Однако что же такое бог? Нам известно, что первобытный человек
верит в существование многочисленных духов. Но далеко не всякий дух есть бог.
Очень долго верили — а многие верят и поныне — в существование дьявола. Однако
дьявол не бог. В чем же заключаются отличительные признаки этого последнего
понятия?
По определению Пейна,
бог есть «благорасположенный» (к человеку. — Г. П.) дух,
который воплощается в известном материальном предмете, обыкновенно служащем
ему изображением (идолом. — Г. П.), и которому люди приносят в жертву
пищу, питье и т. д. в надежде получить от него за это помощь в своих житейских
делах *.
Это определение должно быть признано правильным в применении к
очень длинному культурному периоду. Но оно не совсем правильно в применении к
первым шагам человечества на пути культурного развития.
Пока человек представляет себе своего бога в виде зверя, он
считает его воплощенным не в каком-нибудь неодушевленном предмете, а именно в
данной животной породе. Животные, служащие тотемами, должны быть признаны
самыми первыми богами, каким только поклонялось человечество.
Кроме того, данное Пейном определение
предполагает такую степень индивидуализации богов, которая достигается
опять-таки далеко не сразу. В эпоху тотемизма богом служит не
индивидуум и не более или менее многочисленная группа индивидуумов, а целый
животный вид или целая животная разновидность: медведь, черепаха, волк,
крокодил, сова, орел, рак, скорпион и т. д. Человеческая личность еще совсем не
выделяется из кровного союза, и сообразно этому еще совсем не начинается процесс
индивидуализации богов. В этот первый период мы встречаемся с тем
замечательным явлением, что бог — точнее: божественный клан — не заботится о
человеческой нравственности, как это делает, например, бог христианский,
еврейский,
* Цит. у Эндрью Лэнга, The Making of Religion,
London 1900, p. 161 [Создание
религии, Лондон 1900, стр. 161.]
351
магометанский и т. п. Первобытный божественный клан наказывает
людей только за их грехи по отношению к нему самому. Мы знаем, что если туземец
о-ва Самоа съест свой тотем-черепаху, то он наказывается за это болезнью и
смертью. Но и тут первоначально наказанию подвергается не отдельное лицо, а
весь его кровный союз: кровная месть есть основное правило первобытной Фемиды.
Замечу, между прочим, что именно поэтому первобытный человек отнюдь не может
быть склонен к тому, что мы теперь называем свободой вероисповедания: бог
карает его за грехи его сородичей — иногда, как это делал Иегова, до четвертого
колена, — поэтому самое простое благоразумие требует от него, чтобы он
внимательно следил за тем, как ведут себя эти последние
но отношению к богу. Бытие определяет собою сознание.
На почве такой психологии вырастают, например, следующие факты.
Спенсер и Джилен сообщают, что некоторые
туземцы центральной Австралии воспитывают своих детей, как сказали бы мы
теперь, «в страхе божьем», т. е. уверяют их, что за известные дурные поступки
они будут наказаны некоторыми духами. А когда молодые люди достигают
совершеннолетия и становятся полноправными членами племени, тогда они узнают от
стариков, которые проделывают над ними известные обряды, сопровождающие
признание их совершеннолетия, что духов, требующих от них известного
поведения, вовсе нет, а наказывать их за дурные поступки будет само племя. И совершенно то же самое сообщает У. С. Берклэй
о некоторых огнеземельцах. Они уверяют своих детей, что их за
шалости накажет дух леса (очевидно, соответствующий нашему лешему), или дух
гор, или дух облаков и т. п. И для того, чтобы окончательно убедить их в
существовании этих духовных педагогов, они, так сказать, наряжаются духами,
обвешивая себя ветками, вымазываясь белой краской, — словом, придавая себе
страшный для ребенка вид. Но когда дети (т. е., собственно, мальчики)
достигают четырнадцатилетнего возраста и признаются совершеннолетними, то
старики, преподав им целый кодекс нравственности, признаются,
что роль страшных духов-педагогов играли их же соплеменники, а для большей
убедительности они сообщают им, как совершается процесс переодевания в таких
духов. Будучи посвящены в эту важную тайну, они обязываются свято хранить ее от
детей и женщин. Тому, кто нарушит эту тайну, грозит смертная казнь *.
* J.
G. Frazer, The Beginnings of Religion and Totemism
among the Australian Aborigines («The Fortnightly Review», July 1903 [Дж. Фрэзер, Зачатки религии и
тотемизма у австралийских туземцев («Двухнедельное обозрение», июль 1905], стр.
166—167).
352
Австралийцы и огнеземельцы принадлежат к
числу самых низших между известными теперь дикими
племенами. Они отнюдь не сомневаются в существовании духов, но они думают, что
только ребенок может верить, будто духи интересуются человеческой
нравственностью. На этой стадии общественного развития нравственность существует
независимо от анимистических представлений. Впоследствии она крепко срастается
с ними. Мы скоро увидим, какими общественными причинами вызывается это
интересное психологическое явление. Теперь же мы должны остановиться на
некоторых интересных пережитках тотемизма.
Несмотря на общераспространенное запрещение убивать животное,
служащее тотемом, существует обычай есть это животное,
соблюдая при этом известные религиозные обряды. Это, на первый взгляд,
парадоксальное явление объясняется тем, что клан, считавший себя связанным
узами тесного родства с данным животным, надеялся и считал нужным закрепить эту
связь, торжественно съедая мясо этого животного. Совершенное по такому мотиву
убийство священного животного считалось не грехом, а, напротив, делом благочестия.
Первобытная религия, запрещавшая людям убивать своего бога, требовала от лих,
однако, чтобы они ели его время от времени. На более высоких ступенях
религиозного развития этот обычай заменился обычаем приносить богу человеческие
жертвы. Так, жители древней Аркадии время от времени
приносили Зевесу человеческую жертву, причем ели
мясо принесенного в жертву человека и считали себя тогда превращенными в
волков, почему и называли друг друга волками (lykoi), а своего Зевеса — волкообразным (Zeus lykaios)
*. Тут ясно, что человеческая жертва заменила собою имевшее некогда место
периодическое едение мяса волка, служившего тотемом.
Аркадские люди-«волки», торжественно евшие когда-то волчье мясо,
стали потом есть мясо человека. Человека этого приносили в жертву Зевесу. Но Зевес представлялся
при этом волкообразным (lykaios). Эта его волкообразность показывает, что
он занял место старого бога-волка, вырос из волка благодаря длинному процессу
общественного развития. Если человек верил в существование кровной связи между
ним и животным, то неудивительно, что и бог его, сделавшись человекообразным,
не утратил еще воспоминания о своих старых родственниках — животных. Когда животнообразное (зооморфическое) представление о боге
уступает место человекообразному (антропоморфическому) представлению о нем,
тогда животное, бывшее
* S.
Reinach, Cultes, Mythes
et réligions, Tome I,
Paris 1905, р. 16. [С.
Рейнах, Культы, мифы и религии, т. I,
Париж 1905, стр. 16.]
353
прежде тотемом,
становится так называемым атрибутом. Известно, например, что у древних греков
орел был атрибутом Зевеса, сова — атрибутом Минервы,
и т. д.