Г. В. Плеханов. Евангелие от декаданса. III
Начало Вверх

406

III

С точки зрения анимизма, достигшего известной степени раз­вития, человек, как и вся вселенная, есть создание бога или бо­гов. С тех пор как человек приучается смотреть на бога, как

407

на своего отца, он, естественно, начинает считать его источником всяких благ. И так как свобода во всех ее разновидностях пред­ставляется ему благом, то он и видит в боге источник своей, сво­боды. Поэтому нет ничего удивительного в том, что отрицание бога представляется ему отрицанием свободы. Эта психологи­ческая аберрация вполне естественна на известной стадии ум­ственного развития человечества. Но она все-таки есть не более, как аберрация. Основывать на ней критику механического ми­росозерцания — значит просто-напросто не понимать ее природы и обнаруживать наивность, совсем не достойную «глубоко куль­турного» человека.

Г-н Мережковский продолжает: «Прежде всего — вывод: нет бога; или вернее: человеку нет никакого дела, да бога, между человеком и богом нет соединения, связи, религии, ибо между и значит связь человека с богом» *.

Само собою разумеется, что если нет бога, то между человеком и богом нет другой связи, кроме той, которая существует между человеком и его вымыслом. Но в этом «выводе», как таковом, нет ничего страшного.

Почему же его так боится г. Мережковский? Наш автор отвечает:

«Этот догматический позитивизм (потому что у позитивизма есть тоже своя догматика, своя метафизика и даже своя мисти­ка) неизбежно приводит к догматическому материализму: «Брюхо в человеке — главное дело. А как брюхо спокойно, зна­чит, и душа жива, — всякое деяние человеческое от брюха происходит». Утилитарная нравственность — только переходная ступень, на которой нельзя остановиться между старою метафизическою моралью и тем крайним, но неизбежным выводом, который делает Ницше из позитивизма — откровенным аморализмом, отрицанием всякой человеческой нравственности. Интеллигент не сделал этого крайнего вывода потому, что был удер­жан от него бессознательными пережитками метафизического идеализма. Босяка уже ничто не удерживает; и в этом отноше­нии, так же как и во многих других, он опередил интеллигента: босяк — откровенный и почти сознательный аморалист» **.

Здесь под догматическим, позитивизмом г. Мережковский понимает собственно материализм: ведь известно, что позити­визм новейшего толка (позитивизм Маха, Авенариуса, Петцоль­да) отрицает механическое объяснение природы. Поэтому я и могу ограничиться рассмотрением того, в какой мере применима к материализму мысль, заключающаяся в только что приведен­ных мною строках г. Мережковского. А едва возникает передо

* Там же, стр. 61.

** Там же, стр. 61 — 62.

408

мною этот вопрос, мне вспоминаются следующие слова Энгельса, бывшего, как известно, одним из самых замечательных материа­листов XIX столетия.

«Под материализмом, — говорит он, — филистер понимает обжорство, пьянство, тщеславие и плотские наслаждения, жадность и скупость, стремление к наживе и биржевые плутни, короче, — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне. Идеализм означает у него веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще «лучший мир», о котором он кричит перед другими и в который сам начинает веровать разве лишь тогда, когда у него болит с похмелья [голова], или когда он обанкротится, словом, когда ему приходится переживать неприятные последствия «материалистических» излишеств. Лю­бимая поговорка филистера гласит: Что такое человек? — полу­зверь, полуангел» *.

Этими словами Энгельса я хочу сказать совсем не то, что г. Мережковский лишь изредка бывает расположен к идеализму, т. е. что он лишь изредка верит в добродетель, любит человечество и т. д. Я вполне и охотно верю в его искренность. Но я не могу не видеть того, что свойственный ему взгляд на материализм заимствован именно у того же филистера, о котором говорит Энгельс. И само собой разумеется, что, перейдя от филистера к г. Мережковскому, взгляд этот не сделался основательнее. Г-н Мережковский считает себя призванным поведать миру новое религиозное слово. С этой целью он и критикует наш» грешные материалистические взгляды. Но беда в том, что в кри­тике этих взглядов он ограничивается повторением очень ста­рых заблуждений.

В данном случае его заблуждения опять тесно связаны с ани­мизмом. Я показал уже, в первой статье, что на самых ранних ступенях общественного развития нравственные понятия людей независимы от их веры в существование духов. Потом понятия эти мало-помалу очень крепко срастаются с представлениями о тех духах, которые играют роль богов. И тогда начинает казаться, что нравственность основывается на вере в существо­вание богов и что с падением этой веры должна пасть и нравствен­ность. Покойный Достоевский был глубоко убежден в этом. Как видно, то же убеждение разделяет и наш автор. Но и тут мы имеем дело с такой психологической аберрацией, которая будучи вполне понятной, не перестает от этого быть только аберрацией, т. е. нимало не приобретает значения до­вода.

Несомненно, могут встретиться люди, вполне искренно го­товые повторить знаменитую фразу: «если бога нет, то все поз-

* «Людвиг Фейербах», СПБ. 1906, стр. 50 1.

409

волено» 1. Но пример таких людей ровно ничего не доказывает. Впрочем, нет, я выражаюсь неточно: пример этот совсем не до­казывает того положения, в защиту которого его обыкновенно приводят. Но он довольно убедительно доказывает обратное по­ложение. Дело тут вот в чем.

734

К стр. 408

1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, стр. 358.

735

    К стр. 409

     1 Слова Ивана Карамазова из романа Достоевского «Братья Кара­мазовы» (См. примечание 3 к стр. 63).

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020