Искусство — явление историческое, следовательно, содержание его
общественное, форма же берется из форм природы. Для того чтобы оправдать теорию
“искусства ради искусства” надо сказать, что форма исчерпывает задачу, что
форма все, а содержание равнодушно. Русско-немецкие мыслители очень напирают на
общечеловеческое содержание в противоположность общественному. Тут опять
название играет роль понятия и, как всякое мнимое понятие, выражает
неопределенность и пустоту. Что такое общечеловеческое? Общее всем людям? т. е.
просто: человеческое. Да с знаменитого homo et nihil humanum a me alienum puto
(Я человек и ничто человеческое мне не чуждо (лат.) — все, что входит в
человеческую деятельность, есть человеческое или общечеловеческое; под это
название подходят равно явления и отношения общественные, и отношения лица к
лицу, и лица к природе и необходимости. Мысль и чувство — совершенно
общечеловеческие явления и совершенно общественные, потому что человек не в
стаде немыслим; даже грустное чувство, возбуждаемое отшельничеством, основано
на оторванности от стада. Отличительно человеческое — это сознание; а сознание
равно может проявляться и в искусстве, и в науке, и в жизни, т. е. в устройстве
стада. Сознание есть понимание отношений, выраженное мыслью, т.е. словом;
понятие отношений, будь оно понятие аналогии или разнородности предметов,
всегда сводится на уравновешивание, на понятие меры, гармонизирование и потому
не обходится без количественной категории. Приведение в меру (гармонизирование)
в науке есть отыскание закона известных отношений, будь это закон аналогии или
разницы, совпадения или расторжения, жизни или смерти. В искусстве
гармонизирование есть отыскание красоты отношений, будь это красота жизни или
смерти, блаженства или ужаса.
Сознание, не дошедшее до степени понятия, мысли, есть чувство. В
науке чувство не имеет места, потому что предмет и цель науки — понятие,
теория. В искусстве чувство имеет место, потому что предмет и цель его —
красота, изящное, для которого достаточно впечатления, без теории. Наука —
понятие о природе, искусство — подражание природе. Наука — воспроизведение
действительности в понятии; искусство — воспроизведение действительности в
подражании.
Но сознание, равно на степени понятия или чувства, совершается
посредством чувств, есть явление физиологическое. Поэтому искусство имеет
физиологические отделы: искусство слуха, искусство зрения и общее искусство,
искусство мысли, слова, т. е. музыка, живопись, поэзия. Как все в природе, ни
одно искусство не обходится без количественной категории, требует меры,
изящного гармонизирования отношений. Отношения звуков составляют собственно
гармонию; отношения линий — образы; поэзия вмещает и то, и другое + мысль — в
слове.
Огарев Н. П. Заметки и наброски // Избранные социально-политические
и философские произведения: В 2 т. М., 1956. Т. 2. С. 42-44