а) Л. Н. Толстой
Начало Вверх

367

2. НАШИ СОВРЕМЕННЫЕ ПОПЫТКИ ОСНОВАНИЯ РЕЛИГИЙ, СВОБОДНЫХ ОТ «СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО» ЭЛЕМЕНТА

а) Л. Н. ТОЛСТОЙ

Я не намерен входить здесь в разбор учения Л. Н. Толстого. Это неуместно, да и не нужно, так как его учение очень хорошо разобрано в книге Л. Аксельрод: «Tolstoi's Weltanschauung und

368

ihre Entwicklung» * 1. Я хочу только коснуться религии Тол­стого, да и то с той лишь ее стороны, которая имеет отношение к интересующему меня здесь вопросу об анимизме.

Сам Л. Н. Толстой считает свою религию свободной от вся­кого «сверхъестественного» элемента. Сверхъестественное есть для него синоним бессмысленного и неразумного. Он смеется над людьми, привыкшими считать «сверхъестественное, т. е. бессмысленное» главным признаком религии. «Утверждать, что сверхъестественность и неразумность составляют основные свойства религии, — говорит он, — все равно, что, наблюдая только гнилые яблоки, утверждать, что дряблая горечь и вред­ное влияние на желудок есть основное свойство плода яблока»**. Что же такое религия, но мнению Л. Н. Толстого?

Ответ: «Религия есть определение отношения человека к на­чалу всего и вытекающего из этого положения назначения чело­века и из этого назначения правил поведения» ***.

В другом месте того же сочинения Л. Н. Толстой дает, следую­щее определение религии: «Истинная религия есть такое соглас­ное с разумом и знаниями человека установленное им отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его поступками»****. На первый взгляд эти — в сущности совершенно тождествен­ные между собой — определения религии кажутся очень стран­ными. Они неизбежно вызывают вопрос: да почему же это на­зывается религией? Определить свое отношение к «началу всего» или (согласно второму определению) к «бесконечной жизни», окружающей человека, еще не значит положить основу рели­гиозного миросозерцания. И точно так же руководиться в своем поведения своим взглядом на «начало всего» (на «бесконечную жизнь») еще не значит быть религиозным. Вот, например, Дидро очень старательно определял «свое отношение к началу всего» и строил на его определении свою этику; но он в тот период своей жизни, когда его взгляд на «начало всего» сделался взгля­дом убежденного материалиста, совсем не был религиозен. В чем же тут дело? Мне кажется, что все дело тут в одном слове: «назначение». Л. Н. Толстой думает, что, определив свое отно­шение к «началу всего», человек тем самым определит свое «на­значение». Но «назначением предполагает, во-первых, тот предмет или то существо, которому оно дается, — в интересую­щем нас случае, человека, — а во-вторых, то существо или ту силу, которое (или которая) дает человеку его «назначение».

* [«Мировоззрение Толстого и его эволюция».]

** Л. Н. Толстой, Что такое религия и в чем сущность ее, изд. «Свободн. Слова», 1902, стр. 48 2.

*** Цит. соч., Стр. 48—49 3.

**** Там же, стр. 11. Подчеркнуто у Толстого 4.

369

И это существо или эта сила, очевидно, обладает сознатель­ностью: иначе оно не могло бы давать человеку его «назначение», ставить перед ним определенную задачу. Как же мы должны представлять себе это сознательное существо? На этот вопрос мы тоже находим ясный ответ у Толстого. Ему не нравится нынешнее преподавание религии. По его мнению, не следует внушать детям и подтверждать взрослым «веру в то, что Бог послал сына своего, чтобы искупить грехи Адама, и установил свою церковь, которой надо повиноваться» *. Он убежден, что несравненно лучше было бы, если бы детям «внушалось и под­тверждалось то, что Бог есть дух, проявление которого живет в нас, и силу которого мы можем увеличить своей жизнью»**. Но внушать детям, что бог есть дух, проявление которого живет в нас, — значит сообщать им известные анимистические представления. Таким образом, оказывается, что сознательное существо, давшее человеку его назначение, есть дух. Что же такое дух? Об этом я достаточно говорил в первой статье. Здесь я могу ограничиться тем замечанием, что если дух есть, как мы знаем, такое существо, волей которого причиняются явления природы, то он стоит над природой, т. е. должен быть признан сверхъестественным существом ***. А это значит, что ошибается Л. Н. Толстой, считая свою религию свободной от веры в «сверхъ­естественное».

Что же ввело его в ошибку? В его представлении «сверхъесте­ственное» отождествилось с «бессмысленным» и неразумным 4. А так как его собственная вера в бытие бога, который «есть дух», не только не казалась ему бессмысленной и неразумной, но, напротив, считалась им за проявление самого здравого смысла и самого высшего разума, то он и решил, что в его религии нет места для «сверхъестественного». Он позабыл или не знал, что верить в «сверхъестественное» именно и значит признавать су­ществование духов или духа (что совершенно все равно). В раз­личные исторические эпохи вера в духов (анимизм) принимает до такой степени различный вид, что люди одной из них считают бессмыслицей ту веру в «сверхъестественное», которая считалась

* Цит. соч., стр. 50 1.

** Там же, та же стр. 2.

*** «Der Glaube, dass ein Gott ist oder, was dasselbe, ein Gott die Welt macht und und regiert, ist nichts anderes als der Glaube, d.h. hier die Ueberzeugung oder Vorstellung, dass, die Welt, die Natur nicht von Naturkraften oder Naturgesetzen, sondern von denselben Kräften und Beweggrun­dеп beherrscht und bewegt ist, als der Mensch». (L. Feuerbachs Werke, IX, S. 334) [«Вера в то, что бог существует, или, что то же, что бог соз­дал мир и правит им, есть не что иное, как вера, т. е. убеждение и пред­ставление, согласно которым мир, природа управляется не естественными силами или естественными законами, а теми же силами и двигателями, как и человек» (Л. Фейербах, Соч., IX, стр. 334)] 3.

370

проявлением высшего разума в продолжение другой или даже нескольких других. Но эти недоразумения между людьми, стояв­шими на точке зрения анимизма, нимало не устраняли основ­ного характера верования, общего им всем; верование это было верой в существование одной или нескольких «сверхъестествен­ных» сил. И только потому, что всем им свойственна была такая вера, все они имели религию. Религии, чуждой анимистических представлений, до сих пор не было, да и быть не может: свой­ственные религии представления всегда имеют более или менее анимистический характер. Пример религии Л. Н. Толстого может служить новым доказательством этой истины. Л. Н. Толстой — анимист, и его нравственные стремления окрашиваются в религиозный цвет лишь в той мере, в какой они сочетаются с верой в бога, который есть «дух» и который определил назна­чение человека.

730

 

К стр. 368

1 Книга Л. И. Аксельрод (Ортодокс) вышла в Штутгарте в 1902 г. На русском языке сборники статей Л. Аксельрод о Толстом вышли в советских изданиях в 1922 и 1928 гг.

2 Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений, т. 35, Гослитиздат, 1950, стр. 191.

3 См. там же.

4 См. там же, стр. 163.

К стр. 369

1См. Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений, т. 35, стр. 192.

2 См. там же.

3 Цитата из произведения Фейербаха «Theogonie» («Теогония»), гл. 36. «Die theoretische Grundlage des Theismus» («Теоретические основы теизма»), Лейпциг 1857. На русский язык эта работа не переведена.

4 В «Современном мире» слова «неразумным» в данном месте и в даль­нейшем тексте нет.

Яндекс.Метрика

© (составление) libelli.ru 2003-2020