В последние тридцать лет интеллигенция ни о
чем так много не говорила, как об общине, и все-таки происхождение
современной русской общины с периодическими переделами земли осталось для нее неясным.
Община представляет собою плод самых симпатичных сторон народного
духа — вот все, что знает и что беспрестанно повторяет наша
интеллигенция. Историческая наука изображает дело менее чувствительно,
но зато более точно.
Периодических переделов пахотной земли,
подобных существующим в нынешней России, не знала наша древняя сельская
община, возникшая на развалинах родового быта, который, - не во гнев
почтенным теням славянофилов, — существовал у русских славян, как и повсюду.
Пахотная земля составляла неотъемлемую и нераздельную собственность
крестьянского, иногда очень многочисленного семейства. Происходившие
по тем или другим поводам переверстки не изменяли размеров
принадлежавшей каждой данной семье поземельной собственности,
они только перемещали ее в пространстве. Но по мере развития
государственной власти и чисто восточного деспотизма царей дело
принимало иной оборот. Прикрепленные к земле крестьяне утратили свое
исконное право на нее; она стала считаться не крестьянской, а
государственной, или, точнее, государевой собственностью. Введение
подушной подати нанесло последний удар старому порядку. Если «тяглая»
земля принадлежит не крестьянам, а государю, если каждая
попавшая в ревизию «душа мужеского пола» обложена налогом, то отсюда, по
справедливому замечанию г-жи Ефименко, неизбежно следует тот «естественный
вывод, что государство обязано обеспечить за каждою душой
возможность платить путем наделения ее землею». Излишне
прибавлять, что для государства речь шла собственно не об «обязанности», а о
простой экономической выгоде, — это ясно само собой. «Когда каждый
крестьянин будет поселен и удовольствован пашенною землею, сенными покосами
и прочими угодиями, — рассуждал один воевода прошлого века, — тогда уже не
будет иметь причины только из одного (как ныне есть) дневного пропитания меж двор
скитаться, но и под страхом, не только о своем доме и о пропитании,
но и о заплате подушных денег всячески стараться и прилежать
должен». Но в Петербурге и без воеводы хорошо знали, как выгодно будет государству, когда
земельный надел даст каждой ревизской душе
возможность «прилежать о заплате подушных денег». Правительство
энергично занималось «генеральным поравнением» («чтобы у них, крестьян, земли на душу сколько кому
следует уравнительно
348
было»). Напрасно ходатайствовали крестьяне «о неотъеме
от них старинной их владеемой земли», — их
прошения оставлялись без внимания. Нередко дело доходило до открытого
сопротивления властям. Крестьяне восставали против новых порядков,
«собравшись многолюдственно, с дубьем и дрекольем». Их усмиряли и «забирали» военные команды, им «чинили нещадное батожьем наказание».
В конце концов правительство,
разумеется, добилось своего, крестьяне покорились, новые «устои» землевладения были заложены и
упрочены. Они составили прочнейшую
основу всего нашего государственного порядка.
Там, где правительство не прибегало к прямому
насилию для введения
новой формы общины, оно достигало своей цели косвенным путем соединенного
действия круговой поруки и несоразмерных с доходностью
земли платежей. Обязанные платить за малоземельных недоимщиков, многоземельные крестьяне находили
выгодным прибегать к периодическим
переделам земель, чтобы таким образом вознаграждать себя за уплату недоимок. Так совершались «добровольные переходы к общинному землевладению» в некоторых, и
именно наиболее бедных уездах Черниговской губернии *).
Легко понять, что помещикам «генеральное
поравнение» было не
менее выгодно, чем правительству. «Удовольствовать крестьян землей» значило обеспечить рабочие силы крепостных
душ. Вот почему мы видим, что еще в
тридцатых и сороковых годах нынешнего столетия помещики вводят периодические переделы земель в таких местностях Малороссии, где их раньше не было.
Наделяя (за деньги, конечно, и притом за
очень большие деньги) «освобожденных» в 1861 г. крестьян землей, правительство
руководствовалось интересами казначейства: безземельный крестьянин представлял бы
собой слишком сомнительную платежную силу. Цепь, привязывавшая к земле крестьянина,
не была разрублена. Но после крымского
погрома правительство убедилось, что ему нужны не одни только крепкие земле крестьяне. Была признана
очень нужной, пустившая к тому
времени довольно глубокие корни, крупная промышленность, требовавшая свободных
«рук». Приходилось идти на уступки. Державшая
крестьянина привязь были удлинена ровно настолько, чтобы он мог поработать не на одно только
казначейство, но также и
*) Смотри об этом у Кейсслера в
третьем томе его сочинения: «Zur Geschichte und Kritik des bäuerlichen Gemeindebesitzes in Russland», стр. 56—60.
Кейсслер был едва ли не первым (в 1876 г.) писателем,
высказавшим вышеизложенную теорию происхождения
современной общины с переделами. Чичерина считать нельзя, так как он не имел никакого понятия о древних формах землевладения в России.
349
на капиталистов и на помещиков. Все законоположения о
крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, испытали на себе
влияние этой сделки. Правительство не устраняет общины с переделами,
но в то же время издает ряд законов, ведущих к ее разложению. Она
надеется, что такая двойственность «удовольствует» и казначейство, и предпринимателей. В
течение некоторого времени могло казаться, что действительность не обманет
его ожиданий. Бедность крестьян заставляла их продавать свою рабочую силу за
самую ничтожную плату, которая, немедленно и отбиралась у них почти целиком,
в виде всякого рода налогов. Но уже с конца шестидесятых годов можно было
заметить, что придуманная освободителями «хитрая механика» имеет в
высшей степени важный недостаток: беспощадно разоряя крестьянина,
она тем самым причиняет возрастающее оскудение казначейства. В семидесятых годах
этот недостаток сделался еще заметнее. Даже слепорожденные
«государственные младенцы» стали, по-видимому, сознавать, что дело
идет не ладно, что экономическая основа царизма расшатывается, что
из-под его ног начинает ускользать почва. Но, разумеется, не эти
младенцы могли бы дать иное направление естественному ходу экономического процесса.
И замечательное дело: разложение
крестьянского хозяйства пошло с очевидным и постоянно возрастающим
ускорением, в особенности с тех пор, когда царская политика
окончательно и бесповоротно свернула в сторону реакции. В 1881 году
вступил на престол Александр III, который торжественно объявил, точнее сказать - за которого торжественно объявили: «правительство идет, встаньте, господа!». Публика «встала» — и что же увидела она, какое зрелище представлялось ей в течение всего царствования
нового самодержца? Разрушение экономической основы царизма — мучительный,
тяжелый процесс, который становился
тем мучительнее и тем тяжелее, чем более
росло усердие охранителей. Россия уже не оправлялась после неурожая 1880 года, да при существующих условиях она
и не могла оправиться. Уже в 1882 году поступление прямых налогов оказалось на 5 мил. рублей ниже «сметных предположений» и на
один миллион ниже поступления
предшествовавшего 1881 года. В 1883 г. многие губернии вынуждены были просить продовольственные ссуды, так как урожай этого года местами был посредственный, а
местами и вовсе плохой, даже по официальным сведениям. Последующие годы
только ухудшили общее положение дел.
«Царское правительство приходит слишком поздно, —
неуклонно отвечала экономия на торжественные
350
возгласы реакционеров. Экономическое банкротство или
свержение абсолютизма — таков единственный выбор, представляющийся современной
России». Мы остались глухи к голосу экономии. Мы «разочаровывались» и
«унывали» в то время, когда надо было действовать, когда надо
было бороться и когда за успех борьбы ручалась несокрушимая сила
истории. Что же мы выиграли своим смирением? Решило ли оно страшный
вопрос, стоявший перед нами? Десяти лет реакции достаточно
было для того, чтобы привести наше отечество на край погибели.
Напрасно земства рекомендуют теперь крестьянам улучшенные способы обработки
земли; напрасно толкуют они о «глубоко-захватывающем плуге». Кто даст
денег на покупку таких плугов? Чем приводить их в движение? Как выкупить земли,
заложенные и перезаложенные Разуваевым? Не напоминают ли наши земские
радетели доктора, который уверял умиравших от холода и голода бедняков, что в холодное
время нужно:
Как можно теплей
укрываться,
И тут же совет рассудительный дал
Здоровою пищей питаться.
Сами крестьяне гораздо лучше понимают свое
современное экономическое
положение.
- А хозяйство как же? спросил корреспондент
«Нового Времени» крестьян,
шедших из голодной местности на заработки.
— Да уж хозяйства решились. Что уже говорить!
Какое хозяйство без лошадей? Хоть бы жен и детей прокормить.
«Одновременно, на всем пространстве бедствующих
губерний, словно электрическая искра, пронеслась уверенность в невозможности
дальнейшей борьбы, — говорит г. Шарапов в той же газете. И странное дело!
Пр9дажа скота и лошадей приобрела характер не столько личной необходимости
в деньгах или невозможности прокормить, сколько чисто
эпидемический характер: всепродают».
Нечего и говорить: теперь, когда, по расчетам
местных жителей, на 50 душ крестьян в голодающей России останется одна
лошадь, на 40 душ
одна корова, дальнейшая борьба с природой за свое существование стала совершенно невозможна для крестьянина.
Чтобы вывести его из нужды, необходимо изменить общественные
условия земледелия.
Голод 1891 года делает невозможным дальнейшее
существование нашего государственного строя. Это почти одинаково
хорошо сознается как в обществе, так и в «правящих сферах». Теперь даже
губернаторы говорят о необходимости изменения нашей податной системы,
этого
351
источника крестьянского порабощения. По словам
«С.-Петербургских Ведомостей», «в правительственные учреждения
представлена записка одного
из губернаторов Поволжского края, в которой указывается на необходимость перейти на будущее время к новой
организации платежа податей. Признавая бедственное положение населения
большинства губерний, происходящее вследствие громадной его задолженности,
губернатор указывает на то, что главною причиною служит необходимость уплаты недоимок, заставляющая крестьян продавать
свой хлеб почти за бесценок. В видах борьбы с этим злом, губернатор
предлагает принимать от крестьян зерно в счет
государственных, земских и иных платежей».
Орган г. Суворина «Н. В.» (16 окт.) находит, что «ничего неосуществимого губернаторский проект собою не
представляет». Не желая спорить с
ним по этому поводу, мы заметим только, что превращение денежных податей в
натуральные далеко не означает освобождения крестьянина от крепостной
зависимости по отношению к государству.
Напротив, если бы оно было осуществлено, оно привело бы к еще большему закрепощению крестьянина, к еще большему
вмешательству администрации в его
хозяйственную жизнь. А во что может обойтись крестьянину это
вмешательство, показывают, например, просветительные подвиги могилевского помпадура.
Этот почтенный администратор решил,
во-первых, заняться улучшением породы крестьянских лошадей. Сказано —
сделано. На покупку заводских жеребцов взыскано в 4-х уездах по 33 коп. с
надела; на содержание их «предложено» вносить ежегодно по 22 копейки с такой же
хозяйственной единицы. «Это предприятие... не обошлось, однако, к сожалению,
без некоторых промахов, тяжко отозвавшихся на населении, — скромно говорит
корреспондент («Р. В.» № 215). Случные дворы поставлены под надзор
крестьянских присутствий и местной полиции. Пользование жеребцами является не
правом крестьян, а поставляется им в непременную обязанность; крестьяне водят
своих кобылиц на дворы не по собственному желанию и усмотрению, а по наряду,
следовательно, зачастую тогда, когда это не имеет смысла. Дабы дело
улучшения породы происходило без замедления, в некоторых уездах,
напр. в Могилевском, по распоряжению уездной администрации,
уничтожены все крестьянские жеребцы; водить на дворы своих кобылиц
крестьянам приходится иногда верст за 40, в весеннюю ростепель, что
далеко не легко». Но заботливость мудрого администратора не ограничилась этими
мудрыми мероприятиями. Он предпринял не более и не менее как замену
трехпольного крестьянского хозяй-
352
ства — шестипольным. Вводиться эта новая мера будет
губернскими по крестьянским делам присутствиями, по раз навсегда
установленному шаблону. «Члены крестьянских присутствий настолько
завалены работой каждый по своему ведомству, — продолжает тот же
корреспондент, — что вникать в хозяйственные условия каждого селения — они не имеют
времени, да зачастую и знания их не достаточны; поэтому при такой постановке
дела шаблон, пожалуй, и необходим, но результаты применения его могут быть и очень
печальны; сомневаться же в наличности нужных технических знаний у членов крестьянских присутствий более чем позволительно... Принудительная
ломка всего сельскохозяйственного
уклада крестьянского населения была бы тогда только допустима, если бы она
основывалась на техническом и экономическом расчете такой точности и
приспособленности к частные условиям
хозяйства каждого населения, что исключала бы возможность ошибки и связанного с нею убытка для и без
того небогатого белорусского
земледельца... В нашем случае нет и следа правильного и точного расчета. Поэтому на первых же порах
встретятся крупные промахи. На один
из них можно указать уже и теперь. Крестьяне, согласно предписанию, посеяли клевер на семена на огородах. Крестьянские огороды всегда очень сильно удобрены;
поэтому клевер разовьется очень
роскошно, поляжет и перепутается, даст массу корма, но на семена годиться не будет, так как сильное
развитие зеленых частей растения
мешает обильному семяношению и препятствует равномерности созревания семян.
Первый блин выйдет непременно комом; этого
же обязательно следует избегать в каждом деле, а тем более в таком, где ломается хозяйство всего населения не по
его доброй воле, а по предписанию; а
ведь от хозяйства крестьянина зависит его благосостояние».
Нет,
не шестипольная система и улучшенное коневодство, насаждаемые мощною рукою помпадуров, спасут Россию от конечного разорения: минуй нас пуще всех печалей и барский
гнев, и барская любовь!
Сознание необходимости общественной самодеятельности начинает проникать и в нашу легальную литературу,
которая все чаще и чаще заговаривает теперь об обязанностях «общества» и
перед самим собою, и перед трудящейся
массой. «Голод — великий урок, говорят «Новости».
Надо во что бы то ни стало суметь им воспользоваться... Точно так же как
тридцать пять лет тому назад севастопольская кампания выяснила нам дурные стороны нашей жизни и послужила пово-
353
дом к ее исправлению, нынешнее народное бедствие должно
послужить к нашему вящему отрезвлению и обновлению» (№ 274).
Совершенно верно, господа. Нынешнее бедствие
заставляет невольно вспоминать о севастопольском погроме, положившем
конец «незабвенной» николаевщине. К сожалению, ни в «Новостях» и ни в каком
другом органе русской легальной печати мы не нашли даже отдаленного
намека на важнейшую отличительную черту переживаемой нами эпохи.
Севастопольское поражение выдвинуло на очередь такие реформы нашего общественного
быта, которые — худо ли, хорошо ли — в состоянии было предпринять и
выполнить салю правительство. Да и эти реформы предприняты были лишь под
давлением общественного мнения. Теперь не то. Теперь история настоятельно требует от
нас таких действий и реформ, на исполнение которых у царского
правительства не хватит ни уменья, ни — тем менее — охоты. Теперь необходимо:
1)
Немедленно
найти средства для продовольствия сорокамиллионного
населения пострадавших от неурожая губерний и для помощи рабочему классу, бедствующему от причиненной
неурожаем безработицы. Для этого нужно, по умеренному расчету, от 300 до 400
миллионов, которых, разумеется, нам никогда не дождаться от г. Вышнеградского.
2)
Помочь
русскому крестьянству восстановить свое земледельческое
хозяйство, в конец разоренное многовековым грабежом, практиковавшимся
помещиками и царскими чиновниками.
3)
Сверху до
низу переделать нашу финансовую систему, всею своею тяжестью лежавшую до сих пор на
спине крестьянина.
Эти реформы могут быть предприняты лишь по
почину всей русской земли и осуществлены лишь при ее деятельном участии. Осуществите их — и вы похороните русский царизм. Но никакое правительство никогда еще не поднимало на себя руки.
Поэтому, ничего не ожидая от царизма,
надо действовать вопреки ему. Все честные русские люди, которые, не принадлежа к миру дельцов,
кулаков и русских чиновников, не ищут своей личной пользы в бедствиях народа,
должны немедленно начать агитацию в пользу созвания Земского Собора, долженствующего сыграть роль Учредительного
Собрания, т. е. положить основы
нового общественного порядка в России.
Разумеется, в деле подобной агитации непременно должны
обнаружиться партионные и фракционные различия, существующие в среде людей
революционного или оппозиционного образа мыслей. Но эти
354
различия
ничему не помешают. Пусть каждая партия и каждая фракция делает дело,
подсказываемое ей ее программой. Результатом разнородных усилий явится новый
общественно-политический строй, который во всяком случае будет большим
приобретением для всех партий, кроме достаточно уже опозорившейся партии
кнута и палки.
То,
что мы предлагаем здесь, есть не утопия, измышленная изгнанником, оторванным
от родной почвы, а насущное, неизбежное дело. Вы можете, если хотите, осмеять
наше предложение сегодня. Но ваша апатия не разрешит страшного вопроса. Если
не теперь, то через год, если не через год, то через несколько лет вам придется
считаться с этим вопросом. И тогда, как и теперь, перед вами будет лежать только
один путь действий борьба с царизмом. И чем раньше вступите вы нa него, тем больше выиграет вся
Россия. Полное экономическое разорение нашей страны может быть предупреждено
лишь полным политическим ее освобождением!