Еще раз:
сознание безусловной необходимости данного явления может только усилить энергию
человека, сочувствующего ему и считающего себя одной из сил, вызывающих это
явление. Если бы такой человек сложил руки, сознав его необходимость, он
показал бы этим, что плохо знает арифметику. В самом деле, положим, что явление
А необходимо должно наступить, если окажется налицо данная сумма условий
S. Вы доказали мне, что эта сумма частью уже есть в наличности, а частью
будет
309
в данное время Т. Убедившись в этом, я, —
человек, страстно сочувствующий явлению А, — восклицаю: «Как это
хорошо!», и заваливаюсь спать вплоть до радостного дня предсказанного вами события.
Что же выйдет из этого? Вот что. В вашем расчете в сумму S, необходимую
для того, чтобы совершилось явление А, входила также и моя
деятельность, равная, положим, а. Так как я погрузился в спячку, то
в момент Т сумма условий, благоприятных наступлению данного явления,
будет уже не S, но S — а, что изменяет состояние дела.
Может быть, мое место займет другой человек, который тоже был близок к
бездействию, но на которого спасительно повлиял пример моей апатии,
показавшейся ему крайне возмутительной. В таком случае сила а будет
замещена силой b, и если а равно b (а = b), то сумма
условий, способствующих наступлению А, останется равной S, и
явление А все-таки совершится в тот же самый момент Т. Но если
мою силу нельзя признать равной нулю, если я ловкий и способный работник и если
меня никто не заменил, то у нас уже не будет полной суммы S, и явление А
совершится позже, чем мы предполагаем, или не в той полноте, какой мы
ожидали, или даже совсем не совершится. Это ясно, как день, и если я не понимаю
этого, если я думаю, что S останется S и после моей измены, то
единственно потому, что не умею считать. Да и один ли я не умею считать? Вы,
предсказывавший мне, что сумма S непременно будет налицо в момент Т, не
предвидели, что я лягу спать сейчас же после моей беседы с вами; вы были
уверены, что я до конца останусь хорошим работником; вы приняли менее надежную
силу за более надежную. Следовательно, вы тоже плохо сосчитали. Но предположим,
что вы ни в чем не ошиблись, что вы все приняли в соображение. Тогда ваш расчет
примет такой вид: вы говорите, что в момент Т сумма S будет
налицо. В эту сумму условий войдет, как отрицательная величина, моя
измена; сюда же войдет, как величина положительная, и то ободряющее
действие, которое производит на людей, сильных духом, уверенность в том, что их
стремления и идеалы являются субъективным выражением объективной необходимости.
В таком случае сумма S действительно окажется налицо в означенное вами
время, и явление А совершится. Кажется, что это ясно. Но если ясно, то
почему же, собственно, меня смутила мысль о неизбежности явления A?
Почему мне показалось, что она осуждает меня на бездействие? Почему, рассуждая
о ней, я позабыл самые простые правила арифметики? Вероятно, потому, что по
обстоятельствам моего воспитания у меня уже было сильнейшее стремление к
бездействию и мой разговор с вами явился каплей, переполнившей чашу этого
похвального стремления. Вот только и всего. Только в этом смысле, — в
смысле повода для обнаружения моей нравственной дряблости и негод-
310
ности, — и фигурировало здесь сознание
необходимости. Причиной же этой дряблости его считать никак невозможно:
причина не в нем, а в условиях моего воспитания. Стало быть... стало быть, —
арифметика есть чрезвычайно почтенная и полезная наука, правил которой не должны
забывать даже господа философы, — и даже особенно господа философы.
А как
подействует сознание необходимости данного явления на сильного человека,
который ему не сочувствует и противодействует его наступлению? Тут дело
несколько изменяется. Очень возможно, что оно ослабит энергию его
сопротивления. Но когда противники данного явления убеждаются в его
неизбежности? Когда благоприятствующие ему обстоятельства становятся очень
многочисленны и очень сильны. Сознание его противниками неизбежности его наступления
и упадок их энергии представляют собою лишь проявление силы благоприятствующих
ему условий. Такие проявления в свою очередь входят в число этих благоприятных
условий.
Но энергия
сопротивления уменьшится не у всех его противников. У некоторых она только
возрастет вследствие сознания его неизбежности, превратившись в энергию
отчаяния. История вообще, и история России в частности, представляет немало
поучительных примеров энергии этого рода. Мы надеемся, что читатель припомнит
их без нашей помощи.
Тут нас
прерывает г. Кареев, который хотя, разумеется, и не разделяет наших взглядов на
свободу и необходимость и к тому же не одобряет нашего пристрастия к
«крайностям» сильных и страстных людей, но все-таки с удовольствием встречает
на страницах нашего журнала ту мысль, что личность может явиться великой
общественной силой. Почтенный профессор радостно восклицает: «Я всегда говорил
это!» И это верно. Г. Кареев и все субъективисты всегда отводили личности
весьма значительную роль в истории. И было время, когда это вызывало большое
сочувствие к ним передовой молодежи, стремившейся к благородному труду на общую
пользу и потому, естественно, склонной высоко ценить значение личной
инициативы. Но в сущности субъективисты никогда не умели не только решить, но
даже и правильно поставить вопрос о роли личности в истории. Они
противополагали деятельность «критически мыслящих личностей» влиянию законов
общественно-исторического движения и таким образом создавали как бы новую
разновидность теории факторов: критически мыслящие личности
являлись одним фактором названного движения, а другим фактором служили
его же собственные законы. В результате получалась сугубая несообразность,
которою можно было довольствоваться только до тех пор, пока внимание деятельных
«личностей» сосредоточивалось на практических злобах дня и пока им поэтому
некогда
311
было заниматься философскими вопросами. Но с тех пор
как наступившее в восьмидесятых годах затишье дало невольный доcуг для
философских размышлений тем, которые способны были мыслить, учение
субъективистов стало трещать по всем швам и даже совсем расползаться, подобно
знаменитой шинели Акакия Акакиевича. Никакие заплаты ничего не поправляли, и
мыслящие люди один за другим стали отказываться от субъективизма, как от учения
явно и совершенно несостоятельного. Но, как это всегда бывает в таких случаях,
реакция против него привела некоторых из его противников к противоположной
крайности. Если некоторые субъективисты, стремясь отвести «личности» как можно
более широкую роль в истории, отказывались признать историческое движение
человечества законосообразным процессом, то некоторые из их новейших
противников, стремясь как можно лучше оттенить законосообразный характер этого
движения, невидимому, готовы были забыть, что история делается людьми и
что поэтому деятельность личностей не может не иметь в ней значения. Они
признали личность за quantité négligeable *. Теоретически такая
крайность столь же непозволительна, как и та, к которой пришли наиболее рьяные
субъективисты. Жертвовать тезой антитезе так же неосновательно, как и
забывать об антитезе ради тезы. Правильная точка зрения будет
найдена только тогда, когда мы сумеем объединить в синтезе заключающиеся
в них моменты истины **.
* [нечто,
не заслуживающее внимания]
** В
стремлении к синтезу нас опередил тот же г. Кареев. Но, к сожалению, он
не пошел дальше сознания той истины, что человек состоит из души и тела.