Я сказал, что религия представляет собой
более или менее стройную систему представлений, настроений и действий. После того,
что мы узнали теперь о религиях разных племен и народов, нам нетрудно будет
дать себе отчет в том, как возникают первые два из указанных мною трех
элементов: представления и настроения.
Свойственные религии представления имеют анимистический характер и
вызываются неумением человека дать себе отчет в явлениях природы. К
представлениям, происходящим из этого источника, присоединяются впоследствии те
анимистические представления, с помощью которых олицетворяются и объясняются
людьми их отношения между собою.
362
Что касается религиозных настроений, то они коренятся в чувствах и
стремлениях людей, вырастающих на почве данных общественных отношений, и
изменяются параллельно с изменением этих отношений.
И те и другие, — и представления и настроения — могут быть объяснены лишь
с помощью той теоремы, которая гласит, что не сознание определяет собою бытие, а
бытие — сознание. Мне остается теперь сказать несколько слов о
действиях, стоящих в связи с религиозными представлениями и настроениями. Мы
отчасти уже знаем, как относятся такие действия к представлениям и настроениям этого рода. На известной стадии культурного развития анимистические
представления и связанные с ними настроения срастаются с нравственностью в
широком смысле этого слова, т. е. с понятиями людей о своих взаимных
обязанностях. Тогда человек начинает смотреть на эти обязанности, как на
заповеди, данные богом. Но хотя представление об этих обязанностях срастается с
анимистическими представлениями, однако оно отнюдь не вызывается ими. Нравственность
возникает раньше, чем начинается процесс срастания относящихся к ней
представлений с верой в существование богов. Религия не создает нравственности.
Она только освящает се правила, вырастающие на почве данного общественного
строя. Есть другого рода действия. Они вызываются не взаимными отношениями
людей, а отношением людей к богам или к богу. Совокупность этих действий и
называется, собственно, культом. Мне нет никакой
надобности много толковать в этой статье о культе. Скажу только, что если человек создает бога по своему образу и подобию — а мы уже знаем, что в известных,
указанных мною пределах это совершенно справедливо, — то ясно, что и свои
отношения к «высшим силам» он будет воображать по образу и подобию знакомых
ему отношений, господствующих в том обществе, к какому он принадлежит.
Это также подтверждается, между прочим, и примером тотемизма. Это подтверждается и тем, что в восточных деспотиях главных богов воображали в виде восточных
деспотов, а на греческом Олимпе господствовали отношения, очень напоминающие
устройство греческого общества героической эпохи.
В своем
поклонении богам (в своем культе) человек совершает те действия, которые
кажутся ему нужными для исполнения своих обязанностей перед богами или богом
*. Мы уже
* Боги
сильнее, нежели люди (Даниэль Бринтон говорит: «the
god is one who can do more than man»,
т. е. бог есть существо, могущее сделать более, нежели может сделать человек.
— «Religions of primitive peoples»,
New York —
London 1899, стр. 81
[«Религии первобытных народов», Нью-Йорк—Лондон 1899), стр. 81). Но им
очень трудно, а пожалуй, и совсем невозможно обойтись
без помощи людей. Во-первых, они
нуждаются в пище. Караибы строят особые хижины, в которых запираются ими
приносимые
363
знаем, что в
награду за это он ожидает известных услуг со стороны богов.
Отношения между богом и человеком сначала очень напоминают
отношения, основанные на взаимном договоре или, вернее, на кровном родстве. По
мере развития общественной власти отношения эти изменяются в том смысле, что
человек все более и более считает себя подчиненным богу. Эта подчиненность достигает
высшей своей точки в деспотических государствах. В новейших цивилизованных
обществах рядом со стремлением к ограничению королевской власти возникает
склонность к «натуральной религии» и к деизму, т. е. к такой системе представлений,
в которой власть бога со всех сторон ограничивается законами природы. Деизм
есть небесный парламентаризм.
Несомненно, однако, и то, что даже там, где человек воображает
себя рабом своего бога, в культе всегда отводится более или менее широкое место
магии, т. е. действиям, имеющим целью вынудить у богов известные услуги.
Мы уже знаем, что объективная точка зрения магии противоположна субъективной точке
зрения анимизма. Маг апеллирует к необходимости для того, чтобы повлиять на произвол
богов.
Вот выводы, к которым приводит нас анализ составных элементов
религии. (Эти выводы помогут нам понять характер религиозных
исканий в современной России. Изучая эти искания, мы увидим, что
некоторые из них представляют собою попытку оживить умирающие теперь
анимистические представления. Таковы искания гг. Булгакова, Мережковского,
Струве и Минского. Представители других исканий хотели бы устранить из религии
анимистические представления, сохранив ее
богам жертвы. И вот
караибы слышат даже, как стучат челюстями боги, поглощая пищу (A. Bros, La
religion des peuples non civilises,
p.
135. [А. Брос, Религия
нецивилизованных народов, стр. 135]). Многие боги очень любят
полакомиться человеческим мясом: известно, что человеческие жертвоприношения
весьма нередки между первобытными племенами. Когда ирокезы приносили своему
богу человеческую жертву, они обращались к нему с такой молитвой: «Мы приносим тебе эту жертву для того, чтобы ты мог поесть
человеческого мяса и чтобы ты за это постарался доставить нам счастье и победу
над врагами» (A. Bros,
Ibidem,
р. 136. [А. Брос,
там же, стр. 136]). Ничего не может быть яснее: do
ut des,
я даю тебе, чтобы ты дал мне. — Но богам нужна не одна пища. Они любят развлечься
пляской: этим объясняется возникновение священных танцев. Когда
боги становятся оседлыми — вместе с теми народами, которые им поклоняются, —
они начинают испытывать нужду в постоянном жилище, и тогда для них строят храмы
и т. д. и т. д. Короче сказать, у богов те же нужды, что и у людей, и эти их
нужды изменяются по мере того, как их поклонники подвигаются вперед по пути
культурного развития. Чем выше поднимается нравственное развитие людей,
тем бескорыстнее становятся их боги. Уже у пророка Осии
(гл. 6, ст. 6) Иегова говорит: «ибо я милости хочу, а не жертвы, и боговедения более, нежели всесожжении». Кант считал возможным свести религию ко взгляду на нравственные
обязанности, как на божественные заповеди.
364
другие элементы. Таков г. Луначарский; отчасти таков же Л. Н. Толстой.
Мы постараемся также дать себе отчет в теоретической и практической
ценности разнообразных исканий этого рода. Мы увидим, каким образом сами эти
попытки подтверждают своим существованием правильность основной теоремы исторического
материализма: не бытие определяется сознанием, а сознание — бытием. Но уже теперь я считаю себя вправе утверждать, что) всякая попытка
устранить из религии элемент анимизма противоречит природе религии и потому
заранее осуждена на неудачу. С устранением из религии анимистического
элемента у нас остается лишь нравственность в широком смысле слова. Но
нравственность не религия. Она возникает раньше религии и может существовать
без ее санкции.
Соляная кислота есть соединение хлора с
водородом. Устраните водород — у вас останется хлор, но уже не будет соляной
кислоты. Устраните хлор — вы получите водород, но соляной кислоты у вас опять
не будет.
<Правда, мне могут указать на буддизм,
который многие исследователи считают совершенно чуждым анимизма. Если бы они
были правы, то мой взгляд не выдерживал бы критики. Буддизм имеет около 500
миллионов последователей. В этом отношении — в отношении числа последователей —
ему уступают все другие религии. Если бы буддизм был чужд анимизма, то
выходило бы, что самая распространенная в свете религия своим примером
доказывает не только возможность, но и неоспоримую действительность того,
что я считаю невозможным и потому не могущим иметь места в
действительной жизни. Но это не так. Мы увидим, что буддизм вовсе не чужд
анимистических представлений, но что в нем представления эти имеют не тот вид,
какой они получили в других мировых религиях. Буддизм не опровергает моего
взгляда, а подтверждает его.>