330 II Религию можно определить как более или менее стройную систему представлений, настроений, и действий. Представления образуют мифологический элемент религии; настроения относятся к области религиозного чувства, а действия — к области религиозного поклонения или, как говорят иначе, культа. Мы должны прежде всего и больше всего остановиться на мифологическом элементе религии. Греческое слово «миф» значит — рассказ. Человека поражает известное — все равно, действительное или мнимое — явление. Он старается объяснить себе, как оно произошло. Так возникают мифы. Пример: древние греки верили в существование богини Афины (Минервы). Как произошла эта богиня? У Зевеса болела голова и, должно быть, болела очень уж сильно, потому что он решился обратиться к помощи хирургии. Роль хирурга выпала на долю Гефеста (Вулкана), который вооружился секирой и так сильно хватил царя богов по голове, что она раскололась, и из нее выскочила богиня Афина *. Другой пример: * [Примеч. из сборн. «От обороны к нападению»] 1. — По поводу моего указания на миф, сообщавший о происхождении богини Афины, г. В. Розанов в «Новом Времени» от 14-го октября 1909 г. упрекнул меня в том, что я будто бы забыл сказать, какое же явление объяснялось у греков Палладой-Афиной и особым способом; ее происхождения. Но мой удивительный критик, сам доводящий до сведения своего читателя, что он не дал себе труда прочитать мою статью, просто-напросто не понял, о чем я говорю. Я привел рассказ о происхождение Афины из головы Юпитера в качестве мифа, объясняющего, как произошла богиня Афина... А почему она произошла так, а не иначе, это уже совсем другой вопрос, на который отвечают не мифы, а науки — история религий и социология. О любезностях, с которыми обращается ко мне г. В. Розанов, толковать не стоит: на юродивых не обижаются, особенно когда они выступают в «Новом Времени». Интересно в психологическом отношении одно: известно ли г. В. Розанову, как объясняет современная наука особенность мифа о происхождении Паллады-Афины? В этом весьма позволительно, усомниться [стр. 187]. 331 древний еврей спрашивал себя: откуда произошел мир? На этот, вопрос ему отвечал рассказ о шести днях творения и о создании человека из праха земного. Третий пример: современный австралиец племени Эрентэ хочет знать, откуда взялась луна. Это его любопытство удовлетворяется рассказом о том, как в старину, когда еще не было луны на небе, умер и похоронен был один человек — Опоссум *. Скоро этот человек воскрес и вышел из могилы в виде мальчика. Его сородичи перепугались и пустились бежать, а он стал преследовать их, крича: «Не бойтесь, не бегите, а не то вы совсем умрете. Я же, хотя умру, но воскресну на небе». И вот он вырос, состарился, потом умер, но затем появился в виде луны и с тех пор он периодически умирает и воскресает **. Так объясняются не только происхождение луны, но и ее периодические исчезновения и появления. Я не знаю, удовлетворит ли такое объяснение кого-нибудь из наших нынешних «богоискателей»; полагаю, однако, что — никого. Но австралийского туземца оно удовлетворяет, так же как удовлетворял грека известного периода рассказ о появлении Афины из головы Юпитера или древнего еврея рассказ о шести днях творения. Миф есть рассказ, отвечающий на вопросы: почему? и каким образом? Миф есть первое выражение сознания человеком причинной связи между явлениями. Один из самых выдающихся немецких этнологов нашего времени говорит: «Миф есть выражение первобытного миросозерцания («Mythus ist der Ausdruck primitiver Weltanschauung») ***. И это в самом деле так. Необходимо очень примитивное миросозерцание для того, чтобы верить, будто луна есть вышедший из могилы и вознесшийся на небо человек — Опоссум. В чем же состоит главная отличительная черта этого миросозерцания? Она состоит в том, что человек, его держащийся, олицетворяет явления природы. Все эти явления представляются первобытному человеку действиями особых существ, имеющих, подобно ему, сознание, потребности, страсти, желание и волю. Уже на очень ранней ступени развития эти существа, будто бы вызывающие своими действиями известные явления природы, приобретают в представлении первобытного человека характер духов, и, * Опоссум — небольшое австралийское животное, принадлежащее к сумчатым. Мы еще увидим, каким образом, согласно представлениям дикарей, можно быть человеком и опоссумом или же каким-нибудь другим животным. ** A. van Gennep, Mythes et legendes d'Australie, Paris, p. 38. [А. ван Женнеп, Мифы и легенды Австралии, Париж, стр. 38.] *** D—r P. Ehrenreich, Die Mythen und Legenden der südamerikanischen Urvölker und ihre Beziehungen zu denen Nordamerikas und der Аlten Welt, Berlin 1905, S.10. [Д-р П. Эренрейх, Мифы и легенды южноамериканских дикарей в сопоставлении с мифами и легендами Северной Америки и Старого света, Берлин 1905, стр. 10.] 332 таким образом, складывается то, что Тейлор назвал анимизмом. «Принимают, — говорит этот исследователь, — что духовные существа управляют явлениями материального мира и жизнью человека или влияют на них здесь и за гробом; так как, далее, думают, что они сообщаются с людьми, что поступки последних доставляют им радость или неудовольствие, то рано или поздно вера в их существование должна привести естественно и, можно даже сказать, неизбежно к действительному почитанию их или желанию их умилостивить. Таким образом, анимизм в его полном развитии обнимает собою верования в управляющие божества и подчиненные им духи, в душу и в будущую жизнь — верования, которые переходят на практике в действительное поклонение» *. Это тоже правильно; но нужно помнить, что иное дело — вера в существование духов, а иное дело — поклонение им; иное дело — миф, а иное дело — культ. Первобытный человек верит в существование множества духов, но поклоняется он лишь некоторым из них **. Культ возникает из соединения анимистических идей с известными религиозными действиями. Нам, разумеется, нельзя будет миновать вопроса о том, чем обусловливается это соединение, но мы не должны забегать вперед. Теперь нам нужно ознакомиться с происхождением анимизма. Тэйлор справедливо замечает, что первобытный анимизм служит воплощением сущности спиритуалистической философии в ее противоположности философии материалистической ***. Но если это так, то изучение анимизма окажет нам двойную услугу: оно не только будет способствовать выяснению наших понятий о первобытных мифах, на и раскроет перед нами «сущность спиритуалистической философии». А этим никак нельзя пренебрегать в такую эпоху, когда многие стремятся воскресить философский спиритуализм ****. * Эдуард Б. Тейлор, Первобытная культура, т. II, СПБ. 1897, стр. 101. Ср. также: Elie Reclus, Les croyances populaires, Paris 1907, p. p. 14—15 [*Эли Реклю, Народные верования, Париж 1907, стр. 14—15] и Вундт, Völkerpsychologie, II. Band, 2-er Theil, S. 142 [Народная психология, т. II, ч. 2, стр. 142] и след. ** «Vermenschlichung und Personifizierung von Naturerscheinungen, — справедливо говорит Эренрейх, — bedingen an sich noch kein religiöses Bewußtsein» [«Очеловечение и персонификация явлений природы сами по себе еще не обусловливают никакого религиозного сознания»] (Цит. соч., стр. 25). *** Тэйлор, цит. соч., стр. 8 2. **** Интересно отметить, что анимизм нашел очень яркое выражение в одном из стихотворений Е. А. Баратынского. Вот это стихотворение («Приметы») 3: Пока человек естества не пытал Горнилом, весами и мерой, 333 Но детски вещаньем природы внимал, Ловил
ее знаменья с верой; Любовью
ему отвечала: Язык для него обретала. И замысла, в пору смирясь пред судьбой, Крутясь и подъемля щетину, Бросал он на
вражью дружину. Блаженство любви прорицала. В пустыне безлюдной он не был одним: Нечуждая жизнь в ней дышала. Баратынский наивно сожалел о том, что успехи ума лишили человека анимистических иллюзий: Но
чувство презрев, он доверил уму, И
сердце природы закрылось ему, Это, конечно, смешно, как заметил еще Белинский 1. Но анимистический взгляд все-таки выражен Баратынским как нельзя более ярко. 726 1 Перепечатывая первые две статьи в 1910 г. в сборнике «От обороны к нападению», Плеханов снабдил их новыми примечаниями, которые приводятся здесь с указанием страниц этого сборника. К стр. 332 1См. Э. Тэйлор, Первобытная культура, Соцэкгиз, 1939, стр. 265. 2 См. там же, стр. 264. 3 См. Е. Баратынский, Стихотворения, «Советский писатель», 1948, стр. 166-167. 1 В статье, посвященной творчеству Е. Баратынского, Белинский дает оценку стихотворения «Приметы», заканчивая ее следующей репликой: «Коротко и ясно: все наука виновата! Без нее мы жили бы не хуже ирокезов...» (В. Г. Белинский, Полное собрание сочинения, т. VI, АН СССР, 1955, стр. 471). |
© (составление) libelli.ru 2003-2020 |