в живительное пространство humanitas. И в этом ещё одно значение учебника по гуманизму, - его интегральный, собирательный характер, исключающий какое-либо политическое прислужничество. Это приглашение к диалогу. Наконец, быть может, главная особенность данного издания - его обращенность к становящейся личности учащегося, форма доверительного диалога с читателем по целому комплексу смысложизненных проблем, тонкое сочетание просветительского и воспитывающего знания. Гуманистическое мировоззрение не ограничено здесь теоретическими изысками, хотя и они по-своему важны, но представлено в живых картинках насущных ценностей человеческого существования, ценностей жизни, любви, свободы, семьи и дружбы, творчества в труде и в отдыхе. В число экзистенциалов человека включены социальные, политические, юридические и нравственные ценности, представленные в их столкновении с «квазиценностями» и «антиценностями», разрушающими и ограничивающими человеческую жизнь. Особое звучание придано в учебнике теме «Прав человека». Из привычной узко политической сферы она перекочевывает в широкое пространство условий и тенденций человеческого и человечного существования. Проблема самосовершенствования человека, поступательного роста его «степеней свободы» приведена в соприкосновение с проблемой универсума и его антропологического измерения. Все это органично выводит на тему настоящего и будущего человечества, процессов глобализации и их отражения в современной глобалистике. Сама идея «ноосферного гуманизма», безусловно, имеет право на существование, как единственная в своем роде рисующая разумную перспективу человечества. Однако её инструментальная разработка находит- 162 ся в самом начальном состоянии и едва ли возможна без использования известных наработок советской философской школы. Наименее завершенным представляется последний четвертый раздел учебника «Гуманистическая психология и педагогика», раскрывающий важнейшие черты прикладной гуманистики. Думаю, профессиональные психологи и педагоги найдут множество поводов для высказывания дополнений и замечаний по этому разделу. Но это не отменяет его значения «кульминирующей точки» для курса в целом. Имена Э. Фромма, В. Франкла, А. Маслоу - безусловно, ключевые в этом разделе. Но они естественным образом дополняются (пока только в проекте) концептуальностью педагогической антропологии. Быть может, наиболее показательным здесь выступает описание «процедур гуманистического воспитания». Это - «воспитание доверием, заботой и уважением, воспитание ответственностью, творчеством, через здравомыслие и смыслотворчество» (с. 376-377). Данный раздел несет в себе потенциал отдельного учебного пособия. Впрочем, так же как и первый раздел «Исторические пути идей гуманизма». Стремление к академическому охвату всех культурно-исторических эпох привело авторов в условиях ограниченного объема к образованию содержательных пустот. Каким-то странным образом из обзора классиков гуманизма (и секуляризма) выпали титаны: Д. Юм, Л. Фейербах, А. Шопенгауэр, зато с избытком представлен, например, не самый убедительный византийский гуманизм XIV-XV веков. Особо следует сказать о фигуре К. Маркса, который хотя и не был забыт, но оказался представлен не вполне адекватно. Как это стало модно в последнее время, Марксу пришлось вновь расплачиваться по счетам своих одиозных последователей и даже за характер вульгарно-политического использования его гуманистических идей. Ж.-П. Сартр, который усматривал в ранних произведениях К. Маркса истоки «экзистенциализма как гуманизма», неожиданно представлен как радикальный критик марксистских идей. На самом деле Сартр, приехавший в СССР в 50-е годы, выступил критиком советской (вульгарно-социологической) интерпретации учения Маркса. И был совершенно прав, поскольку эта интерпретация (этот штамп, наклейка) до сих пор скрывает от нас подлинный марксизм, его экзистенциальные, философскоантропологические корни. Приведу лишь один пример со знаменитым Шестым тезисом о Фейербахе. Маркс пишет: «... сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность (ансамбль) всех общественных отношений». Тысячи страниц советского политеза были потрачены на доказательство того, что из этого следует некий приоритет общества над личностью, коллективного над индивидуальным в учении Маркса. Причем, то, что одни выдавали за достижение, другие, противники марксизма, выдавали за такую червоточину, которая вообще снимает вопрос о марксистском гуманизме. Однако ни тем, ни другим не хватало элементарного знания подтекста этих строк, понимания того, что молодой Маркс, как истинный ученик Гегеля, говорил о сущности в её действительности или о «действительной сущности» не в смысле преобладания внешнего (общественного) над внутренним (личностным), а именно так, как это понимал Гегель в «Науке логики», как момент абсолютного единства внутреннего и внешнего. Отсюда, в частности, следует, что понятие «совокупности всех общественных отношений» в равной степени указывает как на фактор внешней общественности 163 (общества), так и внутреннюю общественность личности, взятые в их единстве 1. Казалось бы вывод, который следует из тщательного изучения марксовских текстов, гласит: философия Маркса совершила настоящий прорыв в области гуманистики и всего философско-антропологического знания, открыв до того скрытую «материю человека», утонченную природу социальности как глубинной характеристики личности, широкую проблематику социального гуманизма, который сам Маркс предпочитал называть «реальным гуманизмом». Но вместо всего этого мы находим зады радикально-либерального бума начала 90-х годов XX века: «В целом философия Маркса скорее обесценила (?! - В.Ж.) человека...» (с. 42). Еще одно замечание касается имени Н.А. Бердяева, хотя и представленного в тексте, но явно в ретушированном виде. Совершенно очевидно, что учебник по основам современного (светского) гуманизма не может обойти стороной ожесточенную полемику русского философа с представителями светского гуманизма, его попытку повернуть вспять логику гуманистической эволюции европейской мысли, его призыв к «новому средневековью» и т. д. Вообще это сражение (разумеется, идейное) с представителями религиозного гуманизма светский гуманизм может откладывать сколь угодно долго, но нельзя делать вид, что здесь нет проблемы, причем самой принципиальной проблемы. И без союзников, в том числе из стана «социальных гуманистов», здесь не обойтись. И еще одно наблюдение. Понятно, что учебник по основам современного гуманизма имеет право на существование, как и сама учебная дисциплина по широкому кругу проблем современной ГУМАНИСТИКИ. Но нельзя забывать, что эта проблематика пронизывает всю толщу гуманитарных и не только гуманитарных наук. Следовательно, необходимо специальное учебное пособие с методическими указаниями на способы рассмотрения проблем современного гуманизма в рамках традиционных учебных курсов философии, культурологии, политологии и т. д. Это еще один нереализованный потенциал акцентирования гуманистического мировоззрения в структурах современного сознания и самосознания. В заключении нужно отметить, что данное издание, как, впрочем, очень многие современные издания, содержит массу «технического брака», который необходимо устранить при подготовке второго издания. Ученик не должен сомневаться, например, в подлинном звучании имени французского философа - Жан-Поль Сартр, а не «П. Сартр» (с. 43). Хочется еще раз поздравить авторов с первой пробой пера на ниве ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ и пожелать им трудов праведных и благородных, скорого и богатого урожая учеников и последователей. В. Д. Жукоцкий, член Российского гуманистического общества (Москва) 164 Источник: Вестник Российского философского общества, 2002, № 4. 1 См. подробнее кн.: Жукоцкий В.Д. Маркс после Маркса. Материалы по истории и философии марксизма в России. - Нижневартовск: Приобье. 1999. - С. 35-79. |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |