367 2. НАШИ СОВРЕМЕННЫЕ ПОПЫТКИ ОСНОВАНИЯ РЕЛИГИЙ, СВОБОДНЫХ ОТ «СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО» ЭЛЕМЕНТА а) Л. Н. ТОЛСТОЙ Я не намерен входить здесь в разбор учения Л. Н. Толстого. Это неуместно, да и не нужно, так как его учение очень хорошо разобрано в книге Л. Аксельрод: «Tolstoi's Weltanschauung und 368 ihre Entwicklung» * 1. Я хочу только коснуться религии Толстого, да и то с той лишь ее стороны, которая имеет отношение к интересующему меня здесь вопросу об анимизме. Сам Л. Н. Толстой считает свою религию свободной от всякого «сверхъестественного» элемента. Сверхъестественное есть для него синоним бессмысленного и неразумного. Он смеется над людьми, привыкшими считать «сверхъестественное, т. е. бессмысленное» главным признаком религии. «Утверждать, что сверхъестественность и неразумность составляют основные свойства религии, — говорит он, — все равно, что, наблюдая только гнилые яблоки, утверждать, что дряблая горечь и вредное влияние на желудок есть основное свойство плода яблока»**. Что же такое религия, но мнению Л. Н. Толстого? Ответ: «Религия есть определение отношения человека к началу всего и вытекающего из этого положения назначения человека и из этого назначения правил поведения» ***. В другом месте того же сочинения Л. Н. Толстой дает, следующее определение религии: «Истинная религия есть такое согласное с разумом и знаниями человека установленное им отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его поступками»****. На первый взгляд эти — в сущности совершенно тождественные между собой — определения религии кажутся очень странными. Они неизбежно вызывают вопрос: да почему же это называется религией? Определить свое отношение к «началу всего» или (согласно второму определению) к «бесконечной жизни», окружающей человека, еще не значит положить основу религиозного миросозерцания. И точно так же руководиться в своем поведения своим взглядом на «начало всего» (на «бесконечную жизнь») еще не значит быть религиозным. Вот, например, Дидро очень старательно определял «свое отношение к началу всего» и строил на его определении свою этику; но он в тот период своей жизни, когда его взгляд на «начало всего» сделался взглядом убежденного материалиста, совсем не был религиозен. В чем же тут дело? Мне кажется, что все дело тут в одном слове: «назначение». Л. Н. Толстой думает, что, определив свое отношение к «началу всего», человек тем самым определит свое «назначение». Но «назначением предполагает, во-первых, тот предмет или то существо, которому оно дается, — в интересующем нас случае, человека, — а во-вторых, то существо или ту силу, которое (или которая) дает человеку его «назначение». * [«Мировоззрение Толстого и его эволюция».] ** Л. Н. Толстой, Что такое религия и в чем сущность ее, изд. «Свободн. Слова», 1902, стр. 48 2. *** Цит. соч., Стр. 48—49 3. **** Там же, стр. 11. Подчеркнуто у Толстого 4. 369 И это существо или эта сила, очевидно, обладает сознательностью: иначе оно не могло бы давать человеку его «назначение», ставить перед ним определенную задачу. Как же мы должны представлять себе это сознательное существо? На этот вопрос мы тоже находим ясный ответ у Толстого. Ему не нравится нынешнее преподавание религии. По его мнению, не следует внушать детям и подтверждать взрослым «веру в то, что Бог послал сына своего, чтобы искупить грехи Адама, и установил свою церковь, которой надо повиноваться» *. Он убежден, что несравненно лучше было бы, если бы детям «внушалось и подтверждалось то, что Бог есть дух, проявление которого живет в нас, и силу которого мы можем увеличить своей жизнью»**. Но внушать детям, что бог есть дух, проявление которого живет в нас, — значит сообщать им известные анимистические представления. Таким образом, оказывается, что сознательное существо, давшее человеку его назначение, есть дух. Что же такое дух? Об этом я достаточно говорил в первой статье. Здесь я могу ограничиться тем замечанием, что если дух есть, как мы знаем, такое существо, волей которого причиняются явления природы, то он стоит над природой, т. е. должен быть признан сверхъестественным существом ***. А это значит, что ошибается Л. Н. Толстой, считая свою религию свободной от веры в «сверхъестественное». Что же ввело его в ошибку? В его представлении «сверхъестественное» отождествилось с «бессмысленным» и неразумным 4. А так как его собственная вера в бытие бога, который «есть дух», не только не казалась ему бессмысленной и неразумной, но, напротив, считалась им за проявление самого здравого смысла и самого высшего разума, то он и решил, что в его религии нет места для «сверхъестественного». Он позабыл или не знал, что верить в «сверхъестественное» именно и значит признавать существование духов или духа (что совершенно все равно). В различные исторические эпохи вера в духов (анимизм) принимает до такой степени различный вид, что люди одной из них считают бессмыслицей ту веру в «сверхъестественное», которая считалась * Цит. соч., стр. 50 1. ** Там же, та же стр. 2. *** «Der Glaube, dass ein Gott ist oder, was dasselbe, ein Gott die Welt macht und und regiert, ist nichts anderes als der Glaube, d.h. hier die Ueberzeugung oder Vorstellung, dass, die Welt, die Natur nicht von Naturkraften oder Naturgesetzen, sondern von denselben Kräften und Beweggrundеп beherrscht und bewegt ist, als der Mensch». (L. Feuerbachs Werke, IX, S. 334) [«Вера в то, что бог существует, или, что то же, что бог создал мир и правит им, есть не что иное, как вера, т. е. убеждение и представление, согласно которым мир, природа управляется не естественными силами или естественными законами, а теми же силами и двигателями, как и человек» (Л. Фейербах, Соч., IX, стр. 334)] 3. 370 проявлением высшего разума в продолжение другой или даже нескольких других. Но эти недоразумения между людьми, стоявшими на точке зрения анимизма, нимало не устраняли основного характера верования, общего им всем; верование это было верой в существование одной или нескольких «сверхъестественных» сил. И только потому, что всем им свойственна была такая вера, все они имели религию. Религии, чуждой анимистических представлений, до сих пор не было, да и быть не может: свойственные религии представления всегда имеют более или менее анимистический характер. Пример религии Л. Н. Толстого может служить новым доказательством этой истины. Л. Н. Толстой — анимист, и его нравственные стремления окрашиваются в религиозный цвет лишь в той мере, в какой они сочетаются с верой в бога, который есть «дух» и который определил назначение человека. 730
К стр. 368 1 Книга Л. И. Аксельрод (Ортодокс) вышла в Штутгарте в 1902 г. На русском языке сборники статей Л. Аксельрод о Толстом вышли в советских изданиях в 1922 и 1928 гг. 2 Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений, т. 35, Гослитиздат, 1950, стр. 191. 3 См. там же. 4 См. там же, стр. 163. К стр. 369 1См. Л. Н. Толстой, Полное собрание сочинений, т. 35, стр. 192. 2 См. там же. 3 Цитата из произведения Фейербаха «Theogonie» («Теогония»), гл. 36. «Die theoretische Grundlage des Theismus» («Теоретические основы теизма»), Лейпциг 1857. На русский язык эта работа не переведена. 4 В «Современном мире» слова «неразумным» в данном месте и в дальнейшем тексте нет. |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |